Найти тему
Галерея BazArt

ЖЕНЩИНЫ В ИСКУССТВЕ ч2. Женщины в живописи 2

ПРОДОЛЖЕНИЕ

В 2003 году на экраны вышел фильм Питера Уэббера «Девушка с жемчужной сережкой», снятый по одноимённому роману Трейси Шевалье. В фильме рассказана история создания одного из самых впечатляющих полотен Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой». Главные роли – художника и его модели – исполнили Колин Ферт и Скарлетт Йоханссон. Согласно истории, рассказанной в фильме, прекрасной девушкой на портрете была служанка, юная Гриет. В фильме тонко и изящно показаны отношения между художником и девушкой, которая в какой-то момент начинает позировать Вермееру. Перед нами разворачивается история не просто создания картины, но и история тайной любви несчастливого в браке художника к юной служанке, история отношений, так и оставшихся платоническими. Эти чувства художник воплотил в портрете, которым сейчас мы можем полюбоваться в музее Маурицхёйс в Гааге. На самом деле это всего лишь плод фантазии Трейси Шевалье, как история с посещением Хачатуряном Дали, придуманная Веллером. Кем была прекрасная незнакомка? К сожалению, история хранит тайну. По одной из версий моделью послужила дочь художника. Таких безымянных и прекрасных девушек на полотнах знаменитых художников немало. Есть уж совсем удивительные истории. Так на картине Караваджо «Смерть Марии» изображена предположительно утопленница. Караваджо действительно бывал не редким гостем в морге, где изучал анатомию человека, и вполне мог забрать труп женщины на время в мастерскую. Так это или нет, неизвестно. В свое время эта картина вызвала скандал, и монахи, заказавшие картину, даже отказались от нее. Конечно не из-за утопленницы, а из-за чрезмерной достоверности. Уж слишком простой человечной женщиной оказалась Мария на полотне.

"Смерть Марии" Караваджо, 1604—1606гг.
"Смерть Марии" Караваджо, 1604—1606гг.

Однако, в нашей статье все имена известны и документально запротоколированы.

Герцогиня Альба и Гойя. Об этих отношениях написано немало. Не обошли, конечно, этот сюжет и писатели. В романе «Гойя или Тяжкий путь познания» Фейхтвангер выдвигает свою версию этих отношений. Герцогиня Альба в романе соблазняет Гойю. Она показана дерзкой, порочной, вызывающей. На самом деле исторически связь герцогини и художника не подтверждена. Но то, что Каэтана де Альба была женщиной авантюрной, дерзкой, высокомерной, остроумной и очень красивой согласно канонам красоты того времени, сомнению не подлежит. Кроме того, далеко не благопристойной. Слухов о ее любовных похождениях в обществе ходило не мало.

«Герцогиня Альба в белом» Гойя 1795 г
«Герцогиня Альба в белом» Гойя 1795 г

Мария дель Пилар Тереса Каэтана де Сильва и Альварес де Толедо была невероятно знатной особой, представительницей древнейших и знатнейших родов Испании. Она получила великолепное образование. Ее дед лично занимался образованием внучки, обучал ее философии и языкам. В 12 лет ее выдали замуж, и она стала 13-й герцогиней Альбы. Это была самая богатая пара в Королевстве Испании. В 1795 году Каэтана нанесла Гойе визит.

"Маха обнаженная" Гойя, 1797—1800 г
"Маха обнаженная" Гойя, 1797—1800 г

С этого момента она превратилась в его самую желанную и любимую женщину. Гойя был женат, к тому же он перенес тяжелую болезнь, после которой долго не мог оправиться. Последствием болезни стала глухота. Художник находился в серьезном творческом кризисе. И именно прекрасная герцогиня вытащила его из омута депрессии и вернула к творчеству. Их связь длилась всего 7 лет, но за это время были созданы такие шедевры, как «Маха обнаженная» и «Маха одетая», «Герцогиня Альба в белом», «Герцогиня Альба в черном» и другие работы. Гойя очень продуктивный художник, он оставил нам огромное творческое наследие, и прекрасная Каэтана занимает в этом наследии не последнее место. Она была не просто моделью, она была вдохновителем, по-своему соавтором великого художники.

