Когда пишут о творчестве ведущих мастеров французского экрана, имя Мишеля Девиля обычно не упоминают или затрагивают вскользь. Работы этого режиссера не имели такого громкого фестивального успеха, как фильмы Жан-Люка Годара, Франсуа Трюффо или Алена Рене. Между тем в картинах Мишеля Девиля порой в парадоксальной, причудливой форме отразились существенные тенденции не только французского, но и европейского кинематографа.
С 20-ти лет Девиль стал работать ассистентом режиссера. За 30 лет поставил больше двух десятков фильмов. Свою первую самостоятельную постановку получил в 1958 году, во времена становления «новой волны». Казалось бы, двадцатисемилетний режиссер должен был неизбежно увлечься атмосферой, волновавшей его сверстников - Ж.-Л.Годара, Ф.Трюффо, К.Шаброля, Л.Мали, А.Варда. Борьба с «папенькиным кино», поиски новой кинематографической формы волновали в то время многих начинающих постановщиков, воодушевляемых и поддерживаемых редакцией «Кайе де синема». Даже тех из них, кто впоследствии стал успешно специализироваться на поприще зрелищно-развлекательной продукции (Роже Вадим, Эдуард Молинаро).
Однако Мишель Девиль ставил фильмы, сделанные в традициях жанрового кинематографа, снимая в главных ролях звезд европейского экрана. В потоке французских «репертуарных» фильмов эти ленты шли неплохо, не собирая, правда, столь внушительной аудитории, как, скажем, комедии Жерара Ури («Разиня», «Большая прогулка»).
Пожалуй, французская пресса всерьез заговорила о Мишеле Девиле, когда тому было уже под сорок - после изобретательно и со вкусом поставленного фильма «Бенжамен» с участием двух звезд разных поколений - Мишель Морган и Катрин Денёв. А 1970-е стали своего рода переломом в творчестве режиссера, который, быть может неожиданно для многих, от легкого развлечения пришел к темам так называемого «серьезного кино». К темам, не раз находившим отражение в классической литературе, в творчестве именитых метров западного экрана Луиса Бунюэля и Ингмара Бергмана: тайники человеческой .души, загадочный черный омут, глубокие воды, которые до поры до времени могут незаметно протекать где-то в закоулках сознания, чтобы в один прекрасный день неуправляемым потоком хлынуть наружу...
Для многих художников эта тема связана с испепеляющими душевными муками, с нелегкими ответами на болезненные, острые вопросы бытия. Но Мишель Девиль и здесь остался верен себе - при всей мрачности сюжетов и пессимизме избранной концепции - смех сквозь слезы, ирония.
М.Девиль отказался от специально написанного к фильмам музыкального сопровождения. В его картинах зазвучали мелодии Дж.Беллини, Франца Шуберта, Белы Бартока, Сен-Санса, Бетховена. Порой, как, скажем, в незамысловатой комедии «Ученик негодяя» сочетание высокой музыки Жоржа Бизе с пошловатым мирком героев, стремящихся во что бы то ни стало разбогатеть с помощью разного рода махинаций, выглядит почти кощунственным. Но это не просто прихоть режиссера, не модный прием. Нигде не злоупотребляя музыкой, Мишель Девиль вводит ее, как правило, контрапунктом. Музыка, написанная великими мастерами, становится для зрителей тем духовным началом, которое напрочь отсутствует у большинства персонажей картины. Музыка у М.Девиля призвана ярче высветить авторскую позицию, полнее выразить мир его чувств, переживаний, ассоциаций и аллюзий.
Один из наиболее характерных в этом плане фильмов – «Взбесившийся барашек». Французский критик Самюэль Лашиз, рецензируя эту картину писал, что «до сих пор мы знали Мишеля Девиля по грациозным комедиям нравов, хорошо поставленным, но часто слишком легким. Здесь он идет дальше, берет почти бальзаковский тон».
...Скромный служащий Николя Мане (Ж.-Л.Трентиньян), застенчивый и тихий, в один прекрасный день жалуется своему другу - журналисту Клоду Фабру (Ж.-П.Кассель) на свои жизненные невзгоды. К примеру, на то, что не способен побороть стеснительность и познакомиться с девушкой. Клод, шутя, внушает приятелю, что в нем заложены необыкновенные данные покорителя женщин, надо их только почувствовать. Черт возьми, почему бы нет! И вот начинается восхождение Николя, который, увольняясь со службы, громогласно заявляет: «Отныне буду жить за счет женщин и заниматься любовью!».
Мишель Девиль точно выбрал актера на главную роль. Таланту Жан-Луи Трентиньяна подвластны неожиданные психологические перехода - от лирического, минорного настроения к эмоциональному взрыву, стрессовому состоянию. В «Конформисте» (1970) Бернардо Бертолуччи, «Покушении» (1972) Ива Буассе и «Террасе» (1979) Этторе Скола эти качества актера проявились с предельной полнотой.
Во «Взбесившемся барашке» Ж.-Л. Трентиньян строит свою роль на эмоциональной энергии, вырвавшейся из-под контроля разума. По сути Николя Мане не что иное, как олицетворение мечты «среднего человека» о недоступной свободе. Ибо Николя своими бесцеремонно-аморальными действиями бросает вызов расхожей нравственности. Начиная свое восхождение с утверждения власти над смазливой уличной девчонкой Мари (Джейн Биркин), Николя очаровывает жену влиятельного бизнесмена Мадлен (Роми Шнайдер) и, наконец, - фаворитку «высшего света» Флору (Флоринда Болкан) и одинокую старушку-миллионершу...
