Найти тему

Впечатление о выставке "НевозможноНевозможно". Д.А. Налбандян-"первая кисть Политборо"

Иногда хочется порассуждать на тему: что такое судьба? Какими способностями и свойствами натуры должен обладать человек, чтобы достигнуть "вершины" и удержаться на ней долгие годы?!

Как из бедного маленького мальчика может явиться художник, которого жизнь вознесет до самого Кремля и объявит на многие годы советской власти "Первой кистью Политбюро"!

Налбандян Д.А. В Кремлевском Дворце. 1947 г. Холст, масло. ГМВЦ "РОСИЗО".
Налбандян Д.А. В Кремлевском Дворце. 1947 г. Холст, масло. ГМВЦ "РОСИЗО".

Возможно, не все вспомнят фамилию Налбандян Дмитрий Аркадьевич (1906-1993г.) и его знаменитую серию картин о В.И. Ленине, И.В. Сталине, Л.И. Брежневе, членах Политбюро СССР, героях труда, которых он увековечил на своих полотнах.

Налбандян Д.А. "Наш путь - к коммунизму". 1977.  Холст, масло. ГТГ.
Налбандян Д.А. "Наш путь - к коммунизму". 1977. Холст, масло. ГТГ.

Вспомнить о многогранном художнике и о нашем советском прошлом можно на прекрасной выставке в Музее Современного Искусства, по адресу: г. Москва, Петровка д. 25, вт-вс с 12-21 ч.

У каждого свой путь к "Невозможному".
У каждого свой путь к "Невозможному".

На территории музея - скульптуры под открытым небом. Среди белой зимы- Василий Кандинский на фоне своих ярких и жизнерадостных картин.

Кандинский увековечен в бронзе. Работа Зураба Церетели. Бронза, горячая эмаль на керамике.
Кандинский увековечен в бронзе. Работа Зураба Церетели. Бронза, горячая эмаль на керамике.

А так выглядел молодой художник Дмитрий Налбандян в 1932 г., когда приехал из Тифлиса (ныне Тбилиси) покорять Москву.

Налбандян Д.А. Автопортрет. 1932 г. Хост, масло. ГТГ.
Налбандян Д.А. Автопортрет. 1932 г. Хост, масло. ГТГ.

В разных источниках упоминается, что он был сыном кочегара-революционера, мать домохозяйка. В семье было 5 детей. Но стоит заметить, что до революции мальчик учился в гимназии. Там были хорошие учителя, которые развивали его способности к рисованию. И отец - вовсе не кочегар, а мастер на водопроводной станции. Не все так плохо было до революции...

Налбандян Д.А. "Дорога на Рицу". 1938 г. Хост, масло. ГТГ.
Налбандян Д.А. "Дорога на Рицу". 1938 г. Хост, масло. ГТГ.
Мое детство прошло в Грузии, в старом Тбилиси. Это был колоритный город с красочным восточным бытом. Город мастеровых — чеканщиков, кожевников, ювелиров. Их мастерские располагались на людных центральных улицах, да и работа нередко шла здесь же, у всех на виду. Случалось, я часами наблюдал за ними, удивляясь экономным отточенным движениям, любовался возникающим на глазах орнаментом, узором, рисунком. Вероятно, с тех лет у меня зародился глубокий интерес к художественному ремеслу, творчеству народных мастеров.

Рано оставшись без отца, который погиб в 1917 году в вихре революционных событий, 12-летний мальчик пошел работать на кирпичный завод. Мама одна растила четырех сестер и сына, оставаясь опорой для семьи на долгие годы. Всегда занятая рукоделием, на портретах часто изображена за вышиванием или вязанием.

Налбандян Д.А. Пионы. 1978 г. Картон, масло. ГТГ.
Налбандян Д.А. Пионы. 1978 г. Картон, масло. ГТГ.

Надо сказать, что доступность художественного образования в Тбилиси в то время оставалась на высоте: художественная школа, художественное училище, а потом Художественная академия, в основании которой, в 1922 году, принимали участие известный художник Евгений Евгеньевич Лансере (сын известного скульптора Евгения Лансере и брат Зинаиды Серебряковой) и другие знаменитости.

Налбандян Д.А. Севастопольская. 1959 г. Хост, масло. Собрание В. Некрасова.
Налбандян Д.А. Севастопольская. 1959 г. Хост, масло. Собрание В. Некрасова.
В художественной школе мы много рисовали с гипсовых фигур. Здесь я получил первые навыки рисования, элементарные знания перспективы, приучился к самостоятельной и упорной работе. Я твердо решил стать художником. Моей энергии тогда хватило бы на троих: я работал в скульптурной мастерской Хмельницкого, учился и в общеобразовательной школе, и в художественной.
Налбандян Д.А. Отара в Араратской долине. 1972 г. Холст, масло. ГТГ.
Налбандян Д.А. Отара в Араратской долине. 1972 г. Холст, масло. ГТГ.
После третьего курса пятнадцать лучших из нас были поощрены поездкой в Москву и Ленинград для ознакомления с музеями. Сопровождал нас Е. Е. Лансере. С первой встречи Ленинград очаровал меня. ... Мы копировали в Эрмитаже работы мастеров. Я выбрал портрет Франса Хальса…
Затем три недели провели в Москве. В Третьяковской галерее я впервые смог увидеть в подлинниках работы русских художников, которые хорошо знал по репродукциям...
...Окончив академию, я мечтал обязательно попасть в Москву.

