На горе - пронизывающий ледяной ветер, который продувает до костей и мгновенно превращает пальцы в ледышки - снимать тяжко. Деревенская улица круто убегает вниз, на километры вокруг - заснеженные поля с редкими деревьями, на горизонте полоска леса, который обрамляет Клязьму. Февраль, как он есть.
Эту старинную деревню под Гороховцом нашёл в интернете Дима. Глухая и прорезная резьба, красивые домики, когда-то - центр местного старообрядчества. И вот мы здесь.
Итак, деревня Выезд. Образована в конце XVII века. Жилая, и даже не вымирающая: самой многочисленной она была в 1905 году, 682 человека. За столетие численность упала до 257 человек (по переписи 2010 года), а по состоянию на 2021 год тут проживало уже 289 человек. Прирост, однако.
Омерзительный сайдинг добрался и сюда, но в целом деревня ещё держится, и десятка два домов на двух основных улицах - Подгорная и Новая - интересны для любителей деревянного зодчества. Кстати, пусть вас не вводит в заблуждение название улицы Новой: два из трёх домов с глухой домовой резьбой XIX века стоят именно на ней.
Выезд известен тем, что тут родился старовер Иван Шорин, основатель Гороховецкого судостроительного завода. Шорин был из крестьян, и даже нажив крепкий капитал и получив возможность стать купцом, делать этого не стал: гордится происхождением. Кстати, местная достопримечательность - зелёный теремок с круглыми деревянными башнями, что стоит на трассе М7, был построен как раз Иваном Александровичем для своего сына Михаила.
В Выезде жили (и, вероятно, живут) старообрядцы-беспоповцы поморского брачного согласия. Церквей у них нет. В Выезде был молельный дом, но до наших дней он не сохранился. Как пишет автор вот этого канала, молельный дом разрушили в советское время, и после этого все обряды совершались в старинном доме с глухой домовой резьбой на улице Новой.
Справочно. Древлеправославная Поморская Церковь — современное официальное название брачного поморского согласия старообрядцев, не приемлющих священства (беспоповцев). Как и многие беспоповские согласия, ДПЦ не имеет трехчинной иерархии; принятые у поморцев таинства (Крещение, Исповедь) совершаются мирянами (духовными наставниками). Согласие старообрядцев-безпоповцев, которые после смерти последних дораскольных священников отказались от практики приема беглых попов (беглопоповство), то есть священников, переходящих из Русской Православной Церкви. В условиях отсутствия священства службы стали вестись избранными грамотными мирянами. На основе иноческого соловецкого устава был создан Поморский устав для ведения службы мирянам, в котором были опущены слова, произносимые священством. Источник: https://ruvera.ru/dpc
Откровенно говоря, начитавшись восторженных отзывов в Сети, я ожидала от поездки большего. А тут мои впечатления можно было уместить во фразу "Ну да, здесь красиво". Садясь в машину, чтобы ехать домой, развеселилась от очевидного вывода: просто каждый кулик своё болото хвалит, а я - типичный нижегородский кулик. Даже с конкретными предпочтениями на севере и востоке области. А деревня и правда хороша, особенно, если вернуться сюда в тёплое время года, когда цветут сады.
Не исключено, что из-за моей предвзятости глухая домовая резьба Выезда показалась мне привезённой из Нижегородской области: вон какая единичка на дате дома - один в один как в Сормове (Дима тоже заметил, сказал, "похожа на... косточку"), а наличники со ставнями - как из Семёновского или Ковернинского района. А может, так оно и есть. Уже не узнаем.
Другие публикации по теме деревянного зодчества собраны в подборке: