Найти тему

Все мы коллекционеры и ты тоже. Ответ в Салонах Дени Дидро

Практически каждый из нас коллекционер хотя бы потому, что даже самые заядлые ненавистники искусства нет-нет да и соблазнятся необычной штучкой. Вспомните магнитики на холодильнике или тарелочки из путешествий. А?

У меня лично коллекция орехов каштана. Люблю я, знаете ли, найти в поездке каштановый орех и привезти его домой. До недавнего времени не надписывала их, а просто складывала в высокую стеклянную вазу. В прошлой поездке нашла огрооооомный каштан. И уж тут написала на нем, откуда. Смотрю на них - вспоминаю, где была. Если взять орешек в руку, он теплый и гладкий. Приятно подержать, как батарейка зарядилась. Впрочем, кроме каштанов у меня есть еще небольшая коллекция картин моих знакомых коллег-художников. Ими мы обменивались между собой, кто-то мне дарил и я тоже дарила. Ну или как не подарить написанный портрет своему/ей коллеге? Пускай радуется и меня вспоминает. Коллекция книг - библиотека - есть почти в каждом доме.

Но называем ли мы себя коллекционерами

Имея дома ряды мишек или бокалов из Гжели?

Вряд ли. А зря

Салоны Дидро. Выставка
Салоны Дидро. Выставка

Скорее всего так происходит потому, что мы не относимся к этому "ремеслу" серьезно. Съездили в Таиланд, купили тарелочку на ближайшем рынке походя. Остается потом только вспоминать.

Что такое коллекционирование?

Сейчас, наверное, вас удивлю.

Это собрание того, что доставляет нам радость, восторг от увиденного, его необычности. Его концентрат. И еще одно. Коллекционирование красивого мотивирует развитие.

Первый коллекционер появился в глубине веков когда первобытный человек увидел красивую ракушку или камешек и принес к себе домой. Дальше произошло удивительное, человек стал украшать дом. Так появился первый дизайнер интерьеров

Почему развитие, спросите? Ну так человек восхищается чем-то на его взгляд необычным или символичным. Первобытный человек увидел форму, цвет, может быть назначение этого предмета. Что-то ПОНЯЛ, ОСОЗНАЛ и ЗАПОМНИЛ. От этой невозвратной точки и пошло развитие человека.

Так в наших домах со временем собираются "кунсткамеры". Коллекции артефактов из разных моментов жизни, которые мы хотим сохранить как память. Такими были и первые "музеи", если их так можно назвать.

Формирование первых музеев происходило по принципу антикварной лавки. Плотная, шпалерная развеска картин, разные предметы расставленные в свободном порядке. Подборка во многих случаях состояла из артефактов, добытых в военных походах и путешествиях в далекие страны Востока, Африки. Ритуальные маски, посуда, роскошные ковры и многое, многое другое. Милые штучки, цена которым грош.

Вы будете правы, если выскажете сомнение в ценности своих собственных собраний. Они ценны и бесценны для вас. Впрочем, проверить принцип ценности просто. Если он не вызывает восторга, радости в вашей душе, отдайте другому. Не копите пыль. Чтобы подтвердить материальную ценность, спросите у специалиста. Для Дени Дидро таким специалистом был его друг художник Шарден. О нем я сделала небольшую статью ранее, понимая, насколько сложна тема определения предмета как предмета искусства. В конце концов Шарден восхитителен и сам по себе.

А обычному человеку легко впасть в растерянность. Ведь искусством называют и наскальную живопись в пещере Шове и живопись того же Шардена.

Салоны Дидро. Выставка
Салоны Дидро. Выставка

Собственно говоря, собираем мы коллекции и сегодня. Масса современных художников, ремесленников, как и тогда, вокруг Дидро.

Но что из всего этого искусство?

Попробую сформулировать. То, что отражает наши сегодняшние реалии, наши смыслы. Ниже фотография с выставки "Салоны Дидро" с бюстами Екатерины и Вольтера. На тот момент переписка Екатерины II и Вольтера была реальностью. Этот диалог двух великих нельзя было не заметить. Помним, что Екатерина II с Вольтером переписывалась о России, о реформах в России. Важнейший диалог представителя запада, европейского философа и русской императрицы. Мне кажется, это ключевые фигуры выставки, если говорить о смыслах и о том, что является искусством сегодня.

По сути, столько лет прошло, а смыслы и задачи все те же. Да и методы решения этих задач тоже мало отличаются.

Салоны Дидро. Выставка
Салоны Дидро. Выставка

А значит, мы вполне можем рассмотреть те произведения, которые выставлялись и взять их за основу.

Мифологические образы

В мифологии я не сильна. Поэтому полотна с мифологическими сюжетами вызывают у меня священный ужас. Они насыщены действием, эмоциями, людьми. При всей легкости и условности картин, сами мифологические сюжеты достаточно напряженные.

Вспоминаю всегда в таких случаях индийские фильмы. Как смешно герои там машут кулаками, как похищают героинь. События настолько облегчены и образны, что не возникает даже мысли соединить реальность и сюжет. Но если такое вдруг приходит в голову, то картина резко меняется, красота меркнет. Жизнь врывается в полную силу в кино, разбивая вдребезги красивый сюжет.

