Найти тему
Luxintercom

ВЛАДЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИМИ АКТИВАМИ ГОССЛУЖАЩИМИ И ЧИНОВНИКАМИ РФ

Автор: Роман Залунин, Тел.: +79262029825; БИЗНЕС АЗБУКА; ЮРИСТ ОНЛАЙН

О плюсах работы госслужащих/чиновников в России знает любой тинейджер.

Поэтому в данной статье рассмотрим минусы и риски служебной деятельности госслужащих/чиновников в России в части их коммерческих активов.

1. Главные враги.

Главными врагами не только госслужащих/чиновников, но и остальных категорий граждан являются:

  • ТЩЕСЛАВИЕ.
  • ГОРДЫНЯ.
  • Необоснованная вера в свою ЭЛИТАРНОСТЬ (принадлежность к конкретной группе, получение соответствующих атрибутов успеха и т.д.).
  • ПЕРЕОЦЕНКА (завышение) своей реальной значимости (пешки) для выгоды своему "сюзерену" (гроссмейстеру).

2. Ограничения и запреты.

Госслужащим/чиновникам РФ доступны российские ценные бумаги и финансовые инструменты.

Однако, госслужащим/чиновником запрещено участвовать в собрании акционеров, пользоваться зарубежными счетами, кредитами, вкладываться в доли и акции ETF, уставные капиталы иностранных организаций.

Отдельным категориям госслужащих нельзя владеть иностранными финансовыми инструментами (ценные бумаги, фонды, трасты, займы).

В статьях 16 и 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе в Российской Федерации» установлены ограничения и запреты, обусловленные особенностями государственной гражданской службы (далее – госслужба) как профессиональной деятельности.

Цели ограничений и запретов, связанных с госслужбой:

- установить препятствия для злоупотребления властными полномочиями;

- создать условия для независимости служебной деятельности от различных групп давления;

- обеспечить эффективную служебную деятельность.

Вывод: существующие ограничения и запреты, связанные
с госслужбой, необходимы для защиты конституционного строя, прав и законных интересов гражданин РФ.

3. Участие госслужащего/чиновника в бизнесе.

Статьей 289 Уголовного Кодекса РФ установлена ответственность за учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

И не важно, что сам госслужащий/чиновник не будет фигурировать в штате коммерческой организации, а посадит директором своего человека. Когда за успехами коммерческой организации стоит госслужащий/чиновник, это является нарушением действующего законодательства РФ.

Вывод: если функции предпринимателя пересекаются с функциями госслужащего/чиновника, то:

- госслужащий/чиновник будет нести уголовную ответственность;

- любой его бизнес априори становится незаконным.

4. Доверительное управление активами госслужащего/чиновника.

Доверительное управление активами госслужащего/чиновника - это передача активов госслужащего/чиновника под чужой контроль, не теряя при этом права собственности.

Цель доверительного управления активами госслужащего/чиновника: предотвращение возможного конфликта интересов (возможного противоречия между личными (как правило - корыстными, эгоистическими) и общественными (публичными) интересами).

С целью повышения эффективности механизма доверительного управления активами госслужащих/чиновников (в части устранения конфликта интересов) может быть применена специальная модель – слепой траст. Однако, внедрение такой модели затруднено и требует ее детальной проработки на экспертном и государственном уровнях.

Источники правового регулирования доверительного управления:

- статья 1012 Гражданского Кодекса РФ;

- Правила передачи имущества государственных служащих в доверительное управление (утверждено 18 мая 2023 года приказом Агентства по делам государственной службы).

Договор на доверительное управление имуществом должен быть нотариально удостоверен, а его копия в течение 10 дней представляется госслужащим в кадровую службу по месту работы.

Госслужащий обязан представить информацию о прекращении действия договора на доверительное управление имуществом или его перезаключении в кадровую службу по месту работы в течение 10 календарных дней после наступления указанных событий.

Риски, которые могут возникнуть при доверительном управлении имуществом:

- ошибочный прогноз доходов;

- снижение дохода;

- потери ликвидности активов;

- снижение рыночной стоимости активов;

- снижение рыночной стоимости (капитализации) коммерческой организации;

- проблема платежей, в том числе трансграничных;

- потеря доли рынка, а также узнаваемости и представленности;

- потеря конкурентных преимуществ;

- снижение финансовой дисциплины;

- кассовый разрыв;

- налоговые риски;

- коммерческий, операционный, опционный, правовой и другие существенные риски.

Вывод: активы, переданные в доверительное управление, подвержены риску. Поэтому целесообразно предусмотреть неотвратимость ответственности доверительного управляющего за причиненные убытки.

5. Конфликт интересов на государственной службе.

Конфликт интересов на государственной службе – это ситуация, когда личная заинтересованность должностного лица влияет или может влиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностным лицом своих обязанностей или полномочий (п. 1 ст. 19 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Основой конфликта интересов составляет наличие возможного противоречия между личными (как правило — корыстными, эгоистическими) и общественными (публичными) интересами.

Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (п. 2 ст. 11 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Порядок и форму уведомления определяет работодатель.

