Найти в Дзене

Особняк Морозовых в Подсосенском

Не раз проходил мимо этого особняка.

А тут оказалось и внутрь зайти можно. С экскурсией. Не слишком дешево. 2000 руб. с носа. Точнее- 1999. Но что делать? Пошли.

Морозовы- многочисленная купеческая династия.

Смекалистый богородский мужичок Савва Васильевич Морозов выкупил себя из крепостной зависимости. Вместе со всем семейством. А было тогда у крепостного Саввы, нет, не три. А пять сыновей. А самому Савве Васильевичу тогда 51 год минул.

И стал род Морозовых плодиться и размножаться. И все по Москве.

Насчитали. Более 70 различных сооружений и зданий в первопрестольной Морозовы понастроили.

Если бы большевики купцов- капиталистов не свергли, сейчас каждое второе здание в Москве морозовским бы было. Такое впечатление.

Вот отсюда- минут семь пешочком- и ещё одна усадьба Морозовых. За Милютинским садом. А там, по соседству, ещё один. В Трехсвятительском переулке.

Но это другие ветви Морозовской династии.

А здесь в 1839 году поселился Елисей Саввич Морозов. Старший сын родоначальника династии. Поселился в палатах XVIII века. От прежних хозяев достались.

До сих пор сохранились. Во дворе.

-2

- Ты, автор, фотку не перепутал?- изумится читатель- Какие палаты XVIII века? Понурый дом начала массового социалистического жилищного строительства.

- Это поздние наслоения антураж XVIII века испортили- объясняют знатоки. Мол, в 1930-е три этажа надстроили.

Напряг фантазию. Убрал верхние этажи. Всё равно на боярские палаты не тянет.

- А вы с другой стороны к дому подойдите- настаивают знатоки. И с гордостью показывают прилепленную на фасад арку.

Ну да. Небольшой оживляж в хмурый фасад вносит. Только прилеплена она при последнем владельце была. Который тут оранжерейку пристроил. Судя по арке, с полукруглой крышей.

Странно. В верхних этажах- пластиковые окна. А вот "палаты", похоже, в запустении. Жалобно разбитыми окнами смотрят.

-4

Конечно, для сына крепостного такие «палаты» в самый раз были. А вот сыну одного из главных богатеев Москвы- не очень.

Вот и решил Викула Елисеевич, унаследовавший владение от папаши, Елисея Саввича, поприличней дом поставить. Да и семья большая. 10 детей.

-5

Было это в 1879 году.

Дом вышел веселеньким. Даже для старообрядца.

Вход согбенные атланты охраняют.

А заодно и балкон поддерживают.

-7

Сверху любовно выведенный вензель "М" (Морозов) дородные дамы поглаживают.

По всему фасаду всякие фигурки- гирлянды щедро налеплены.

Вазоны в нишах.

-9

Сбоку ворота поставили.

Чтобы старые "палаты" с улицы в глаза не бросались.

- Ну а теперь посмотрим интерьеры- наконец произнесла экскурсоводша- Приготовьте паспорта.

Охранника у турникета наши паспорта не интересовали. Больше следил, чтобы никто без бахил не проник на охраняемую территорию.

При входе- небольшой зал.

-11

В египетском стиле.

Экскурсоводша сразу повела на второй этаж. По парадной лестнице.

Которую архитектор почему-то разместил в стороне от парадного входа.

На втором этаже череда пустынных залов.

-13

Народ, и мы в том числе, бросился стены фотографировать.

На стенах всякие панно. Художественные.

Голубой.

Белый.

-16

Тут домашний театр был.

Единственный зал с мебелью.

Стулья вдоль стены сгружены.

При Морозовых тут типа музыкальной гостиной было.

Сейчас здание занимает непонятная организация с громким названием "Дом народов России". На каждом стуле- герб российского региона.

-18

- А сейчас пойдем на первый этаж. Там самое интересное.- заинтриговала экскурсоводша.

В 1895 году усадьбу унаследовал Алексей Викулович, старший сын Викулы Елисеевича.

К бизнесу особого влечения не имел. Определил его родитель в реальное училище. Так и не сумел окончить.

- Известная история- усмехнется читатель- Не хочу учиться, а хочу жениться.

В том то и дело. И жениться не хотел.

Нашел себе занятие по вкусу. Фарфор стал коллекционировать. Денег на эту забаву от папаши немало осталось.

В соответствии со своим высоким художественным вкусом решил новый владелец дом перестроить. Второй этаж трогать не стал. Там любимые фарфоровые безделушки. Оставил как при бате. Архитектор Чичагов оформил.

