Иногда хочется порассуждать на тему: что такое судьба? Какими способностями и свойствами натуры должен обладать человек, чтобы достигнуть "вершины" и удержаться на ней долгие годы?!
Как из бедного маленького мальчика может явиться художник, которого жизнь вознесет до самого Кремля и объявит на многие годы советской власти "Первой кистью Политбюро"!
Возможно, не все вспомнят фамилию Налбандян Дмитрий Аркадьевич (1906-1993г.) и его знаменитую серию картин о В.И. Ленине, И.В. Сталине, Л.И. Брежневе, членах Политбюро СССР, героях труда, которых он увековечил на своих полотнах.
Вспомнить о многогранном художнике и о нашем советском прошлом можно на прекрасной выставке в Музее Современного Искусства, по адресу: г. Москва, Петровка д. 25, вт-вс с 12-21 ч.
На территории музея - скульптуры под открытым небом. Среди белой зимы- Василий Кандинский на фоне своих ярких и жизнерадостных картин.
А так выглядел молодой художник Дмитрий Налбандян в 1932 г., когда приехал из Тифлиса (ныне Тбилиси) покорять Москву.
В разных источниках упоминается, что он был сыном кочегара-революционера, мать домохозяйка. В семье было 5 детей. Но стоит заметить, что до революции мальчик учился в гимназии. Там были хорошие учителя, которые развивали его способности к рисованию. И отец - вовсе не кочегар, а мастер на водопроводной станции. Не все так плохо было до революции...
Мое детство прошло в Грузии, в старом Тбилиси. Это был колоритный город с красочным восточным бытом. Город мастеровых — чеканщиков, кожевников, ювелиров. Их мастерские располагались на людных центральных улицах, да и работа нередко шла здесь же, у всех на виду. Случалось, я часами наблюдал за ними, удивляясь экономным отточенным движениям, любовался возникающим на глазах орнаментом, узором, рисунком. Вероятно, с тех лет у меня зародился глубокий интерес к художественному ремеслу, творчеству народных мастеров.
Рано оставшись без отца, который погиб в 1917 году в вихре революционных событий, 12-летний мальчик пошел работать на кирпичный завод. Мама одна растила четырех сестер и сына, оставаясь опорой для семьи на долгие годы. Всегда занятая рукоделием, на портретах часто изображена за вышиванием или вязанием.
Надо сказать, что доступность художественного образования в Тбилиси в то время оставалась на высоте: художественная школа, художественное училище, а потом Художественная академия, в основании которой, в 1922 году, принимали участие известный художник Евгений Евгеньевич Лансере (сын известного скульптора Евгения Лансере и брат Зинаиды Серебряковой) и другие знаменитости.
В художественной школе мы много рисовали с гипсовых фигур. Здесь я получил первые навыки рисования, элементарные знания перспективы, приучился к самостоятельной и упорной работе. Я твердо решил стать художником. Моей энергии тогда хватило бы на троих: я работал в скульптурной мастерской Хмельницкого, учился и в общеобразовательной школе, и в художественной.
После третьего курса пятнадцать лучших из нас были поощрены поездкой в Москву и Ленинград для ознакомления с музеями. Сопровождал нас Е. Е. Лансере. С первой встречи Ленинград очаровал меня. ... Мы копировали в Эрмитаже работы мастеров. Я выбрал портрет Франса Хальса…
Затем три недели провели в Москве. В Третьяковской галерее я впервые смог увидеть в подлинниках работы русских художников, которые хорошо знал по репродукциям...
...Окончив академию, я мечтал обязательно попасть в Москву.
И мечта эта сбудется!
После окончания Академии, в 1929 году, Дмитрия Налбандяна пригласит на студию мультипликации П. Довженко. Потом предложат работу на «Мосфильме».
В Москве состоялась судьбоносная встреча с Серго Орджоникидзе (членом Политбюро, Наркомом тяжелой промышленности), который был другом отца по революционной борьбе. В личных беседах за "чашечкой чая" в Кремле они осуждали актуальные темы об ответственности и сложности задач, которые стояли перед молодым советским искусством. В 1933 году молодого художника уже пригласили на Пленум ЦК партии для зарисовок. Энергичный и инициативный художник познакомился и подружился с С. М. Кировым. Стал бывать с ним на Путиловском заводе, на рабочих собраниях.
И, несмотря на то, что в 30-е годы многие политики, в том числе Киров и Орджоникидзе, были репрессированы или уничтожены, молодому художнику удалось стать " Первой кистью Политбюро".
В 1945 году он получит личную аудиенцию у самого И.В. Сталина, который будет позировать в течении 40 минут и эти зарисовки станут основой многих картин с образами вождя. Сталину очень понравился вот этот портрет.
…С той поры прошло немало лет. Много напряженного труда я отдал созданию картин политического, историко-революционного содержания. Более 35 лет работы посвящено неисчерпаемой теме нашего искусства — образу В. И. Ленина.
Ленина художник никогда не видел, но образ, видимо, был настолько ему близок, что живо воплощался в картинах многие годы, когда уже ни Сталина, ни Хрущева никто не вспоминал. А дальше было создано множество портретов известных политических деятелей разных эпох, в том числе Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева, деятелей искусства, героев страны и делегатов партийных съездов.
Творческая и личная жизнь Д. Налбандяна была длинная и плодотворная. Он прожил 86 лет. Много работал, много путешествовал. В советское время не каждый мог отправиться за границу, а творческая интеллигенция имела такую возможность. С 1956 до 1980-х он совершает более 30 поездок разные страны: Индию, Испанию, Италию, Венгрию, Францию, Японию, Болгарию, его выставки проходят во Франции, Финляндии, Германии и других странах.
А мне по душе больше пришлись пейзажи и натюрморты. В них широко выплескивается восторженная душа художника. Его жизнерадостные сюжеты, наблюдательность и чувство цвета ярко передаются в букетах цветов, сочных фруктах и сверкающей посуде, наполненной щедрыми дарами природы.
В 1993 году в Москве, в Манеже состоялась последняя персональная выставка Дмитрия Аркадьевича Налбандяна - советского, армянского художника-живописца, народного художника СССР и Героя Социалистического Труда, лауреата двух Сталинских премий и Ленинской премии, лауреата премии им. Джавахарлала Неру.
Интересно было прочесть Отзывы посетителей выставки 1993 года, которые распечатали кураторы выставки, как исторической документ ушедшей эпохи для сегодняшних посетителей 2024 года.
Ничего удивительного не вижу в том, что и сегодня наши мнения совпадают! А каково ваше мнение?