Урегулирование конфликта интересов требует комплексного подхода, поэтому данным урегулированием занимается Комиссия, образованная правовым актом государственного органа в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Конфликт интересов - это не коррупция! Ключевым отличием является то, что в ситуации конфликта интересов должностное лицо еще не сделало окончательного выбора. Оно может склониться как в сторону личного интереса, так и в сторону должного исполнения своих обязанностей.

Вывод: если своевременно и в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ урегулировать конфликт интересов, то госслужащий/чиновник может «спать спокойно».

6. Соответствие расходов госслужащих/чиновников РФ их доходам.

Федеральный Закон № 230-ФЗ от 03.12.2012 г. «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» внедрил механизм КОНФИСКАЦИИ состояний госслужащих/чиновников, чьи расходы превышают их официальные доходы.

В соответствии с требованиями действующего законодательства России:

- госслужащим запрещено иметь иностранные счета или зарубежные финансовые инструменты (трасты, фонды и т.д.);

- правоохранительные органы России должны обратить внимание на госслужащего, если он или его семья тратит больше задекларированных за последние три года доходов;

- Генеральная прокуратура России имеет право потребовать от госслужащего/чиновникаобосновать его расходы. Если госслужащий/чиновник не сможет доказать законность происхождения средств и собственности, он должен быть уволен со службы, а состояние обращено в доходы государства.

Кроме того, Конституционный суд России разрешил изымать средства у дальних родственников и ЗНАКОМЫХ коррупционеров.

В 2019 году в г. Москве, выездная миссия FATF (международная (межправительственная) группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег) проводила комплексную оценку российской системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, а также оценивала уровень борьбы России с отмыванием преступных средств.

По итогам комплексной оценки выездная миссия FATF дала России следующие рекомендации:

- активнее применять против госслужащих конфискацию имущества, если законность владения им не подтверждается;

- расширить перечень активов депутатов, сенаторов, федеральных и региональных чиновников, руководителей госкомпаний и судей, которые могут быть конфискованы как незаконное богатство.

Вывод: в случае выявления расхождений между официально задекларированными доходами госслужащего/чиновника и его расходами, необоснованное богатство такого госслужащего/чиновника подлежит конфискации.

7. Легальность источников благосостояния (доходов) госслужащих/чиновников РФ.

С сентября 2023 г. Госдума России, на основании инициативы Правительства РФ, начала сбор отзывов на проект закона, который позволит проводить тайные проверки кошельков региональных и муниципальных чиновников: не завелись ли там нетрудовые доходы. С соответствующими запросами в спецслужбы смогут обращаться губернаторы регионов.

Подготовленный законопроект предоставляет губернаторам право направлять в федеральные органы исполнительной власти запросы на проведение оперативно-разыскных мероприятий в отношении региональных и муниципальных чиновников, в результате чего правоохранительные органы России будут:

- подключаться к проверке достоверности деклараций о доходах и расходах служащих ВСЕХ уровней публичной власти;

- устанавливать активы, в том числе и не коммерческие (дачи, особняки и т.д.), фактическими бенефициарами которых являются госслужащие/чиновники РФ;

- устанавливать активы, находящихся за пределами России (включая владение через трасты и фонды), фактическими бенефициарами которых являются госслужащие/чиновники РФ;

- проводить проверки фирм родственников и ЗНАКОМЫХ чиновников, претендующих на господряды;

- и т.п. и т.д.

Придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем квалифицируется как «Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем» (статья 174 Уголовного Кодекса РФ).

Вывод: госслужащий/чиновник, владеющий, пользующийся или распоряжающийся нелегальным доходом, может быть привлечен к уголовной ответственности.

8. Злоупотребление правом на государственной службе.

Каждое право должно иметь пределы его осуществления. В противном случае происходит нарушение прав других лиц, что, в свою очередь, исключает соблюдение важных для гражданского оборота принципов добросовестности и разумности.

Статья 10 Гражданского Кодекса РФ устанавливает недопустимость действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Данная норма носит прикладной характер и широко используется на практике, в том числе в качестве основания признания сделок недействительными.

Злоупотребить правом может только лицо, которое таким правом обладает (госслужащий/чиновник) и имеет намерение причинить вред другим лицам. Именно цель причинения вреда делает поведение госслужащего/чиновника противоправным.

Если госслужащий/чиновник в корыстных или иных личных интересах совершил в пределах своих полномочий действия, которые противоречат целям и задачам органа или учреждения, где госслужащий/чиновник работает, его действия могут квалифицироваться как злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 Уголовного Кодекса РФ).

Вывод: госслужащий/чиновник, злоупотребивший правом, может быть не только уволен с занимаемой должности, но и привлечен к уголовной ответственности.

ИТОГО (РЕКОМЕНДАЦИЯ): При осуществлении деятельности, связанной с госслужбой, целесообразно обратиться к квалифицированным специалистам, имеющим соответствующий опыт работы, на предмет оценки соответствия своей деятельности требованиям действующего законодательства РФ и устранения причин возможных рисков как лично для себя, своих родных, близких и знакомых, так и для активов, которыми Вы владеете.