Камера оператора Клода Лекомта в броской цветовой гамме снимает роскошные приемы, шикарные особняки, блеск бокалов в изнеженных руках сильных мира сего. В этом карнавале масок немало едких сатирических зарисовок. Но все это оправа для главной темы фильма: Николя, этот вчерашний тихоня и новоявленный Растиньяк или Жорж Дюруа, становится причиной гибели Мадлен (ее убивает ревнивый муж) и своего лучшего друга. Бедняга Клод имел неосторожность поспорить, что и для Николя есть «орешек не по зубам» - приехавшая в Париж заокеанская звезда (Кэрен Блэк). Для Клода Фабра она символ неприступности «высшей женщины», но для Николя и эта преграда оказалась не такой уж прочной. Узнав об этом, Клод Фабр кончает жизнь самоубийством. Его труп выносят из комнаты, и в камеру упирается неестественно огромный ботинок: у Фабра, оказывается, были парализованы ноги. Он застрелился из зависти к человеку, который, благодаря его провокации, смог повернуть свою жизнь на 180 градусов, получить все то, о чем тайно мечтал сам Клод...
Так демон-искуситель оказывается у Мишеля Девиля беспомощным калекой, свои мучительные желания умело прятавшим под маской циника, а его «жертва» - скромный «барашек», всерьез усвоивший уроки «пути в высшее общество» - не только удачливым покорителем женских сердец, но и хватким бизнесменом. Недаром даже смерть друга для Николя моментально становится предметом продажи - информация о ней включается в очередной номер только что купленной им газеты в качестве сенсационного репортажа.
Та же тема искусителя и жертвы появляется в еще одной вариации о «тихом омуте». Этот программный фильм Мишеля Девиля называется «Глубокие воды» (по роману П.Хайсмит). Тут Жан-Луи Трентиньян словно получил возможность продолжить роль Николя, правда, постаревшего на 7 лет.
...Под хрустальные музыкальные переливы на экране появляется небольшой островок Джерси, «украденный» у Франции англичанами. Зеленым «истмен-колоровским» цветом залиты лужайки и парки, окружающие виллу супружеской пары - владельца небольшой парфюмерной фабрики Вика (Ж.-Л. Трентиньян) и молоденькой Мелани (Изабель Юппер). Мишель Девиль и Клод Лекомт обстоятельно и неторопливо посвящают нас в любимое занятие скромного парфюмера – тот а разводит улиток. Внимательным взглядом Вик часами следит за их медлительно-липкими движениями и простейшими реакциями: при малейшей опасности - спасение в глубине раковины, а в спокойное время - плавные прогулки по свежей листве...
Эти кадры становятся рефреном «Глубоких вод», приобретая некое символическое значение в психологической ткани откровенно мелодраматической фабулы.
Мелани вдвое моложе своего мужа-отшельника. Она хочет развлекаться - веселиться, танцевать, ходить в гости, флиртовать. Изабель Юппер в дуэте с Жан-Луи Трентиньяном выступает на равных. Ей, актрисе, сыгравшей сложные, с «двойным дном» роли в фильмах знаменитых европейских мастеров, вполне доступны краски как скромной беззащитности, так и чувственно-агрессивной властности.
До поры герой Трентиньяна смотрит на эксцентрические причуды жены грустным взглядом провидца, неторопливо переставлявшего фигурки на шахматной доске, растягивая удовольствие давно решенного этюда. Но Мелани все чаще начинает проводить время с молодыми мужчинами, своими сверстниками, открыто приводит их к себе домой. Она своенравна. Она вызывающе непокорна. Рассудительная сдержанность мужа, его вежливое внимание, терпимость все больше начинают ее раздражать. И тогда Мелани откровенно провоцирует ревность Вика, унижая его мужское достоинство.
Впрочем, Трентиньян строит свою роль сложнее, чем во «Взбесившемся барашке». Это вовсе не жертва разбуженной ревности, как кажется Мелани. Это холодный и расчетливый экспериментатор - он экспериментирует не только с разновидностями улиток и духов, но и с психологией ближнего. Мишель Девиль вместе с актером недвусмысленно дают понять, что не Мелани провоцирует Вика, а сам Вик сознательно подталкивает жену к измене, искушает ее соблазнами с тем, чтобы развязать себе руки, найти моральное оправдание для преступлений, стать с их помощью полновластным диктатором в любви, сделать Мелани своей безропотной рабыней.
Тема подобных психологических экспериментов для Жан-Луи Трентиньяна тоже не нова. Он играл нечто похожее в «Пустыне Тартари» (1976) Валерио Дзурлини и в «Любовной страсти» (1981) Этторе Скола. Только в «Глубоких водах» тема искушения проведена актером особенно изощренно, помимо текста - в мимике, жесте, пластическом рисунке роли.
... Первого из ухажеров Мелани находят мертвым в бассейне. Второго, приезжего канадца, вовсе не могут найти. Мелани, интуитивно чувствуя неладное, заявляет на мужа в полицию. Следствие заходит в тупик, не найдя вещественных доказательств вины Вика. Но самой Мелани уже ясно, что фраза, брошенная однажды мужем: «Того, кто мне не нравится, я просто убиваю», - далеко не шутка. И когда она окончательно убеждается, что эти убийства Вик совершил из-за любви к ней, в ее душе тоже просыпаются «глубокие воды». Мелани понимает, что напрасно искала идеал сильного мужчины, не замечая того, кто рядом. В финале супружеская пара обретает любовную гармонию...
Тон Мишеля Девиля в «Глубоких водах» заметно отличается от настроения его прежних картин. Все меньше остается места для легкой иронии, юмора, все больше - для горького сарказма, для мрачной безысходности мира, где гармония любви достигается через психологическую аномалию и преступление и где так редки естественные человеческие чувства добра и сострадания.
