История не знает более знаменитого боевого корабля, который был бы более известным чем крейсер «Аврора». Конечно, в истории военно-морского флота были и более известные корабли, технические и боевые характеристики, которых превосходили «Аврору». Однако не одному из них, не удалось стать символом революции.
Впечатляет и послужной список крейсера. «Аврора» успела поучаствовать в трёх войнах, две из которых были Мировыми. За время службы «Авроры» сменилось три государственных строя. Так если в состав военно-морского флота «Аврора» вступила в императорской России, то в почетную отставку она вышла уже в Российской Федерации. А общая выслуга крейсера в составе военно-морского флота составила без малого 110 лет.
Однако своей знаменитостью «Аврора» обязана октябрьской революции 1917 года. В результате, которой к власти пришли большевики. Так согласно официально принятой версии 25 октября 1917 года, с крейсера был дан холостой залп, послуживший началом к штурму «Зимнего дворца». Согласно неофициальной версии, залп был боевым, однако данная точка зрения неоднократно критикуется учеными. Стоит отметить, что символом социалистической революции, «Аврора» стала не сразу. Так первые попытки придания особого символизма крейсеру были даны в истории ВКП (б) в 1938 году. В курсе, в частности, упоминается (прим. автора стр.142): «Определенные задания получили также боевые суда крейсер «Аврора» и «Заря свободы». И далее: «Крейсер «Аврора» громом своих пушек, направленных на «Зимний дворец», возвестил 25 октября начало новой эры-Эры великой социалистической революции. Здесь необходимо отметить, что краткий курс истории ВКП (б) готовился под личным руководством И.В. Сталина. Как отмечали составители курса Сталин лично правил стенограмму. Таким образом вклад «Авроры» в дело социалистической революции был отмечен на самом высоком уровне. Несмотря на это «Аврора», как символ революции получила популяризацию в советском обществе с 1950 года, то есть с момента открытия первого корабельного музея на крейсере. 31 октября 1967 года изображение крейсера «Аврора» было помещено на одну из высших государственных наград СССР «Орден октябрьской революции».
Касательно боевых характеристик на момент спуска на воду в мае 1900 года. Крейсер имел полное водоизмещение: 6 731 тонну, длину 126,7 м., ширину 16,8 м, осадка 6,2 м, мощность двигателей 11971 л.с., скорость 20,0 узлов. Дальность плавания 7 200 км, тип топлива: уголь, максимальный запас топлива: 964 тонны. Вооружение: 14 пушек 152 калибра, 6 пушек 76,2 калибра, 3 торпедных аппарата. Экипаж 570 человек, офицерский состав 20 человек. Необходимо отметить, что характеристики даны по состоянию на октябрь 1917 года. Для сравнения можно рассмотреть несколько современников «Авроры» заложенных примерно в одно и тоже время с ним.
Так немецкий бронепалубный крейсер «Кайзерин Аугуста», спущенный на воду на восемь лет раньше «Авроры», имел длину-123 м., ширину 15,6 м., осадку 7,4 м., мощность двигателя 15650 л.с., дальность плавания 7408 километров. Вооружение: 4-150 мм орудия, 8-105 мм орудия, 8-88 мм орудия, 4-37 мм орудия, 5 торпедных аппаратов. Немецкий крейсер «Герта» спущенный на воду в апреле 1897 года, имел вооружение: 2 орудия-210,82 мм, 8 орудий-149,6 мм, 10 пулеметов, 3 торпедных аппарата, мощность двигателя 10 000 л.с. Таким образом «Аврора» была далеко не самым мощным крейсером среди своих современников, однако стал самым живучим. Так 14 мая 1905 года «Аврора» совместно с крейсером «Олег» прикрывая транспортные корабли, приняли на себя огонь 12 японских крейсеров. В этом сражении «Аврора» потеряла 15 человек убитыми и 80 человек ранеными из 570 человек общего состава. Во время Первой Мировой войны 11 октября 1914 года крейсер столкнулся с немецкой подводной лодкой класса U-26 у входа в Финский залив. Однако капитан подлодки выбрал целью другой корабль. Во время Великой Отечественной войны «Аврора» непосредственного участия в сражениях уже не принимала ввиду того, что уже был технически устаревшим кораблем. Однако орудия с крейсера были сняты и установлены на оборонительные рубежи на подступах к г. Ленинград. 9-130 мм орудий с личным составом экипажа крейсера неделю сдерживали натиск фашистов. На линии фронта тогда находилось 152 человека из личного состава крейсера, многие из которых героически погибли, сдерживая натиск фашистов.
Невозможно уместить всю историю этого корабля в статью, материала о нём хватит на отдельную книгу. Подводя итог, можно сказать, что крейсер «Аврора» сегодня является памятником воинской доблести моряков, которые порою ценою собственной жизни исполняли долг по защите своей Родины.