Роберт Грин "48 законов власти"
Чтобы оставаться независимым, вы должны всегда быть необходимым и нужным. Чем больше на вас полагаются, тем большей свободой вы располагаете. Добейтесь, чтобы счастье и процветание людей зависели от вас, — и вам нечего опасаться. Никогда не обучайте их всему, чтобы они не могли обходиться своими силами.
Кобыла ходила день и ночь в поле, не пахала, а конь кормился ночью, а днем пахал.
Кобыла и говорит коню: «Зачем ты пашешь? Я бы на твоем месте не пошла. Он бы меня плетью, а я бы его ногою». На другой день конь так и сделал. Мужик видит, что конь стал упрям, и запряг в соху кобылу.
Из «Басен» Льва Толстого, 1828–1910
…Вокруг было много других наемников, столь же умелых и доблестных, как и они. Они были заменимы. Их убивали, ничего при этом не теряя. Их слава росла, и они хотели все большего денежного вознаграждения за свою службу. Насколько лучше было избавиться от них и нанять других, помоложе и подешевле. Такова была судьба графа Карманьолы, который начал действовать дерзко и независимо.
Таков удел (но менее трагичный, надеемся мы) тех, кто не заставил окружающих зависеть от себя. Рано или поздно появляется тот, кто делает их работу не хуже, — кто-то моложе, свежее, не требующий высокой оплаты, вызывающий меньше опасений.
Станьте единственным, кто может делать то, что делаете вы. Добейтесь, чтобы жизнь тех, кто вас нанимает, так тесно переплелась с вашей, что им и в голову не пришло бы от вас избавиться. Иначе в один прекрасный день вас могут заставить пройти по вашему Мосту вздохов.
Миром правит настоятельная потребность. Люди редко действуют, не испытывая в этом нужды. Если вы не постарались сделать так, что без вас не могут обойтись, вас отбросят прочь при первой возможности. Если же вы понимаете Законы Власти и заставляете других зависеть от себя или от своего благополучия, если можете нейтрализовать их слабость своими «железом и кровью» (по выражению Бисмарка), тогда вы переживете своих господ, как Бисмарк. У вас будут все преимущества власти, без ее скрытых шипов, которые получает властелин.
Поэтому мудрый государь будет заботиться о том, как сохранить зависимость своих подданных от государства и от него самого, кем бы они ни были и при любых обстоятельствах. В этом случае они всегда будут заслуживать доверия.
Никколо Макиавелли
Ключи к власти
Вершина власти — способность заставлять людей поступать по вашему желанию. Если вам это удается, не принуждая их силой и не оскорбляя, если они охотно выполняют то, что угодно вам, значит, ваша власть на недосягаемой высоте. Лучший способ достичь такого положения — добиться, чтобы от вас зависели. Господин нуждается в ваших услугах, он слаб или неспособен действовать без вас, вы проникли в его работу так глубоко, сплелись с ней так, что попытка избавиться от вас принесет ему лишь множество сложностей или ему придется тратить драгоценное время на поиски адекватной замены.
Многие ошибочно считают, что высшая форма власти — независимость. Это заблуждение. Власть подразумевает отношения между людьми. Вам непременно нужны союзники, исполнители и даже слабые властители, которые служат вам ширмой.
Единственное, на что вы можете надеяться, так это чтобы окружающие стали настолько зависимы от вас, что вы смогли бы наслаждаться чем-то вроде независимости навыворот, ведь их потребность в вас раскрепощает вас.
…Астролог появился, но, раньше чем дать сигнал слугам, Людовик решил задать ему последний вопрос: «Ты утверждаешь, что тебе известна участь других. А что гороскоп говорит о твоей собственной судьбе? Скажи мне, когда ты умрешь?»
«Я умру ровно на три дня раньше Вашего Величества», — ответил астролог. Король так и не подал сигнала. Жизнь предсказателя была спасена. Король не только всегда усиленно охранял его, но и осыпал дарами и заставлял пользоваться услугами лучших придворных докторов.