В «Досье 51» тема «глубоких вод» приобретает необычное для режиссера измерение - приметы политического кинематографа. Картина эта стоит в творчестве Девиля особняком. В «Досье…» есть все привычные для политического кино аксессуары - впечатляюще показана бесчеловечная механика тотального шпионажа, подслушивания, подсматривания, когда спецслужбы государства, вооруженные сложнейшей техникой, бесцеремонно вторгаются в интимный мир человека. Но одновременно в фильме есть и другое - утверждение, что в каждом человеке, даже в самом, казалось бы, безукоризненном, можно при желании обнаружить скрытые пороки. Найти ту зацепку, ниточку, с помощью которой при использовании особой методики можно сделать с человеком что угодно: заставить его пойти на подлость, предательство, довести до самоубийства...
Так в жизни обыкновенного служащего, которая шла по привычной колее: работа, жена, ребенок - интеллектуалы и знатоки Фрейда из центра тотальной слежки, вальяжно беседуя и скрупулезно собирая нужную информацию, методично нащупывают «белые пятна» - го******уальную историю во время армейской службы, любовницу-троцкистку, тщательно скрываемую от самого себя извращенность. Затравленный герой направляет свой мерседес в придорожное дерево...
То, что политический кинематограф для режиссера - лишь эпизод в разработке волнующих его мотивов, доказали его последующие работы. К примеру, линию психологических экспериментов продолжает изысканная «Чтица», получившая гран-при на фестивале в Монреале. Эту картину, на мой взгляд, отличает безукоризненная элегантность и ироническая легкость кинематографической формы, эмоциональная непосредственность и гармония. Мишель Девиль нашел для главной роли идеальную актрису Миу-Миу, чей импровизационный дар и тонкое чувство юмора позволяют свободно чувствовать себя в причудливой стихии картины, построенной на переливах множества жанров.
«Чтица» лишена привычного для «позднего» Девиля мрачноватого настроения. Взгляд Мишеля Девиля здесь нежен и добр, хотя он и смотрит на мир с грустной улыбкой. Так в тени знаменитостей французского экрана, в тени кассовых боевиков Жоржа Лотнера и Клода Зиди вот уже много лет звучит негромкий голос Мишеля Девиля, режиссера со своим мироощущением. Это творчество мастера, пытающегося в противоречивом мире найти героев, в которых еще не умерла человечность. И когда в фильмах Девиля этого не случается - с экрана звучит музыка. Высокая музыка человеческой души...
Киновед Александр Федоров
Бертран Блие (Bertrand Blier) Родился 14.03.1939
Фильмы Бертрана Блие вызывают бурные дискуссии в европейской прессе и неоднозначный приём у публики. Провокационный, ироничный кинематограф этого мастера (которому, увы, когда-то не нашлось места в советском «Кинословаре») уже давно обрел не только поклонников, но и своего рода преемников («Холодная луна» (1991) Патрика Бушети).
Можно сказать, что Бертран Блие родился в кинематографической рубашке – его отец, известный французский актер Бернар Блие (1916 –1989) начал сниматься в кино за два года до рождения сына, а к концу 1950-х (Бертран тогда заканчивал школу) сыграл в фильмах Анри Клузо, Кристиана–Жака, Жюльена Дювивье, Андре Кайатта...
В 1960 году Жорж Лотнер (наши зрители хорошо знают его по «Смерти негодяя» (1977), «Профессионалу» (1981) и другим развлекательным лентам) пригласил Бернара Блие на главную роль в своём втором полнометражном фильме «Шагай или сдохни», и тот не упустил случая «посватать» сына в ассистенты режиссера. Судя по всему, Лотнер остался доволен совместной работой с семейным дуэтом, так как пригласил отца и сына Блие поработать и на следующей картине – «Уймите барабаны».
Режиссерский дебют Бертрана Блие – документальный фильм «Гитлер? Такого не знаю / Hitler, connais pas, 1963) был замечен в кинематографическом мире, но у массовой аудитории, ни он, ни поставленная далее лента «Если бы я был шпионом» (1967), успеха не имел.
Вероятно, ощущая, что не может пока раскрыть свой талант в режиссуре, Бертран Блие на время полностью ушел в литературное творчество (он автор экранизированных им впоследствии романов «Вальсирующие», «Отчим», «Вечерний костюм» и др.), написал сценарий для Жоржа Лотнера.
Кстати, пародийная авантюрная лента «Оставь играть, это вальс» (1971), поставленная по сценарию Блие, возможно, лучшая среди полусотни лотнеровских фильмов, Точно подобранный актерский состав (Мирей Дарк, Жан Янн, Бернар Блие, Мишель Константен) лишь подчеркнул достоинства блестящей драматургии – её остроумных диалогов, эксцентричных гэгов, лихо закрученной интриги, пародирующей штампы гангстерских лент. Картина имела шумный прокатный успех, что позволило Бертрану Блие вновь поверить в свои силы и экранизировать собственный роман «Вальсирующие».
Гитлер? Такого не знаю / Hitler, connais pas. Франция, 1963. Режиссер Бертран Блие. Сценаристы: Бертран Блие, Жерар Эден. Оператор: Жан–Луи Пикаве. Приз на кинофестивале Локарно. Премьера 25 июля 1963. 0,04 млн. зрителей (Франция).
Режиссерская школа Жоржа Лотнера («Шагай или сдохни» и др.) позволила Бертрану Блие успешно усвоить ироничную манеру повествования, в которой черный юмор сочетался с алогичной эксцентрикой (наглядный тому пример – пародия «Если бы я был шпионом»). Однако для режиссерского дебюта Блие выбрал документальный кинематограф в духе модного в ту пору «синема-веритэ».
Фильм «Гитлер, такого не знаю» состоял из серии интервью с французской молодежью, в ходе коих выяснился парадоксальней факт – не прошло ещё и двадцати лет со дня освобождения Франции от нацистской оккупации, а многие молодые люди и понятия не имели о нацизме и его усатом лидере.
