В СССР успех фильма определялся по количеству проданных билетов в первый год проката, а не как сейчас по количеству заработанных денег. Ниже вашему вниманию представлен рейтинг фильмов советского кинопроката, которые посмотрело наибольшее количество зрителей.
30 место
«Петро́вка, 38»
Остросюжетный детективный художественный фильм, снятый в 1980 году по одноимённой повести Юлиана Семёнова режиссёром Борисом Григорьевым. 53,4 млн. зрителей.
29 место
«Трактир на Пятницкой» - постреволюционный криминально-приключенческий фильм Александра Файнциммера 1978 года.
54,1 млн. зрителей. Это экранизация произведения Николая Ивановича Леонова «Ждите моего звонка», поэтому в картине присутствуют шпионские страсти, захватывающий детективный сюжет, суровые МУРовцы и наглые бандиты. К тому же, история основана на реальных событиях: главный бандит фильма создан по истории реально существовавшего преступника - о его ограблениях и жизни даже были сняты документальные сюжеты.
28 место
«Неуловимые мстители» - историко-революционный эксцентрический фильм Эдмонда Кеосаяна 1967 года по мотивам повести Павла Бляхина «Красные дьяволята».
54,5 млн. зрителей. Фильм 31-летнего режиссера Эдмонда Кеосаяна о приключениях четверки подростков в годы гражданской войны «выстрелил» так, как не ожидали этого ни его заказчики, ни сами создатели. Картину с перестрелками и погонями, адресованную 45 лет назад юным зрителям, с не меньшим интересом смотрели и их родители. При стоимости сеансов от 10 до 20 копеек затраты на кинопроизводство (520 тыс. рублей) окупились уже к концу третьей недели со дня премьеры. Во всех дворах от Калининграда до Владивостока игры в «наших против фашистов» временно отошли на второй план — детвора надолго заболела «Мстителями».
27 место
«Женщина, которая поёт» - мелодрама-музыкальный фильм Александра Орлова.
Фильм-полубиография Аллы Пугачёвой, где героиня выведена под именем Анны Стрельцовой. Премьера фильма состоялась в марте 1979 года. По итогам кассовых сборов в советском кинопрокате 1979 года фильм занял первое место, собрав 54 900 000 зрителей, а исполнительница главной роли Алла Пугачёва по результатам опроса журнала «Советский экран» была названа «Лучшей актрисой года». Изначально писать фоновую музыку к фильму должен был Александр Зацепин. Однако во время съёмок фильма между Зацепиным и Пугачёвой случился скандал, поскольку она, не предупредив его заранее, без его ведома включила свои песни (под псевдонимом Борис Горбонос) в картину. Из-за этого Зацепин отказался быть композитором фильма, однако согласился оставить в фильме свои песни. В итоге вся фоновая музыка была написана Аллой Пугачёвой.
26 место
«Сильные духом» - военный героико-приключенческий фильм Виктора Георгиева 1967 года по одноименному роману Дмитрия Медведева.
1 серия - 55,2 млн., 2 серия - 54,6 млн. зрителей. Подлинная история о советском разведчике Николае Кузнецове, который в тылу врага на Украине проник в ставку немецкого командования, похитил командующего карательными войсками и привел в исполнение приговор народа, казнив имперского советника.
25 место
«Спортлото-82» - эксцентрическая комедия Леонида Гайдая 1982 года.
Лидер советского кинопроката в 1982 году — 55,2 млн. зрителей. На один из билетов «Спортлото» выпадает крупный выигрыш. Однако билет оказывается потерянным. В поисках его герои попадают во множество занятных переделок, над которыми зритель веселится от души… Игровая комбинация, выбранная героиней фильма (1,2,3,4,5,6), была представлена зрителю, как «самая редкая» или «невероятная». На самом деле, с точки зрения комбинаторики, эта комбинация такая же обычная, как и любая другая, она имеет такие же шансы на выпадение, как и любая другая комбинация. Примечательно, что в реальной жизни комбинация повторилась на 2/3. В одном из тиражей «Спортлото» в категории 6 из 45 выпали шары 1,2,3,4
24 место
«Маленькая Вера» - социальный кинороман Василия Пичула 1988 года.
56 млн. зрителей. Критики считают первым советским фильмом, который преодолел табу на секс на советском экране. В картине впервые присутствует откровенная интимная сцена, которая до эпохи перестройки была совершенно немыслима для показа в кинотеатрах СССР (из западных фильмов подобные сцены «вырезались»). После «Маленькой Веры» (которая, в определённом смысле, стала символом раскрепощения) на экран потоком начали выходить ленты на запрещённую до того тематику: преступности, проституции, бытового насилия. Проблематика фильма, однако, значительно шире, чем демонстрация подробностей интимной жизни. Откровенность картины затрагивает саму жизнь среднестатистической советской семьи. Жёсткая натуралистичность убогой жизни провинциального городка — это пример «прямого кино», которое сильно контрастировало со смягчением острых углов в официальном советском кинематографе времён застоя.
23 место
«Освобождение» – военная киноэпопея Юрия Озерова 1970 года. Фильм 1 "Огненная дуга" - 56,1 млн., фильм 2 "Прорыв" - 56,0 млн. зрителей.
