Мумифицированный младенец в Музее лас Момиас в Гуанахуато, Мексика, одет как святой - обычная практика погребения младенцев в Центральной и Южной Америке. Тело находится среди ста естественно сохранившихся мумий XIX и XX веков, представленных в популярном музее.
Мумии из Гуанахуато, которые одновременно и подвергаются эксплуатации, и бережно хранятся, находятся в центре споров о том, стоит ли выставлять человеческие останки напоказ.
Гуанахуато, находящийся в Мексике, включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1988 года благодаря своей колониальной испанской архитектуре, истории добычи серебра и местам, связанным с мексиканской революцией. Церкви в стиле барокко, узкие мощеные улочки и дома различных пастельных оттенков выглядят как дома с открыток. Однако главной туристической достопримечательностью центрального мексиканского города является нечто более мрачное и ужасающее: подземный музей ста мумий.
Лица людей с закрытыми челюстями, обтянутые кожей младенцы и прочие тела, лежащие уже более ста лет, привлекают внимание любопытных путешественников. Сначала посетители оплачивали несколько песо, чтобы увидеть мумии в подземном склепе. С 1969 года эти мумии выставлены под мрачным светом прожекторов в Музее лас Момиас.
Эти сохранившиеся в естественных условиях трупы (без бинтов и бальзамирования) XIX и XX веков - источник дохода и местной гордости для этого города, расположенного в часе езды к западу от Сан-Мигель-де-Альенде. "Мумии Гуанахуато приносят муниципалитету самый большой экономический доход после налога на недвижимость", - говорит мексиканский антрополог Хуан Мануэль Аргуэльес Сан Миллан. "Их значение трудно переоценить".
Мумии также вызывают споры. Путешественникам из других стран трудно понять, почему в одном из самых красивых городов Мексики выставлены на всеобщее обозрение безобразные человеческие останки. Некоторые ученые считают, что тела плохо хранятся и неправильно маркированы. В начале этого года планы по созданию нового музея мумий были отклонены после того, как ученые и представители ЮНЕСКО высказались против его расположения на вершине торгового центра в центре города.
Все это снова привлекло внимание к этим хрупким останкам. Национальный институт антропологии и истории (INAH) недавно начал исследование под руководством Сан-Мильяна с целью выяснить личности в основном неименованных тел. Выставка фотографий мумий, созданных местным художником Майклом Джеймсом Райтом, станет основным событием ежегодного фестиваля Internacional Cervantino в Гуанахуато с 13 по 30 октября, а затем отправится в тур по Мексике и за её пределы. "Такие проекты могут придать умершим достоинство и превратить их в объект обучения, а не просто в зрелищное представление", - отмечает Райт.
Здесь мы расскажем, как появились мумии и их музей и почему все это продолжает привлекать толпы людей в Гуанахуато.
Как рождались мумии и мифы
Несмотря на впечатляющий исторический центр Гуанахуато, музей мумий на окраине города часто становится первым местом, которое посещают туристы. "Я иду посмотреть на тетушек", - шутят мексиканцы, направляющиеся в Гуанахуато. Люди часами стоят в очереди, чтобы попасть в музей, и стоят локоть к локтю с уличными торговцами, продающими харамуску - местные сахарные конфеты с корицей, по форме напоминающие мумии.
Мексиканские туристы обычно проявляют интерес и уважение к выставленным телам, а не отвращение, ведь для них это часть культуры, особенно в контексте праздника Диа-де-лос-Муэртос. "Однако для путешественников из других стран мне приходится учитывать контекст музея", - отмечает Данте Родригес Завала, родом из Гуанахуато и гид компании Mexico Street Food Tours. "Для мексиканцев это не является ничем странным или эксцентричным. У нас спокойное отношение к смерти - в День мертвых мы устраиваем пиршество на кладбище, предлагаем умершим еду и приглашаем мариачи".
В окрестностях Гуанахуато можно услышать призрачные россказни о происхождении мумий: одни были похоронены заживо, другие умерли во время вспышки холеры, все сохранились благодаря богатой минералами почве. "Кроме того, чтобы заинтересовать людей, работники кладбища стали рассказывать истории о повешенных, отчаявшихся и ведьмах", - говорит Джеральд Конлог, заслуженный профессор диагностической визуализации из Университета Квиннипак, который много занимался изучением мумий.