И мечта эта сбудется!

Налбандян Д.А. Красная площадь. 1979 г. Холст, масло. ГМВЦ "РОСИЗО".
Налбандян Д.А. Красная площадь. 1979 г. Холст, масло. ГМВЦ "РОСИЗО".

После окончания Академии, в 1929 году, Дмитрия Налбандяна пригласит на студию мультипликации П. Довженко. Потом предложат работу на «Мосфильме».

Налбандян Д.А. Ленин с рабочими. Бумага, акварель, белила. Коллекция семьи.
Налбандян Д.А. Ленин с рабочими. Бумага, акварель, белила. Коллекция семьи.

В Москве состоялась судьбоносная встреча с Серго Орджоникидзе (членом Политбюро, Наркомом тяжелой промышленности), который был другом отца по революционной борьбе. В личных беседах за "чашечкой чая" в Кремле они осуждали актуальные темы об ответственности и сложности задач, которые стояли перед молодым советским искусством. В 1933 году молодого художника уже пригласили на Пленум ЦК партии для зарисовок. Энергичный и инициативный художник познакомился и подружился с С. М. Кировым. Стал бывать с ним на Путиловском заводе, на рабочих собраниях.

Налбандян Д.А.  Зарисовки к портрету И.В. Сталина. 1945 г. Бумага, карандаш.
Налбандян Д.А. Зарисовки к портрету И.В. Сталина. 1945 г. Бумага, карандаш.

И, несмотря на то, что в 30-е годы многие политики, в том числе Киров и Орджоникидзе, были репрессированы или уничтожены, молодому художнику удалось стать " Первой кистью Политбюро".

Налбандян Д.А.  Зарисовки к портрету И.В. Сталина. 1945 г. Бумага, карандаш.
Налбандян Д.А. Зарисовки к портрету И.В. Сталина. 1945 г. Бумага, карандаш.

В 1945 году он получит личную аудиенцию у самого И.В. Сталина, который будет позировать в течении 40 минут и эти зарисовки станут основой многих картин с образами вождя. Сталину очень понравился вот этот портрет.

Налбандян Д.А. Портрет И.В. Сталина. 1945 г. Холст, масло. ГТГ.
Налбандян Д.А. Портрет И.В. Сталина. 1945 г. Холст, масло. ГТГ.
…С той поры прошло немало лет. Много напряженного труда я отдал созданию картин политического, историко-революционного содержания. Более 35 лет работы посвящено неисчерпаемой теме нашего искусства — образу В. И. Ленина.

Налбандян Д.А.  "В.И. Ленин и И.В. Сталин за обсуждением плана ГОЭЛРО". 1948 г. Холст, масло. ГИМ.
Налбандян Д.А. "В.И. Ленин и И.В. Сталин за обсуждением плана ГОЭЛРО". 1948 г. Холст, масло. ГИМ.

Ленина художник никогда не видел, но образ, видимо, был настолько ему близок, что живо воплощался в картинах многие годы, когда уже ни Сталина, ни Хрущева никто не вспоминал. А дальше было создано множество портретов известных политических деятелей разных эпох, в том числе Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева, деятелей искусства, героев страны и делегатов партийных съездов.

Творческая и личная жизнь Д. Налбандяна была длинная и плодотворная. Он прожил 86 лет. Много работал, много путешествовал. В советское время не каждый мог отправиться за границу, а творческая интеллигенция имела такую возможность. С 1956 до 1980-х он совершает более 30 поездок разные страны: Индию, Испанию, Италию, Венгрию, Францию, Японию, Болгарию, его выставки проходят во Франции, Финляндии, Германии и других странах.

А мне по душе больше пришлись пейзажи и натюрморты. В них широко выплескивается восторженная душа художника. Его жизнерадостные сюжеты, наблюдательность и чувство цвета ярко передаются в букетах цветов, сочных фруктах и сверкающей посуде, наполненной щедрыми дарами природы.

Налбандян Д. А.
Налбандян Д. А.

В 1993 году в Москве, в Манеже состоялась последняя персональная выставка Дмитрия Аркадьевича Налбандяна - советского, армянского художника-живописца, народного художника СССР и Героя Социалистического Труда, лауреата двух Сталинских премий и Ленинской премии, лауреата премии им. Джавахарлала Неру.

Интересно было прочесть Отзывы посетителей выставки 1993 года, которые распечатали кураторы выставки, как исторической документ ушедшей эпохи для сегодняшних посетителей 2024 года.

Нет других слов!
Нет других слов!

Ничего удивительного не вижу в том, что и сегодня наши мнения совпадают! А каково ваше мнение?