"Герцогиня Альба укладывающая волосы" Гойя
"Герцогиня Альба укладывающая волосы" Гойя

Умерла герцогиня в 1802 году при загадочных обстоятельствах. До сих пор доподлинно не известно, что стало причиной смерти. Есть много версий, одна из которых самоубийство посредством яда. Так или иначе, но Гойя обессмертил герцогиню де Альба, воплотив на своих картинах ее образ.

В этой истории есть и еще одно мистическое продолжение. Гойя умер 16 апреля 1828 года в Бордо и был захоронен в одной могиле со своим тестем. Но король Альфонсо XII был просто одержим идеей перенести прах знаменитого соотечественника на родину. Через 61 год могилу вскрыли и обнаружили, что у скелета, принадлежавшего художнику, отсутствует голова. Помните, мы уже писали про украденные головы знаменитостей в статье «Охотники за черепами»? Эту статью можно прочитать здесь.

https://dzen.ru/a/ZGNSBVbmtRxnVibN

Только через 9 лет в 1899 году останки Гойи перевезли в Мадрид и захоронили в часовне Сан-Антонио-де-ла-Флорида. Поиски черепа результатов не принесли. По одной из версий студент медицинского факультета, сын некого художника, последнего владельца черепа, при помощи размоченного гороха нута, которым он наполнил череп, фактически уничтожил череп, поскольку его, разорвало на куски. Эти фрагменты он раздарил друзьям. Так это или не так, доподлинно неизвестно.

Зимой 1866 года на парижском Салоне[1] Клод Моне представил картину «Камилла или Женщина в зелёном платье». Первоначально Моне планировал представить другую работу – «Завтрак в саду», однако к Салону закончить картину он не успевал, и его друг художник Гюстав Курбе посоветовал Моне написать что-нибудь быстрое и хорошее. Моне написал картину «Женщина в зеленом платье» за 4 дня. Позировала ему Камилла Донсье, уже имевшая опыт модели. Камилла позировала Огюсту Ренуару и Эдуарду Мане.

«Женщина в зелёном платье» Клод Моне
«Женщина в зелёном платье» Клод Моне

Картину в салоне критики приняли очень доброжелательно, фактически она стала началом успеха художника Клода Моне. А Камилла Донсье стала любимой женщиной художника. В 1867 году у них родился первый сын Жак, а в 1870 году они поженились. Отец и тетя Клода были категорически против этого брака и лишили Моне содержания, фактически оставив без денег. Они требовали бросить Камиллу. Однако, Клод не последовал их совету, предпочтя остаться хоть и без средств, но с любимой женщиной. Она стала его самой любимой моделью. Моне написал более 50 работ, для которых позировала Камилла. Для сравнения, его вторая жена Алиса Ошеде не фигурирует ни на одной картине, хотя он, безусловно, так же любил ее, как и Камиллу. Последней картиной, где Клод Моне изобразил Камиллу, стала «Камилла на смертном одре». Ей было всего 32 года.

«Мадам Моне с ребенком в саду художника в Аржантее» Клод Моне, 1875 г.
«Мадам Моне с ребенком в саду художника в Аржантее» Клод Моне, 1875 г.

О Камилле известно не так много. Родилась она в 1847 году в пригороде Парижа, ее отцом был то ли служащий, то ли торговец. Вскоре семья переехала в Париж. В 18 лет Камилла начала работать моделью у различных художников. В 1965 году она познакомилась с Клодом Моне – Камилла позировала ему для картины «Завтрак в саду». Жизнь с Моне не была простой. Несмотря на то, что художник искренне любил свою музу, они много бедствовали, что негативно отразилось на ее здоровье и привело к преждевременной смерти.

«Прогулка. Дама с зонтиком» Клод Моне, 1875 г.
«Прогулка. Дама с зонтиком» Клод Моне, 1875 г.

Ее семейная жизнь - это сплошные переезды, связанные с бесконечными долгами. Художник совершенно не умел считать деньги, как только они появлялись, он мгновенно спускал их на дорогие костюмы и ужины с друзьями, а остатки уходили кредиторам. Клод Моне и Камилла Донсье встретились, когда ей было 19, а ему 26. Они были вместе всего 14 лет. Не осталось ни переписки между Камиллой и Клодом, семейные фотографии художник уничтожил, но Камилла Досье по-прежнему живет на бессмертных полотнах Клода Моне. Нежная, трепетная, терпеливая, преданная и верная, отдавшая всю себя любимому супругу. Она даже в смерти выступила моделью. Это был ее последний сеанс позирования.

Одной из самых ярких и узнаваемых работ Пьера Огюста Ренуара является «Портрет Жанны Самари». На портрете в оттенках розового и зеленого мы видим рыжеволосую девушку, которая то ли задумалась, то ли слегка улыбается – она немного замечталась. Она молода, хороша собой. Не зря на французском картина называется La Rêverie, ou Portrait de Jeanne Samary – Мечтательность или портрет Жанны Самари. Картина легкая, воздушная, наполненная светом, написанная будто бы небрежно, крупными размашистыми мазками. Эта работа самая импрессионистичная из всех созданным Ренуаром.

"Портрет актрисы Жанны Самари" Пьер Огюст Ренуар, 1877 г.
"Портрет актрисы Жанны Самари" Пьер Огюст Ренуар, 1877 г.

Портрет был представлен на третьей выставке импрессионистов в 1877 году. Однако его неудачно повесили, и он не произвел впечатления на публику. Впоследствии портрет выкупил русский меценат Иван Морозов, сейчас картина находится в государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве. Жанну Самари Ренуар писал неоднократно, еще один известный ее портрет находится в Эрмитаже. В качестве модели Жанна позировала Ренуарe не менее 12 раз в составе групповых портретов и индивидуально. Кто же эта милая девушка, и кем она была для Ренуара?

Жанна Самари фото
Жанна Самари фото

Прежде всего хочется отметить, что в жизни Жанна была не столь хороша, как на картинах. Она была полной, с достаточно тяжелым подбородком и короткой шеей. Однако Ренуар почему-то выбрал ее и сознательно приукрасил свою модель. Жанна была актрисой, причем неплохой. Она происходила из артистической семьи. Ее бабушка и две тетки со стороны матери была актрисами в Комеди-Франсез[2], отец виолончелистом Парижской оперы, брат так же актером. В 14 лет она поступила в Консерваторию на факультет актерского мастерства и прослужила в этой профессии до конца жизни. в 1875 Жанна закончила обучение, поступила в Комеди-Франсез, где дебютировала в роли Дорины в «Тартюфе». Ее амплуа это в основном служанки и субретки в комедиях преимущественно Мольера. Кстати, на тот момент работать в театре Комеди-Франсез было не просто престижно, но и довольно выгодно. Актеры имели оплачиваемый годовой отпуск, регулярную зарплату, оплачиваемое лечение, что для того времени просто невероятно. В 1882 году Жанна вышла замуж за Поля Лагарда, брата художника Пьера Лагарда. Она родила троих детей и даже написала для них сказку «Лакомства Шарлотты» (Les Gourmandises de Charlotte). По-своему это история для детей о правильном питании. Иллюстрации для книжки сделал Жоб[3]. Жанна умерла от тифа в 1890 году в возрасте 33 лет.

"Портрет актрисы Жанны  Самари (в рост)" Пьер Огюст Ренуар
"Портрет актрисы Жанны Самари (в рост)" Пьер Огюст Ренуар

Жанна и Огюст Ренуар встретились, когда ей было 20, а ему 34. Разумеется, по Парижу ходили слухи, что у них роман. Однако Жанна, смеясь, говорила: «Ренуар не создан для семейной жизни, он сочетается с каждой женщиной через свою кисточку, пишущую её портрет». В этой женщине было что-то магическое и притягательное, как модель ее приглашали и другие художники, но только кисть Ренуара смогла обессмертить ее.