На самом деле все гораздо проще, и это говорит о том, что в Мексике отношение к смерти не имеет ничего общего с реальностью. Как и на многих других общественных кладбищах, на Пантеоне Санта-Паула около 1861 года действовала политика, согласно которой семьи платили ежегодный налог на хранение останков близких людей в надземных гробницах или нишах, напоминающих каменные книжные шкафы. В 1865 году работники кладбища начали избавляться от тел людей, чьи родственники не могли позволить себе платить налог или у которых не было живых родственников.
Открывая гробницы, рабочие ожидали увидеть пыльные кости. Вместо этого они обнаружили множество тел, сохранивших кожу, волосы и даже языки. Оказалось, что теплая и сухая среда идеально подходит для сохранения человеческих останков. "Если солнце падает на ниши весь день, как это было в Санта-Пауле, то тела быстро обезвоживаются", - говорит Мария дель Кармен Лерма Гомес, судебный антрополог, работавшая над исследованием INAH.
Жуткий туристический аттракцион
Слухи об этих легендарных мумиях, которые могильщики подпирали вдоль стен в подземной усыпальнице, распространились по всему миру. Некоторые из них все еще носили погребальную одежду, туфли с пуговицами или бирки с именами и датами смерти. Они быстро стали диковинкой и источником дохода для работников кладбища.
"За небольшую плату служитель впустит посетителя в "камеру ужасов", - писал в июле 1916 года журнал National Geographic. "Винтовая лестница ведет в склеп, где жуткие мумифицированные останки выложены в ряд."
С годами туристы срывали таблички с именами мумий в качестве сувениров, лишая большинство тел их идентификации. Музейные гиды и местные жители восполнили пробел новыми именами и магическими историями: женское тело, деформированное из-за сильного сколиоза, назвали La Bruja ("Ведьма"), другой труп известен как El Ahogado ("Утопленник").
Они стали культурными иконами города, являясь как реальными объектами привлечения туристов, так и вымышленными вдохновителями для художественных произведений. Мумии выходили на арену против лучадоров (мексиканских борцов) в масках и плащах в нескольких хоррор-фильмах 1970-х годов и преследовали беспокойную американскую семейную пару в рассказе Рэя Брэдбери "Следующий на очереди" (1955). В следующем году в Мексике стартует новый стриминговый сериал "Проклятые мумии" (Pinches Momias).
Что делать с мумиями
Исследование, запущенное Национальным институтом антропологии и истории (INAH) в феврале, было вызвано жалобами на планы по созданию нового музея и якобы ненадлежащим обращением с мумиями. Критики высказывали недовольство тем, что муниципалитет перевозит хрупкие останки на мероприятия за пределы города и, что еще более скандально, выставляет их в одном из подземных туннелей Гуанахуато во время автомобильных ралли.
В рамках проекта Национального института антропологии и истории, команда Сан-Миллана проводит исследование свидетельств о смерти XIX и XX веков, церковных документов и газет с целью идентификации мумий. Применение криминалистических методов, таких как рентген, анализ ДНК из волос, зубов или кожи, даже позволяет установить связь между останками и современными жителями Гуанахуато.
"С ними нужно обращаться как с человеческими телами", - говорит Сан-Миллан. Это означает, говорит он, что если неизвестная ранее мумия окажется чьим-то прапрадедушкой, а потомки не захотят выставлять ее на всеобщее обозрение, она будет перезахоронена "немедленно и без каких-либо проблем".
Ученые Национального института антропологии и истории, а также другие специалисты, надеются, что новое исследование улучшит представление мумий и придаст им новое признание как культурных артефактов. Обновление системы климат-контроля в музее и хранение тел горизонтально вместо вертикального положения также может способствовать их более эффективному сохранению.
"Это обычные люди, которые являются хранителями информации об эпохе, в которой они жили", - говорит Конлог. "Они ходили по этим улицам, посещали старый рынок. Они не должны быть учасниками шоу уродов".