А перекроить первый этаж позвал знаменитого уже тогда архитектора. Шехтеля.

Наша стайка бросилась за гидшей на первый этаж. Шехтеля смотреть. В египетский вестибюль. Это уже творение Федора Осиповича.

А я заглянул в закрытую дверь. Которую мы проскочили. Для верности еще и веревочкой перегороженной.

Вдруг и там Шехтель?

Там не Шехтель. Ремонт. В двух смежных комнатах

За египетским вестибюлем пошли в левое крыло.

- Тут типа приемной Алексея Викуловича была- объясняла гидша.

В пустой комнате на карнизике портрет мужика. Шехтель?

Нет. Опять подала голос экскурсоводша. Это сам зам хозяин. Портрет Алексея Викуловича Морозова.. Репродукция картины Валентина Серова.

И торжественно открыла двери следующей комнаты. Вот, мол, зачем сюда народ приходит. Кабинет хозяина.

После голых стен всех остальных помещений- впечатляет.

Чего только не напихал сюда Федор Осипович. Вкупе с Алексеем Викуловичем.

Камин.

-21

С горгульями.

-22

Часы готические.

-23

Витражи.

-24

По стенам- панно Врубеля.

-25

На втором этаже- библиотека.

К библиотеке- замысловатая лестница.

-27

Вход на лестницу охраняет задумчивый мужичок.

-28

И красная веревка.

- Нельзя сейчас в библиотеку- опять объяснила экскурсоводша.

Мол, обветшала лестница.

- А если мы потихоньку. И по одному.- спросил один из экскурсантов.

- Нельзя- вздохнула девушка- Тогда нас вообще сюда пускать перестанут.

Теперь только на старых фото посмотреть можно.

фото 1897г.
фото 1897г.

- Мне кажется, в каком-то кино я этот кабинет видел- задал следующий любознательный экскурсант.

- Не мешай слушать- одернула его спутница- Дома в интернета посмотришь.

Не знаю как он, а я посмотрел. Интернет нашел 5 фильмов. Ларец Марии Медичи, Багровый цвет снегопада, Дело следователя Никитина, Нулевой пациент, Жить жизнь.

Смотрел только первый. И то там главные герои просто мимо проходили.

-30

После готического кабинета следующая комната- рокайльная гостиная- выглядит довольно скромно.

Рокайльная- в переводе на русский- ракушечная. Ракушки- это, якобы, завитушки под потолком.

Зато выключатель у двери-

-32

дореволюционный.

А ручка дверная-

-33

по эскизу Шехтеля.

Напоследок заглянул в еще одну дверь.

Там не Шехтель. И даже ни Чичагов. Евроремонт.

-34

Переговорная новых хозяев. Плакат на стене. Дом народов России.

А когда-то издательство «Наука» была. Я сам там пару книжек издал.

Куда советская наука делась? Вот вам историческая фотография. Аллегорическая.

фото 1988г.
фото 1988г.

В мусорном баке наука.

А чем занимается такая важная организация «Дом народов России»?

Трудно сказать. Создали 4 марта 2020 г. Посмотрел на сайте. В галлерее последнее мероприятие- 17 июня 2021г.

Согласно Устава, «Основной целью деятельности Учреждения является создание условий для сохранения, возрождения и развития национальных культур и языков народов Российской Федерации, реализация национально-культурных прав граждан Российской Федерации, путем организации и проведения культурно-массовых мероприятий…».

Так вот, оказывается, есть и другой способ попасть в особняк. Провести там своё культурно-массовое мероприятие.

«Ищете интересное место для своего праздника? Добро пожаловать в уникальную историческую усадьбу XVIII века!»- приглашает в особняк сайт https://www.usadbamorozova.ru/?ysclid=lsomu9e6wg92753448.

«Здесь изысканная кухня и обслуживание по самым высоким стандартам».

На выбор. Любой зал. И шехтелевский готический кабинет. И даже египетский предбанник.

«Думаете, отметить праздник в старинной усадьбе – это очень дорого? Тогда наши цены станут для вас приятным сюрпризом».

Выйдя на улицу, еще раз бросили взгляд на особняк.

Осыпается «Дом народов».

-36

Не хватает денег. От праздничных обедов. На ремонт.

Балкончик на боковом фасаде пару балясин потерял.

А три года назад все балясины целы были.

фото автора 2021г
фото автора 2021г

До дома народов.

P.S. О других прогулках и поездках смотри здесь