В этой истории главную роль сыграл ревнивый взбешенный муж. Если бы не адюльтер, мир бы не имел «Золотую Адель».

В 1907 году вся Вена обсуждала роман художника Густава Климта и Адели Блох-Бауер. Ее муж Фердинанд пребывал в бешенстве. Это был не просто брак, а династический брак. Союз капиталов и кланов. Отец Адели Мориц Бауэр занимался банковским делом, он являлся генеральным директором Венского банковского союза и председателем Восточных железных дорог. Фердинанд Блох происходил из семьи сахарозаводчиков, его отец Давид Блох фактически был монополистом на этом рынке. Обе семьи принадлежали к еврейским династиям. После заключения брака Адель и Фердинанд стали носить фамилию Блох-Бауэр. Разумеется, о разводе не могло быть и речи. Но и терпеть эти сплетни Фердинанд не мог. И тогда он придумал нетривиальное решение – он заказал у Климта портрет Адели. Деньги Климт получал сумасшедшие, но и контракт предусматривал множество нюансов, в частности нужно было сделать большое количество эскизов. Зная крутой нрав супруги и любвеобильность Климта, Фердинанд хотел, чтобы эти двое проводили как можно больше времени вместе. В конце концов Адель надоест Климту, а Климт Адели. Сработал план хитроумного супруга или нет, неизвестно, но портрет получился превосходный.

"Портрет Адели Блох-Бауэр I" Густав Климт,  1907 г.
"Портрет Адели Блох-Бауэр I" Густав Климт, 1907 г.

«Портрет Адели Блох-Бауэр I» или «Золотая Адель» как еще называют картину, является одной из самых дорогих произведений искусства. Портрет действительно прекрасен. Сусальное золото, которое использовал Климт, придает картине особое сияние и свечение. Тонкие изящные руки Адель сплетены, они словно часть орнамента, навеянного византийским искусством, мы не видим интерьера, только тонкая фигурка Адели узком платье с орнаментом из глаз Гора и словно бы наброшенная шаль. Эта картина является одной из самых значительных не только в творчестве Климта, но в модерне в целом. Она была написана в период высшего расцвета художественного дарования Густава Климта, который принято называть «Золотым периодом».

"Поцелуй" Густав Климт,  1908—1909 гг.
"Поцелуй" Густав Климт, 1908—1909 гг.

Климт написал еще один портрет Адели, и на его знаменитой картине «Поцелуй» предположительно так же изображена она.

В начале 50-х годов ХIХ в Лондоне Джон Эверетт Милле, Уильям Холман Хант, Данте Габриэль Россети, Майкл Россети, Фридерик Джордж Стивенсон, Томас Вульнер, Фредерик Стивенс и Джеймс Коллинсон образовали «братство прерафаэлитов». Это послужило началом возникновения нового направления в английской живописи и литературе. Отступив от академической живописи, прерафаэлиты создали свой неповторимый стиль. Их картины отличаются особым колоритом, точностью ландшафта, детализацией и яркостью. Используя библейские и мифологические сюжеты, прерафаэлиты создавали особые миры, представляя публике свое особое переосмысление известных историй.

"Офелия" Джон Эверетт Милле 1851—1852 гг.
"Офелия" Джон Эверетт Милле 1851—1852 гг.

В своем творчестве художники апеллировали к искусству раннего Возрождения, период «до Рафаэля». Однако с развитием направления художники стали опираться на более позднюю живопись, такую как маньеризм. Для прерафаэлитов было важно писать с натуры, в качестве натурщиков они использовали не только модели, но и знакомых, родственников. Например, на картине «Юность девы Марии» изображены мать и сестра Габриэля Россетти. У них вообще было особое отношение к натурщикам. Они становились фактически равноправными партнерами. Именно такой стала для прерафаэлитов Элизабет Сиддал.

"Портрет Элизабет Сиддал"  Данте Габриэль Россетти, 1854 г.
"Портрет Элизабет Сиддал" Данте Габриэль Россетти, 1854 г.