Самым любопытным моментом для меня в произведениях с мифологической составляющей является формирование идеального образа героя. Вспомните древних Греков, их росписи на вазах. Индийское кино. Ну и картины, фрески на мифологические сюжеты. Создается образ героя. Идеализированный. Мощный настолько, что трудности и реальность растворяются. Сложно представить, что Геракл ел, пил, ходил в туалет. Как это возможно? Но и вместе с идеализацией героев растворяются и их эмоции, переживания. Интересно то, что в картинах на мифологические сюжеты эти эмоции художники показывают. Создается впечатление некоей обманки. Даже сюрреализма. Кажется, как можно обмануться, увидев быка? В этом и ужас.

В общем, если вы поклонник героических сюжетов, то произведения, в том числе и современные на эту тему - ваша стезя.

Портреты как предмет коллекционирования

Тема портретов вечная. Ну правда. Сейчас же найдутся те, кто скажет, что портреты не любит. Но не спешите. Портреты же бывают разные. Вековые традиции написания человека показали - насколько. И на выставке мы видим галерею роскошных портретов от старины Рубенса с его "Головой старика" до Александра Рослина с его портретами государственных деятелей. Бюсты Екатерины II, Вольтера - ориентиры в скульптуре.

На выставке представлены и парадные портреты и бытовые. Когда смотрела на эту милую девушку с капустой, думала о том, что мы стали тяготеть к витринности. Простота открывает душу и создает настроение гораздо быстрей. Правда простота может быть разная, тут дело в восприятии и я об этом напишу. Важным видится то, что и девушка с капустой, и девушка с письмом заняты делом. Есть непередаваемо милое, душевное в любовании формами девушек их чистотой и чем они заняты.

Кстати, мужчины на их фоне проигрывают. Молодой Дофин хорош, видно, что обучен наукам, но вот большой вопрос, как он свое образование использует.

Коллекционирование графики

Распространенная более двухсот лет назад графика в виде литографских альбомов наверняка и сегодня займет свое уютное место в доме любителя графических листов. Гравюры, литографии, акварель, всевозможные линеры - только малая часть разнообразия. Возможно те же линеры некоторым любителям искусства покажутся слишком современными, слишком простыми. Но нельзя забывать о том, что любое произведение делает художник. И выбираем мы, по сути, художника с его восприятием мира. И если у вас грешным делом создалось упрощенное восприятие такой графики, может быть имеет смысл обратить внимание на других авторов?

Ну или поменять что-то в своей собственной жизни. Добавить вкуса и изюминки.

Колониальное направление в искусстве

В целом достаточно понятное направление. Освещу его в неожиданном ракурсе. Обратила на две картины. Кстати, они были расположены не рядом. Но тем не менее. Раскрывали обе тему науки. Одна про электрические опыты, другая пневматические.

Обе картины выглядят как игра. Картина об электрическом опыте показывает, как электричество минует девушку, стоящую на изоляционном материале, а вот темнокожий мальчик должен испытать действие тока в полной мере. Вторая рассказывает о пневматическом опыте, где в роли испытуемого оказывается птичка. Помпой выкачивают воздух из стеклянной клетки и птичка умирает.

Обе эти картины драматически рассказывают об эпохе новых научных открытий. Повествуют, что опыты по их показательному "применению" были не всегда щадащи.

Но кому жаль птичку и мальчика?

Мой поход пришелся на празднование Китайского нового Года. Шикарных китаянок в национальных костюмах вам.

Со стороны производят впечатление будто так и надо. А юбки, орнаменты, халатики - шик.

Эрмитаж. Публика
Эрмитаж. Публика

Подводя итоги, хочу сказать, что нам с вами есть что выбрать для коллекционирования. И не всегда это будет картина. Будет ли ваша коллекция состоять из предметов искусства хороший вопрос, ответ на который лежит не только в плоскости удовольствия и развития. Серьезное отношение или легкое - важен баланс. Художники шутят достаточно часто. Серьезность отношения лежит в области символов и смыслов, которые наполняют вашу жизнь. Бессмысленные покупки в коллекцию лишь бы купить, обесценивают ее значение прежде всего для вас. А если нет ценности для вас, то кто другой оценит? Легкое отношение базируется не только на эмоциях, но и на отказе от ненужного, повышая ценность остального.

Актуальность коллекции

Актуальность один из наиважнейших пунктов. Вспомните. То, что было обыденностью 50 лет назад сегодня становится антиквариатом, приобретает смысл. Как ни странно. Зачастую мы не видим то, что определит смыслы в будущем. Просто потому, что мы находимся нос к носу. Слишком близко. Отойти на расстояние нам мешает слишком высокая скорость жизни, да и сами мы не даем себе расслабиться, выйти за рамки своих парадигм. Именно поэтому, несмотря на опыт, насмотренность Дени Дидро прибегал к консультациям. Глубокое погружение в материал и его знание, помогает, даже при близком расстоянии рассмотреть и выделить определяющее, отбросить мейнстрим.