Помнится, отечественная кинопресса тех лет использовала сей факт в разоблачительном духе – дескать, вот она, буржуазная молодежь, не желающая знать истории своего народа и т.д. Сегодня же в голову закрадывается крамольная мысль, а, может, это и хорошо, что французские парни и девчонки хотели жить – веселиться, любить, дурачиться с друзьями, а не читать толстые книги о кровавой войне и Гитлере?
Не отсюда ли тянется ниточка к персонажам знаменитой картины Блие «Вальсируюшие» (1972), герои которой азартно прожигают жизнь от авантюры к авантюре?
Если бы я был шпионом / Si j'étais un espion. Франция, 1967. Режиссер Бертран Блие. Сценаристы: Жак Куссо, Жан-Пьер Симоно, Филипп Адриан, Бертран Блие и др. Оператор: Жан-Луи Пикаве. Актеры: Бернар Блие, Бруно Кремер, Патриция Скотт и др. Премьера 30 августа 1967. 0,1 млн. зрителей (Франция)
В этом детективно –пародийном фильме некий врач вынужден помогать «плохим парням» (те шантажируют его, угрожая похитить дочь) найти одного из своих пациентов…
Это была первая полнометражная картина Бертрана Блие, в котором он впервые снял в главной роли своего отца – известного актера Бернара Блие (1916–1989).
По-видимому, «хичкоковская» ирония фильма «Если бы я был шпионом» оказалась слишком сложной для массовой аудитории, и он провалился в прокате. В Париже эту ленту посмотрело всего двадцать тысяч человек…
Таким образом, нет ничего удивительного, что обескураженный Бертран Блие на несколько лет ушел из режиссуры, сосредоточившись на литературном творчестве…
Вальсирующие / Les valseuses. Франция, 1974. Режиссер Бертран Блие. Сценаристы: Бертран Блие, Филипп Дюмарсэ (по роману Бертрана Блие). Оператор Бруно Ньюттен. Актеры: Патрик Девэр, Жерар Депардье, Миу-Миу, Доминик Даврэ, Жанна Моро, Бриджитт Фоссе, Кристиан Алер, Изабель Юппер и др. Премьера: 20 марта 1974. 5,7 млн. зрителей (Франция).
20 марта 1974 года «Вальсирующие» вышли на экраны Франции и продержались там целых 15 недель. Именно на этой картине сложилось легендарное трио: Бертран Блие – Жерар Депардье – Патрик Девэр (1947 –1982), позже, увы, превратившееся в дуэт.
«Вальсирующие» стали самой кассовой работой Бертрана Блие (для сравнения: собранные этим фильмом во Франции 5,7 млн. зрителей – с учетом разницы числа жителей Франции и СССР – соответствовали бы примерно 27 млн. советских зрителей 1974 года).
«Вальсирующие» – трагикомедия о молодых аутсайдерах, превращающих свою (и не только свою) жизнь в сплошной аттракцион – они воруют, занимаются любовью, эпатируют добропорядочных граждан... «Плод невообразимого гнева, – писал о «Вальсирующих» сам режиссер, – рассматривался как покушение против публики!».
И верно, не только поклонники «соцреализма», но и иные французские критики поспешили выступить с грозными обвинениями, утверждая, что «Бертран Блие медленно опускается до изображения фашистского поведения, прикрывающегося оболочкой извращенного анархизма». Приведенная цитата, на мой взгляд, говорит о том, что авторы подобных прокурорских статей и книг умудрились не заметить в «Вальсирующих» боли и любви, драматизма противостояния «рационального мира» и отверженных искателей несбыточного счастья.
Вообще, вероятно, не стоит полностью доверяться высказываниям создателей произведений искусства. Как известно, мотивами многих из них становится желание поразить, обратить на себя внимание пу6лики. Б. Блие говорил в одном из интервью, что больше всего он любит в кино грубость и резкость, а терпеть не может – поэзию, эстетизм и операторские красивости. Но достаточно посмотреть хотя бы его «Отчима» или «Спасибо, жизнь!», как помимо грубости и резкости обнаружатся искренность, любовь и нежность, подлинная поэтичность и изысканный по цветовой гамме изобразительный ряд...
Отдельно отмечу превосходную операторскую работу Бруно Ньюттена («Барокко», «Лучший способ ходить», «Сестры Бронте», «Одержимость», «Пиратка», «Форт Саган» и др.).
Покой / Calmos / Femmes fatales. Франция, 1976. Режиссер Бертран Блие. Сценаристы: Бертран Блие, Филипп Дюмарсэ. Оператор Клод Ренуар. Актеры: Жан-Пьер Мариель, Жан Рошфор, Бернар Блие, Бриджит Фоссе, Валери Мересс, Клод Пьеплю, Дора Долл, Мишель Пейрелон, Мишлин Кан, Жак Риспаль, Жак Дени, Сильви Жоли, Катрин Рети, Жерар Жюньо, Бриджитт Дефранс, Николь Десайи, Николь Гарсия и др. Премьера 11 февраля 1976. 0,7 млн. зрителей (Франция).
… Два друга – Поль и Альбер – решают уехать за город, чтобы сменить образ жизни и отдохнуть (особенно от контактов с женщинами). Но не тут –то было: друзей выслеживают их жены, чтобы… заставить их выполнять супружеские обязанности…
Едкая комедия Бертрана Блие («Вальсирующие», «Холодные закуски», «Вечерний костюм» и др.) под обманчивым названием «Покой» собрала роскошный букет тогдашних французских звезд: Жан-Пьер Мариель (1932–2019), Жан Рошфор (1930–2017), Бернар Блие (1916–1989) и Бриджит Фоссе, однако зрительского успеха, подобного «Вальсирующим», увы, не имела.
Однако, я полагаю, что сегодня этот фильм стоит посмотреть не только из-за Бертрана Блие и его актеров, но и из-за замечательной операторской работы Клода Ренуара (1913–1993), снявшего такие знаменитые фильмы, как «Золотая карета» (1953) Ж. Ренуара, «Обманщики» (1958) М. Карне, «Большая прогулка» (1966) Ж. Ури, «Барбарелла» (1968) Р. Вадима, «Французский связной» (1975) Дж. Франкенхаймера, «Чудовище» (1977) К. Зиди и др.