Ее образ можно увидеть на работах многих прерафаэлитов, в частности на знаменитой картине «Офелия» Д. Э. Милле. Но самой главной музой Элизабет стала для Данте Габриэля Россетти. Она фигурирует практически на всех его ранних портретах.

Родилась Элизабет в небогатой семье торговца скобяными изделиями, была третьим ребенком из восьми, и с 18 лет уже работала в магазине модной одежды на Крэнборн-аллее в Лондоне шляпницей. Именно там ее заметил Уолтер Деверелл. Его привлекла необыкновенная внешность Лиззи: высокая, тоненькая, с длинными медными волосами и зелеными глазами. С этого момента жизнь Элизабет изменилась. Она стала любимой моделью многих прерафаэлитов. Кроме того, она сама писала картины и сочиняла стихи. Когда именно познакомились Элизабет и Данте Габриэлем Россетти доподлинно не известно, предположительно в 1852 году. Лиззи становится его моделью и любовницей. Семья аристократа Россетти не принимала Лиззи, сам он часто изменял ей, то обещал жениться, но передумывал. Все это невыносимо мучало Элизабет. В 1852 году, позируя Милле для картины «Офелия», Элизабет тяжело простудилась. Она вынуждена была по 8 часов лежать в ванной. Чтобы не замерзнуть, вода подогревалась снизу специальными масляными лампами. В какой-то момент они перестали работать, а девушке неудобно было прерывать сеанс и отвлекать художника. Так она заработала пневмонию. Милле выплатил отцу Элизабет 50000 на лечение девушки, но ее и без того не крепкое здоровье было окончательно подорвано. Отношения с Данте Габриэлем Россетти были весьма сложными. С одной стороны он буквально боготворил ее, существует около тысячи рисунков, полотен и стихотворений Россетти, в которых фигурирует Элизабет Сиддал. Он постоянно рисовал ее: читающей, отдыхающей, сидящей в кресле или за мольбертом. С другой стороны не мог оставить своих любовниц. Элизабет дважды пыталась расстаться с ним. Ее очень поддерживал главный покровитель прерафаэлитов Джон Рескин. Он покупал ее работы и выплачивал небольшое жалование. Он даже оплачивал ее лечение, организовал поездку на курорт в Ниццу, но с условием, что Данте не будет присутствовать. Лиззи не смогла не нарушить условие. После чего Раскин прекратил финансирование Лиззи. Вскоре Элизабет забеременела. Беременность протекала крайне тяжело, предполагали даже, что девушка умрет. Возможно, это подтолкнуло Данте, и он наконец в 1860 году женился на ней. Но продолжал изменять. Ребенок родился мертвым, это окончательно подорвало психическое и физическое здоровье Элизабет. Тогда же она пристрастилась к опиуму, который ей прописал врач. Затем была вторая беременность.

"Прекрасная Розамунда" Данте Габриэль Россетти,1861 г.
"Прекрасная Розамунда" Данте Габриэль Россетти,1861 г.

11 февраля 1862 года Элизабет и Данте отправились на ужин. Лиззи вернулась домой около восьми вечера, а Данте возвращается домой только к одиннадцати и находит Лиззи без сознания. Он категорически не желает верить в ее смерть и вызывает четыре бригады медиков, которые пытаются оживить девушку. Однако это не дает результатов. Элизабет Сиддал умерла от передозировки опиума. Было это самоубийство или роковая случайность, неизвестно. 17 февраля состоялись похороны на Хайгетском кладбище. Данте положил в гроб тетрадь со своими стихами. Потом эта тетрадь не давала ему покоя. В 1869 году он настоял на эксгумации, чтобы достать эту тетрадь. Эксгумация проводилась ночью, сам Данте не присутствовал, он ждал результатов дома. Тетрадь ему вернули, она довольно сильно пострадала, однако часть стихов Данте сумел восстановить. Но сама история оставила крайне неприятное впечатление у друзей и знакомых Данте. В 1870 году вышла книга этих стихов.

"Beata Beatrix"  Данте Габриэль Россетти, 1864 — 1870 гг.
"Beata Beatrix" Данте Габриэль Россетти, 1864 — 1870 гг.