Киноэпопея в пяти частях, посвященная Великой Отечественной войне от Курской битвы до взятия Берлина. Невероятный размах, хорошая игра актеров, отличный сюжет, эпичнейшие батальные сцены. В съёмках принимали участие 3000 солдат, 150 танков и самолеты — всё настоящее, никакой компьютерной графики. Даже Берлин снимали в Берлине. Картину консультировали сотни специалистов и участников тех событий. На Львовском ремонтно-механическом заводе были изготовлены 10 «Тигров» и 8 «Пантер». 100 советских танков перекрасили под немецкие — для съёмок на заднем плане. Як-18 выступал в роли всех советских истребителей, и чешские Zlin Z-526 — в роли «Мессершмиттов». Мундир И. В. Сталина изготовил портной, который шил мундиры самому Сталину. Немецкие мундиры также были сшиты. Советское обмундирование было взято со складов, где оно сохранилось со времён войны.
22 место
«Русское поле» – социальный кинороман Николая Москаленко с элементами мелодрамы 1972 года.
Советская деревня конца 1960-х начала 1970-х годов. 56,2 млн. зрителей. В фильме Нонна Мордюкова сыграла со соим сыном Владимиром Тихоновым. Как и в жизни актриса похоронила сына. Говорят, что Мордюкова долго не соглашалась на эту роль.
21 место
«Судьба» —широкоформатный кинофильм 1977 года, режисер Е. Матвеев.
Продолжение кинодилогии, начатой фильмом "Любовь земная" (1974), по роману Петра Проскурина "Судьба". Сам автор принимал участие в написании сценария к этой картине. Роль Захара Дерюгина, великолепно исполненная Евгением Матвеевым, можно назвать одной из лучших в его творчестве. В фильме звучит песня песня Эхо любви в исполнении Анны Герман и Льва Лещенко. Зрители в СССР — 57.8 млн чел.
20 место
«Война́ и мир» — советский художественный фильм 1965—1967 годов, киноэпопея в четырёх частях, экранизация одноимённого романа Льва Толстого, одна из самых высокобюджетных картин в истории кинематографа.
Фильм стал известен благодаря масштабным батальным сценам и применению новаторской панорамной съёмки полей сражений. Одна из центральных работ в творчестве Сергея Бондарчука — создание фильма заняло около 6 лет (1961—1967). Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (1969). Главный приз Московского международного кинофестиваля 1965 года. 1-я серия («Андрей Болконский») — лидер проката в СССР в 1966 году (58 млн зрителей). «Война и мир» считается одним из наиболее масштабных проектов в мировой и советской кинематографии. Создатели получили доступ к музейным фондам, использовали для съёмок подлинную мебель и аксессуары XIX века. Для пошива костюмов директор картины привлёк Госплан СССР и Министерство лёгкой промышленности СССР
19 место
«Служебный роман» — художественный фильм, лирическая комедия в двух сериях режиссёра Эльдара Рязанова.
Лидер проката 1978 года — 58,4 млн зрителей. В 1971 году Эльдар Рязанов вместе со своим постоянным соавтором Эмилем Брагинским написал пьесу «Сослуживцы» — как первую часть дилогии, второй частью которой стали «Родственники». В том же году пьеса была поставлена в Москве — в Театре им. Вл. Маяковского и в Ленинграде — в Театре комедии, а затем и в десятках провинциальных театров. Всюду «Сослуживцы» шли с неизменным успехом, который и побудил Эльдара Рязанова снять на основе пьесы фильм; хотя непосредственным толчком, по свидетельству режиссёра, стала неудачная, телепостановка комедии. Актёры для этого фильма были подобраны очень быстро, поскольку у Рязанова оставались своеобразные «резервы» после кинопроб в других его картинах. Благодаря многочисленным актёрским экспромтам материала было отснято намного больше, чем вошло в окончательный вариант фильма
18 место
«Мачеха» — художественный фильм снятый в 1973 году О. Бондаревым по одноименной повести Марии Халфиной.
Одна из лучших ролей Татьяны Дорониной. Фильм стал лидером проката (59,4 млн зрителей), а Доронина была признана «актрисой года» по опросу журнала «Советский экран», а также удостоена награды кинофестиваля в Тегеране. Этот фильм нужно посмотреть обязательно. Я когда его смотрела беременная , вся уревелась.. Главная героиня повела себя как настоящая женщина, не смотря на отговоры даже собственной матери. Все таки хорошие фильмы снимали в СССР.
17 место
«Ива́н Васи́льевич меня́ет профе́ссию» — кинокомедия снятая в 1973 году по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Режиссер Леонид Гайдай.
Лидер советского кинопроката 1973 года —60,7 млн зрителей. На роли пробовались и могли бы стать: Иваном Васильевичем — Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Лебедев, Евгений Евстигнеев; Жоржем Милославским — Андрей Миронов, Георгий Юматов, Сергей Никоненко, Георгий Бурков, Вячеслав Невинный.
Песню «Поговори хоть ты со мной» исполнил Владимир Высоцкий, записав её специально для фильма. Некоторые эпизоды были переозвучены режиссёром фильма Леонидом Гайдаем из-за цензурных соображений: Например, во время царского банкета Бунша спрашивает Милославского: «Кто оплачивать будет?». Тот отвечает: «Ну, во всяком случае, не мы» (цензурный вариант), в оригинале же, по замыслу Леонида Гайдая — «Народ, народ, батюшка»
16 место
«Корона Российской империи, или Снова неуловимые» — двухсерийный приключенческий художественный фильм, поставленный в 1971 году режиссёром Эдмондом Кеосаяном. (60,8 млн человек).
Информация взята где то на просторах интернета.
PS: в следующем посте продолжение..........