Приготовьте ваши носовые платки / Préparez vos mouchoirs. Франция –Бельгия, 1977. Режиссер и сценарист Бертран Блие. Оператор Жан Пензер. Актеры: Жерар Депардье, Кароль Лор, Патрик Девэр, Мишель Серро, Элеонор Хирт, Жан Ружери, Сильви Жоли, Ритон Либман, Лилиан Ровер, Мишель Бон и др. Оскар (1978) за лучший фильм на иностранном языке. Премьера 11 января 1978. 1,3 млн. зрителей (Франция)
Фильм Бертрана Блие «Приготовьте ваши носовые платки», на мой взгляд, как и многие его иные работы («Вальсирующие», «Холодные закуски», «Вечерний костюм» и др.), не укладывается в рамки некой «моральной невесомости или стерильного зла», к которому «не пристают пыль и пятна ответственности и прочих условностей».
Это своеобразная сказка о Царевна Несмеяне (Кароль Лор) и двух рыцарях (Жерар Депардье и Патрик Девэр) и неком отроке – вундеркинде 15 лет, на которую дерзко накладываются иронически трансформированные мелодраматические штампы телевизионных «мыльных опер» (отсюда и отчетливая насмешливость названия картины).
Героиня не чувствует себя счастливой с любящим мужем (Ж. Депардье), ни с его случайным знакомым – школьным учителем (П. Девэр)…
В финале, казалось бы, гармония обретена – она становится женой малолетнего «принца», но... Блие не был бы Блие, если бы тут же не дал понять, что круг замкнулся: царевна, оттаявшая было от любви юного вундеркинда, в размеренной семейной жизни снова превращается в Несмеяну...
Между тем, при всей авторской иронии нельзя не ощутить, что Бертран Блие любит своих таких непутевых и эксцентричных героев.
В фильме «Приготовьте ваши носовые платки» Бертран Блие впервые работал вместе с замечательным оператором Жаном Пензером (1927–2021), с которым снимал потом «Холодные закуски», «Женщину моего друга», «Нашу историю» и «Вечерний костюм».
Холодные закуски / Buffet froid. Франция, 1979.Режиссер и сценарист Бертран Блие. Оператор Жан Пензер. Актеры: Жерар Депардье, Бернар Блие, Жан Карме, Дениз Жанс, Марко Перрен, Жан Бенгиги, Жан Ружери, Лилиан Ровер, Бернар Кромби, Мишель Фортен, Николь Десайи, Женевьева Паж и др. Премия "Сезар" (1979) за лучший сценарий. Премьера 19 декабря 1979. 0,8 млн. зрителей (Франция)
На фоне антиконформизма и ядовитой сатиры «Вальсирующих» (1974) картина «Приготовьте ваши носовые платки» (1977) выглядела чуть ли не лирикой, тогда как «Холодные закуски», как верно подметил французский киновед Рене Предаль, были построены на парадоксальной логике безумного абсурда, которая качалась между сюрреалистической фантастикой и необъяснимой тревогой `а la Беккет.
В «Холодных закусках» нет аналитического проникновения в человеческую психику со множеством психологических нюансов, так или иначе оправдывающих или объясняющих эксцентрику поведения персонажей, характерного для «Вальсирующих» и «... платков».
Персонажи Жepapa Депардье, Блие–старшего (1916–1989) и Жана Карме (1920–1994) в «Холодных закусках» – маски в кино марионеток, где условно добрые и чувствительные натуры одновременно столь же условно злы и жестоки.
В «Вальсирующих» и «...платках» на экране был узнаваемый в бытовых подробностях реальный мир со странными, «сдвинутыми по фазе» персонажами. В «Холодных закусках» мир, окружающий героев, тоже «съехал с катушек»: дома без жильцов, улицы без пешеходов и т.п. Словно в дурном сне солидный комиссар полиции (Б. Блие) покрывает застенчивого убийцу-маньяка (Ж. Карме), а добродушный увалень (Ж. Депардье) то ли убивает, то ли нет первого встречного в пустынном метро.
С одной стороны, «Холодные закуски» – остроумная пародия на детективы и “film noir”, но в то же время трагический смысл отчуждения человека в тисках цивилизации и подавленных (разбуженных?) желаний так или иначе проступает сквозь плотный слой мрачной эксцентрики, балансирующей на грани вульгарности и цинизма, но при этом никогда не скатывающейся к грязной пошлости...
«Я нахожу, что подлинные страсти наиболее ярко проявляются, когда люди убивают или ранят себя или друг друга». В этих словах Блие, быть может, даёт ключ не только к фильму «Холодные закуски», но ко многим другим своим работам.
Отчим / Beau –père. Франция, 1981. Режиссер и сценарист Бертран Блие (по собственному роману). Оператор Саша Верни. Актеры: Патрик Девэр, Ариэль Бесс, Морис Роне, Женевьев Мниш, Морис Риш, Маша Мериль, Роза Тьери, Катрин Альковер, Мишель Берто, Натали Бай, Николь Гарсия и др. Премьера 16 сентября 1981. 1,2 млн. зрителей (Франция)
В такой, вроде бы, камерной мелодраме, как «Отчим» Бертрана Блие, настоящая история любви начинается только после того, как в автокатастрофе гибнет жена главного героя…
Сыгравший одну из последних ролей в своей резко оборвавшейся жизни Патрик Девэр (1947–1982) поразительно достоверен в своей роли. Всеми силами души и тела его герой пытается не отвечать на отнюдь не платонические чувства своей приёмной дочери –тинэйджера, но день за днем всё глубже погружается в запретный, тайный омут любви...