Прекрасная Элизабет Сиддал прожила всего 32 года, но в истории искусства оставила огромный след. За свою недолгую жизнь она прожила множество судеб: Офелии, Жанны Д‘Арк, прекрасной Розамундой и Беатриче. Последний портрет Данте писал с наброска, сделанного с лица уже мертвой Элизабет. Картина называется "Beata Beatrix". В этой картине все наполнено смыслами, каждая деталь имеет значение. На ней мы видим Благословенную Беатриче, возлюбленную другого Данте, в момент смерти. На картине в сложенные руки героини сияющая птица – символ смерти – кладет цветок мака, который и послужил причиной смерти реальной Элизабет. Солнечные часы остановились на отметке 9 – час смерти Элизабет. На заднем плане две фигуры: в красном фигура Любви с пылающим сердцем – это сердце поэта, который стоит слева. В поэме Данте «Новая жизнь» прежде, чем забрать на небеса, ангел кормит Беатриче сердцем влюбленного поэта. В реальности влюбленный поэт и художник забрал у Элизабет сердце и жизнь.

Эту статью мы начали с истории любви Анны Ахматовой и Амедео Модильяни. Прочитать начало статьи можно здесь:

Модильяни и закончим. Справедливости ради нужно отметить, что музой Модильяни, фигурирующей на многих его работа, стала не Анна Ахматова, а Жанна Эбютерн. Его последняя жена и муза. Художник изобразил ее более, чем на 20 картинах.

"Жанна Эбютерн в шляпке" Амедео Модильяни, 1917 г.
"Жанна Эбютерн в шляпке" Амедео Модильяни, 1917 г.

Жанна и сама неплохо писала картины, но главным в ее жизни был все же Модильяни. Несмотря на то, что ее родители возражали против этих отношений, Жанна стала законной супругой Модильяни, однако спасти от наркотиков, пьянства и туберкулеза не смогла. Он умер, когда она носила под сердцем второго ребенка. Для нее это стало невыносимым событием. Жанна пережила своего мужа всего на день, 25 января 1920 года она покончила жизнь самоубийством, выбросившись из окна.

"Жанна Эбютерн" Амедео Модильяни, 1918 г.
"Жанна Эбютерн" Амедео Модильяни, 1918 г.

Родилась Жанна в семье бухгалтера. Родители достаточно рано заметили в дочери художественный талант, в 1917 году Жанна поступила в академию Калоросси и стала подрабатывать моделью. Именно тогда она познакомилась с Модильяни. Их роман был бурным и совсем недолгим. В 1918 году Жанна и Амедео оставили Париж и уехали в Ниццу, где Жанна родила дочь. В следующем году они вернулись в Париж, где обручились. Вскоре у Модильяни диагностировали туберкулезный менингит, что привело к его смерти. Жанна не захотела оставаться на земле без любимого и отправилась за ним. Так закончилась это короткая история отношений, оставившая длинный след в истории искусства.

"Портрет Жанны Эбютерн" Амедео Модильяни, 1918 г.
"Портрет Жанны Эбютерн" Амедео Модильяни, 1918 г.

[1] Парижский салон - одна из самых престижных художественных выставок Франции, основанная королем Людовиком XIV в 1667 году, официальная регулярная экспозиция парижской Академии изящных искусств

[2] Комеди-Франсез (Comédie-Française) или Францу́зский Теа́тр (фр. Théâtre-Français)- единственный во Франции репертуарный театр, финансируемый правительством. Расположен в центре Парижа, в 1-м административном округе города, во дворце Пале-Рояль. Основан в 1680 году декретом короля Людовика XIV

[3] Жоб (Жак Мари Гастон Онфруа де Бревилль фр. Jacques Onfroy de Bréville dit Job) 25 ноября 1858 Бар-ле-Дюк — 15 сентября 1931 Нёйи-сюр-Сен, французский карикатурист, художник-иллюстратор, известен своими замечательными иллюстрациями к детским книгам, тексты которых чаще всего написаны Жоржем Монторгейлем.