Это образец: заставьте других зависеть от вас. Если расставание с вами грозит возможными бедами, даже смертью, господин не осмелится испытать судьбу, чтобы проверить правильность предсказания. Есть много способов добиться такого положения. Лучший из них — обладать талантом и мастерством в своем деле, которые всегда ценились превыше всего.
Вам нужно создать ситуацию, в которой вы не пропадете, сможете найти себе другого господина или покровителя, но ваш господин побегает, чтобы найти нового слугу с таким же особенным талантом. А если, между нами, вы не так уж незаменимы, найдите способ производить такое впечатление. Репутация знающего специалиста прекрасно помогает убедить тех, кто выше вас по положению, в том, что им без вас не обойтись. Однако истинная зависимость со стороны вашего господина делает его более уязвимым, чем ложная, а это всегда в вашей власти — сделать так, чтобы ваши знания и умения были незаменимы.
Киссинджер выжил потому, что он очень глубоко закрепился в столь многих областях политической структуры, что его устранение привело бы к хаосу. Власть Микеланджело была интенсивной, она зависела от одного обстоятельства — его художественного таланта. Власть Киссинджера была экстенсивной. Он оказался вовлеченным в работу такого количества департаментов администрации, занятых столькими разными направлениями, что сама эта вовлеченность стала его козырем.
Если вы сможете обеспечить себе такое положение, устранить вас будет опасно — могут оказаться нарушенными самые различные виды взаимозависимостей. В то же время интенсивная форма власти дает больше свободы, чем экстенсивная, поскольку те, кто ею обладает, не обязаны конкретному хозяину или конкретной властной структуре своей безопасностью.
Можно заставить других зависеть от вас, применяя тактику разведывания секретов. Зная тайны окружающих, владея информацией, распространение которой им хотелось бы предотвратить, вы связываете свою судьбу с их судьбами. Вы неприкосновенны.
Предупреждение: не воображайте, что зависимость господина от вас заставит его любить вас. На самом деле он будет чувствовать страх и бояться вас. Но, как сказал Макиавелли, лучше вызывать страх, чем любовь. Страхом можно управлять, любовью — никогда. Зависимость от таких тонких и переменчивых чувств, как любовь и дружба, только делает вас незащищенным. Лучше пусть другие зависят от вас из страха вас потерять, чем из любви к вашему обществу.
Образ: лиана со множеством шипов
Внизу корни растут вглубь и вширь. Вверху ветви лианы проталкиваются сквозь кусты, обвиваются вокруг деревьев, столбов и оконных рам. Избавиться от них стоило бы таких трудов и такой крови, что легче позволить им виться.
«Заставь людей зависеть от тебя. Можно получить от такой зависимости больше, нежели простую благодарность. Тот, кто утолил жажду, немедленно поворачивается спиной к колодцу. Когда зависимость исчезает, вместе с ней исчезают вежливость и пристойность, затем — уважение. Первый урок, которому должен научить тебя опыт, таков: давай надежде жить, но не исполняться, заставляя даже коронованного покровителя испытывать в тебе нужду».
Бальтазар Грациан
Оборотная сторона
Слабое место заключается в том, что, заставляя других зависеть от вас, и вы сами в какой-то мере зависите от них. Но стараться преодолеть это означает избавиться от тех, кто выше вас, это означает остаться в одиночестве, не зависеть ни от кого. Таково монополистское стремление Дж. П. Моргана или Джона Д. Рокфеллера — стремление быть вне конкуренции, сохранять полный контроль. Если вы в состоянии взвалить на себя такое — дерзайте.
Любая независимость имеет свою цену. Вы будете вынуждены изолироваться. Монополии часто расшатываются и разваливаются из-за растущего давления изнутри.
Взаимная зависимость поддерживает закон, зависимость — редкое и зачастую фатальное исключение. Поэтому лучше согласиться на положение зависимости друг от друга и следовать этому важному закону сосуществования, чем искать его противоположность. Вы не будете испытывать невыносимого бремени, как те, кто находится на вершине, а господин, тот что выше вас, поневоле будет вашим рабом, потому что он будет зависеть от вас.