Пожалуй, эта самая грустная и лиричная картина режиссера, после которой он вновь вернулся к стилю едкой сатиры и шокирующих выпадов в «Нашей истории» (1984) и «Вечернем костюме» (1986).
В «Отчиме» Бертран Блие первый и единственный раз работал с талантливым оператором Саша Верни (1919–2001), снявшим такие знаменитые фильмы, как «Хиросима, любовь моя» (1959) А. Рене, «В прошлом году в Мариенбаде» (1961) А. Роб-Грийе и А. Рене, «Дневная красавица» (1967) Л. Бунюэля, «Публичная женщина» (1984) А. Жулавского, «Отсчет утопленников» (1988) П. Гринуэя и др.
Женщина моего друга / La Femme de mon pote. Франция, 1983. Режиссер Бертран Блие. Сценаристы: Бертран Блие, Жерар Браш. Оператор Жан Пензер. Актеры: Колюш, Изабель Юппер, Тьерри Лермит, Франсуа Перро, Даниэль Кола и др. Премьера 31 августа 1983. 1,5 млн. зрителей (Франция)
…Лыжный курорт. Симпатичная женщина. И двое влюбленных в нее парней…
Фабула фильма знаменитого режиссера Бертрана Блие («Холодные закуски», «Вечерний костюм», «Спасибо, жизнь!»), сочетающего жанры комедии и мелодрамы, стара как мир. Но, как говорится, главное – аранжировка. Тут Блие проявляет себя мастером иронии, который сочувствуя недотепам –мужчинам, отдает дань витальному напору женской натуры…
На мой взгляд, «Женщину моего друга» не отнесешь к лучшим работам режиссера, однако и в ней есть особый французский шарм и атмосфера игры со зрителем…
Наша история / Notre histoire. Франция, 1984.Режиссер и сценарист Бертран Блие. Оператор Жан Пензер. Актеры: Ален Делон, Натали Бай, Жерар Дармон, Женевьева Фонтанель, Жан-Пьер Дарруссен, Сабин Одепен, Жан –Франсуа Стевенен, Жинет Гарсен, Мишель Галабрю, Венсан Линдон и др. Премия «Сезар» (1984) за лучший сценарий и лучшему актеру (Ален Делон). Премьера 23 мая 1984. 0,9 млн. зрителей (Франция)
Вероятно, Ален Делон совершил своего рода актерский подвиг, согласившись на главную роль в сатирической комедии Бертрана Блие "Наша история". Ведь создатель "Вальсирующих" предложил Делону сыграть злую пародию на его "звездный" имидж богача или супермена из "Бассейна" и "Борсалино".
Как правило, зрители не прощают своим кумирам подобных вольностей! А тут Делон играет жалкого персонажа, влюбившегося в шл***... Но, кто не рискует, тот не пьет шампанского – за роль в "Нашей истории" Ален Делон был удостоен высшей награды французской киноакадемии – "Сезара". А Блие, как всегда, вдоволь поиздевался над моралью современного общества и его типичными представителями.
Вечерний костюм / Tenue de soirée. Франция, 1986. Режиссер и сценарист Бертран Блие. Оператор Жан Пензер. Актеры: Жерар Депардье, Мишель Блан, Миу –Миу, Мишель Кретон, Жан-Франсуа Стевенен, Милен Демонжо, Жан-Пьер Мариель, Каролин Сиоль, Бруно Кремер и др. Премьера 23 апреля 1986. 3,1 млн. зрителей (Франция)
«Вечерний костюм» был поставлен Бертраном Блие («Вальсирующие», «Холодные закуски», «Спасибо, жизнь!» и др.), в самом начале волны фестивального интереса к теме го*******ализма. В этой картине играли «вальсирующие» Жерар Депардье и Миу-Миу, а место ушедшего из жизни Патрика Девэра (1947–1982) занял Мишель Блан.
Любовный треугольник в этой сатирической притче приобретает неожиданный акцент: напористый персонаж Депардье уводит героя Блана от симпатичной женушки. Мало того, вскоре «сладкая парочка» решает подработать мужской проституцией!
У какого-нибудь ремесленника такой сюжет моментально превратился бы в заурядную п***уху, но Бертран Блие снова виртуозно балансировал на лезвии бритвы, ни разу не порезавшись и не оступившись. С. Кудрявцев считает, что «по мысли Блие, общество окончательно демускулинизировалось, стало похоже не просто на женщину, а на заурядную шл***, низкопробную сте***». По-моему, эта фраза – следствие увлечения глобальными обобщениями, традиционными для российской кинокритики. Почему окончательно? И неужели общество так однородно?
Я лично не склонен видеть в «Вечернем костюме» столь пессимистический вердикт в духе «катастрофического оптимизма» Марко Феррери: у Бертрана Блие достаточно здравого смысла и самоиронии, чтобы не ударяться в позу Высшего судьи и Непримиримого разоблачителя. Да и последующие его работы, особенно «Спасибо, жизнь» (1991) показали, что он, оставаясь по-прежнему провокатором и сатириком, вопреки всему сохранил в душе лиризм и даже определенную сентиментальность мировосприятия.
Слишком красива для тебя / Trop belle pour toi. Франция, 1989. Режиссер и сценарист Бертран Блие. Оператор Филипп Руссело. Актеры: Жерар Депардье, Жозиан Баласко, Кароль Буке, Ролан Бланш, Франсуа Клюзе, Дидье Бенуро и др. Специальный Гран –при жюри Каннского фестиваля (1989). Премии "Сезар"(1989) за лучший фильм, режиссуру, сценарий и монтаж. Премии «Сезар» за лучшие актерские работы (Жерар Депардье и Кароль Буке). Премьера 12 мая 1989. 2,0 млн. зрителей (Франция)
Сюжет получившего немало престижных наград фильма «Слишком красива для тебя» (1989) снова содержал ситуацию–перевертыш: глава фирмы (Жерар Депардье) своей красавице –жене (Кароль Буке) предпочитал дурнушку–секретаршу (Жозиан Баласко), выпадая тем самым из «бонтона» своего круга удачливых бизнесменов и высокопоставленных чиновников. Вместо банальной служебной интрижки, столь милой многим «патронам» и «боссам», герой Депардье оказывается в неукротимом водовороте безумной страсти.
Но в отличие от горячо и темпераментно сыгранного героя из «Соседки» (1981) Франсуа Трюффо, персонаж Депардье из фильма Бертрана Блие «Слишком красива для тебя» воспринимается с насмешкой, граничащей с сарказмом, а сама картина чем-то перекликается с классическим «Скромным обаянием буржуазии» (1972) гениального Луиса Бунюэля.
Спасибо, жизнь / Merci la vie. Франция, 1991.Режиссер и сценарист Бертран Блие. Оператор Филипп Руссело. Актеры: Шарлотта Генсбур, Анук Гринберг, Мишель Блан, Жан Карме, Ани Жирардо, Жан –Луи Трентиньян, Жерар Депардье, Анук Фержак и др. Премьера 13 марта 1991. 1,1 млн. зрителей (Франция)
Признаюсь, «Спасибо, жизнь» – один из самых моих любимых фильмов Бертрана Блие («Вальсирующие», «Приготовьте ваши носовые платки», «Холодные закуски» и др.). В этой трагикомедии есть чарующая провокационность, магическое смешение временных пластов, дразнящая эротичность, забавная эксцентрика, светлая печаль об ушедшей молодости и философские размышления о причудливых взаимоотношениях поколений, людских судеб, лизни и смерти, мечты и реальности…
Юная Анук Гринбер (ставшая, к слову, гражданской женой Бертрана Блие в 1990-х) с покоряющей искренностью и кошачьей пластикой играет в этом фильме «дрянную девчонку», не раз уже битую жизнью, которая вместе со своей случайной подружкой (Шарлотт Гинсбур) путешествуют в пространстве (автотрассы, дом врача, съемочная площадка) и во времени (Франция оккупационных лент).
Бертран Блие виртуозно сплавляет на экране воображение и реальность, прошлое и настоящее, музыку Бетховена и Бреля. Здесь нацисты в зловещих черных мундирах оказываются всего лишь статистами из киномассовки, но стоит их офицеру (изумительная по чувству баланса между «понароршку» и «всерьёз» игра Жана-Луи Трентиньяна) дать команду, как действие приобретает совсем не киношный, жуткий по своему натурализму оборот…
В этом фильме вновь с особой силой звучит тема беззащитности и ранимости «маленького человека», которого «как сумасшедший с бритвою в руке» преследует неотвратимый Рок, почти не оставлявший места для Любви. Но как хочется этому человеку среди серо –зеленой тоски закричать: «Раз, два, три, солнце!».
Раз, два, три, солнце! / Раз, два, три... замри! / Un, deux, trois, soleil. Франция, 1993. Режиссер и сценарист Бертран Блие (по собственному роману). Оператор Жерар де Баттиста. Актеры: Анук Гринбер, Мириам Буайе, Оливье Мартинес, Жан-Мишель Нуаре, Дениза Шалем, Жан-Пьер Мариель, Эва Дарлан, Клод Брассёр, Патрик Бушите, Марчелло Мастроянни и др. Приз на кинофестивале в Венеции. Премьера 19 августа 1993. 0,4 млн. зрителей (Франция)
Юная героиня (Анук Гринбер) этой грустной комедии живёт где –то на городской окраине. Ее отец – алкоголик, мать – явно психически нездорова… Но жизнь есть жизнь, и в ней всегда остается надежда…
Бертрана Блие («Вальсирующие», «Приготовьте ваши носовые платки», «Холодные закуски» и др.) здесь своей стихии, а изобразительный ряд на сей раз вместе с ним выстраивает оператор Жерар де Баттиста («Жена космонавта», «Салон красоты «Венера», «Малышка Лили», «Железнодорожный роман», «Секрет» и др.).
Мой мужчина / Мужчина моей жизни / Mon homme. Франция, 1996. Режиссер Бертран Блие и сценарист Бертран Блие. Оператор Пьер Ломм. Актеры: Анук Гринбер, Жерар Ланвен, Валерия Бруни Тедески, Оливье Мартинес, Жак Франсуа, Мишель Галабрю, Робер Ирш, Бернар Фрессон, Жак Гамблен, Орор Клеман, Жан-Пьер Лео, Сабина Азема и др. Премьера 31 января 1996. 0,5 млн. зрителей (Франция)
В середине в 1990-х Бертран Блие снял свою любимую в ту пору женщину и актрису Анук Гринбер («Спасибо, жизнь!») в саркастической драме «Мой мужчина».
Это фильм о парадоксах женской любви. Главная героиня ради своего любимого готова идти на все, зарабатывая для него на хлеб насущный на панели...
Быть может, у рядового постановщика эта история получилась бы пошлой и фальшивой. Но Блие всегда умел превратить банальную житейскую ситуацию в высокое искусство...
Фильм «Мой мужчина» был снят замечательным оператором Пьером Ломмом (1930–2019), известным по фильмам «Армия теней» (1969) Ж.-П. Мельвиля, «Сладкий фильм» (1974) Д. Макавеева, «Плоть орихидеи» (1975) П. Шеро, «Дикарь» (1975) Ж.-П. Раппно, «Скажите ей, что я ее люблю» (1977) К. Миллера, «Квартет» (1981) Дж. Айвори, «Смертельная прогулка» (1983) К. Миллера, «Камилла Клодель» (1988) Ньюттена, «Сирано де Бержерак» (1990) Ж.-П. Раппно и др.
Актёры / Les Acteurs. Франция, 2000. Режиссер и сценарист Бертран Блие. Оператор Франсуа Катонне. Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Ален Делон, Мишель Серро, Пьер Ардити, Жозиан Баласко, Франсуа Берлеан, Доминик Блан, Клод Брассёр, Жан-Клод Бриали, Жерар Депардье, Альбер Дюпонтель, Андре Дюссолье, Жак Франсуа, Сами Фрей, Мишель Галабрю, Тикки Ольгадо, Мишель Лонсдаль, Жан-Пьер Мариель, Паташу, Мишель Пикколи, Клод Риш, Жак Вильре, Жан Янн и др. Премьера 5 апреля 2000. 0,4 млн. зрителей (Франция)
В этой комедии Бертрана Блие («Вальсирующие», «Приготовьте ваши носовые платки», «Холодные закуски» и др.), построенной на мотиве опасности заговора, знаменитые французские актеры играют самих себя. Большинство из них, к сожалению, уже покинуло этот мир: Жан-Поль Бельмондо (1933–2021), Мишель Серро (1928–2007), Клод Брассёр (1936–2020), Жан-Клод Бриали (1933–2007), Мишель Галабрю (1922–2016), Мишель Лонсдаль (1931–2020), Жан-Пьер Мариель (1932–2019), Мишель Пикколи (1925–2020), Клод Риш (1929–2017), Жан Янн (1933–2003) и др.
Но, слава Богу, Ален Делон, Жерар Депардье, Пьер Ардити, Андре Дюссолье, Сами Фрей все еще радуют нас своим талантом…
В «Актерах» Бертран Блие начал работать с известным оператором Франсуа Катонне («Леопард», «Поле чести», «Французская революция», «Индокитай», «Французская женщина» и др.), с которым он снял потом еще несколько своих фильмов: «Отбивные», «Сколько ты стоишь?», «Шум кубиков льда».
Отбивные / Les Côtelettes. Франция, 2003. Режиссер и сценарист Бертран Блие (по собственной пьесе). Оператор Франсуа Катонне. Актеры: Филипп Нуаре, Мишель Буке, Фарида Рауадж, Катрин Игель и др. Премьера 24 мая 2003. 0,1 млн. зрителей (Франция)
Комедия о двух стариках в блестящем исполнении Филиппа Нуаре (1930–2006), Мишеля Буке (1925–2022), один из которых решил досадить другому…
Бертран Блие («Вальсирующие», «Приготовьте ваши носовые платки», «Холодные закуски» и др.) в присущей уму манере смешивает комедийные повороты сюжета с грустными нотами завершения жизненного пути своих персонажей…
Быть может, в «Отбивных» можно ощутить некоторую режиссерскую усталость, но и это вполне объяснимо: в 2003 году Бертрану Блие исполнилось 64 года…
Сколько ты стоишь? / Насколько ты меня любишь? / Combien tu m'aimes? Франция–Италия, 2005. Режиссер и сценарист Бертран Блие. Оператор Франсуа Катонне. Актеры: Моника Беллуччи, Бернар Кампан, Жерар Депардье, Жан –Пьер Дарруссен, Фарида Рауадж, Сара Форестье, Бертран Блие и др. Приз на Московском международном кинофестивале (2006). Премьера 26 октября 2005. 0,5 млн. зрителей (Франция)
Главному герою этого фильма крупно повезло – он выиграл в лотерею баснословные деньги и решил сделать необычное вложение: купить себе на длительный срок женщину легкого поведения…
В этой комедийной мелодраме Бертран Блие («Вальсирующие», «Приготовьте ваши носовые платки», «Холодные закуски» и др.) сделал ставку на Монику Беллуччи («Доберман», «Малена», «Братство волка», «Матрица: перезагрузка», «Тайные агенты», «Необратимость» и др.). И, на мой взгляд, не прогадал – талантливая актриса сыграла одну из лучших своих ролей…
Шум кубиков льда / Кусочки льда / Le bruit des glaçons. Франция, 2010. Режиссер и сценарист Бертран Блие. Оператор Франсуа Катонне. Актеры: Жан Дюжарден, Альбер Дюпонтель, Анн Альваро, Мириам Буайе, Одри Дана, Криста Терет и др. Премьера 25 августа 2010. 0,7 млн. зрителей (Франция). 0,7 млн. зрителей (Франция)
Некий писатель слишком увлечен горячительными напитками и не может с этим справиться. Так что вполне логично, что от него отвернулись и семья, и друзья, и даже любовница…
Грустная комедия Бертрана Блие («Вальсирующие», «Приготовьте ваши носовые платки», «Холодные закуски» и др.) снова обращается к теме творческого и жизненного кризиса и попыткам из него выйти…
Любопытно, что, по-видимому, творческий кризис испытывал в эту пору и сам режиссер, иначе чем объяснить, что следующий его фильм – «Особое сопровождение» (2019) – вышел на экраны только через девять лет…
Особое сопровождение / Convoi exceptionnel. Франция, 2019.Режиссер и сценарист Бертран Блие. Оператор Ишам Алауи. Актеры: Жерар Депардье, Кристиан Клавье, Фарида Рахуадж и др. Премьера 13 марта 2019. 0,1 млн. зрителей (Франция)
«Особое сопровождение» – своего рода притча о кризисе жизни, где некий «профессиональный» бездельник (Жерар Депардье) знакомится с неким обманутым мужем (Кристиан Клавье).
Увы, этот фильм Бертрана Блие («Вальсирующие», «Приготовьте ваши носовые платки», «Холодные закуски» и др.), который он снял после большого перерыва, последовавшего после «Шума кубиков льда» (2010), провалился во французском прокате. Посему я лично не уверен в том, что в свои восемьдесят с лишним этот один из самых талантливых французских режиссеров решится снова взваливать на себя бремя создания новой картины…
Киновед Александр Федоров