Не раз проходил мимо этого особняка.
А тут оказалось и внутрь зайти можно. С экскурсией. Не слишком дешево. 2000 руб. с носа. Точнее- 1999. Но что делать? Пошли.
Морозовы- многочисленная купеческая династия.
Смекалистый богородский мужичок Савва Васильевич Морозов выкупил себя из крепостной зависимости. Вместе со всем семейством. А было тогда у крепостного Саввы, нет, не три. А пять сыновей. А самому Савве Васильевичу тогда 51 год минул.
И стал род Морозовых плодиться и размножаться. И все по Москве.
Насчитали. Более 70 различных сооружений и зданий в первопрестольной Морозовы понастроили.
Если бы большевики купцов- капиталистов не свергли, сейчас каждое второе здание в Москве морозовским бы было. Такое впечатление.
Вот отсюда- минут семь пешочком- и ещё одна усадьба Морозовых. За Милютинским садом. А там, по соседству, ещё один. В Трехсвятительском переулке.
Но это другие ветви Морозовской династии.
А здесь в 1839 году поселился Елисей Саввич Морозов. Старший сын родоначальника династии. Поселился в палатах XVIII века. От прежних хозяев достались.
До сих пор сохранились. Во дворе.
- Ты, автор, фотку не перепутал?- изумится читатель- Какие палаты XVIII века? Понурый дом начала массового социалистического жилищного строительства.
- Это поздние наслоения антураж XVIII века испортили- объясняют знатоки. Мол, в 1930-е три этажа надстроили.
Напряг фантазию. Убрал верхние этажи. Всё равно на боярские палаты не тянет.
- А вы с другой стороны к дому подойдите- настаивают знатоки. И с гордостью показывают прилепленную на фасад арку.
Ну да. Небольшой оживляж в хмурый фасад вносит. Только прилеплена она при последнем владельце была. Который тут оранжерейку пристроил. Судя по арке, с полукруглой крышей.
Странно. В верхних этажах- пластиковые окна. А вот "палаты", похоже, в запустении. Жалобно разбитыми окнами смотрят.
Конечно, для сына крепостного такие «палаты» в самый раз были. А вот сыну одного из главных богатеев Москвы- не очень.
Вот и решил Викула Елисеевич, унаследовавший владение от папаши, Елисея Саввича, поприличней дом поставить. Да и семья большая. 10 детей.
Было это в 1879 году.
Дом вышел веселеньким. Даже для старообрядца.
Вход согбенные атланты охраняют.
А заодно и балкон поддерживают.
Сверху любовно выведенный вензель "М" (Морозов) дородные дамы поглаживают.
По всему фасаду всякие фигурки- гирлянды щедро налеплены.
Вазоны в нишах.
Сбоку ворота поставили.
Чтобы старые "палаты" с улицы в глаза не бросались.
- Ну а теперь посмотрим интерьеры- наконец произнесла экскурсоводша- Приготовьте паспорта.
Охранника у турникета наши паспорта не интересовали. Больше следил, чтобы никто без бахил не проник на охраняемую территорию.
При входе- небольшой зал.
В египетском стиле.
Экскурсоводша сразу повела на второй этаж. По парадной лестнице.
Которую архитектор почему-то разместил в стороне от парадного входа.
На втором этаже череда пустынных залов.
Народ, и мы в том числе, бросился стены фотографировать.
На стенах всякие панно. Художественные.
Голубой.
Белый.
Тут домашний театр был.
Единственный зал с мебелью.
Стулья вдоль стены сгружены.
При Морозовых тут типа музыкальной гостиной было.
Сейчас здание занимает непонятная организация с громким названием "Дом народов России". На каждом стуле- герб российского региона.
- А сейчас пойдем на первый этаж. Там самое интересное.- заинтриговала экскурсоводша.
В 1895 году усадьбу унаследовал Алексей Викулович, старший сын Викулы Елисеевича.
К бизнесу особого влечения не имел. Определил его родитель в реальное училище. Так и не сумел окончить.
- Известная история- усмехнется читатель- Не хочу учиться, а хочу жениться.
В том то и дело. И жениться не хотел.
Нашел себе занятие по вкусу. Фарфор стал коллекционировать. Денег на эту забаву от папаши немало осталось.
В соответствии со своим высоким художественным вкусом решил новый владелец дом перестроить. Второй этаж трогать не стал. Там любимые фарфоровые безделушки. Оставил как при бате. Архитектор Чичагов оформил.
А перекроить первый этаж позвал знаменитого уже тогда архитектора. Шехтеля.
Наша стайка бросилась за гидшей на первый этаж. Шехтеля смотреть. В египетский вестибюль. Это уже творение Федора Осиповича.
А я заглянул в закрытую дверь. Которую мы проскочили. Для верности еще и веревочкой перегороженной.
Вдруг и там Шехтель?
Там не Шехтель. Ремонт. В двух смежных комнатах
За египетским вестибюлем пошли в левое крыло.
- Тут типа приемной Алексея Викуловича была- объясняла гидша.
В пустой комнате на карнизике портрет мужика. Шехтель?
Нет. Опять подала голос экскурсоводша. Это сам зам хозяин. Портрет Алексея Викуловича Морозова.. Репродукция картины Валентина Серова.
И торжественно открыла двери следующей комнаты. Вот, мол, зачем сюда народ приходит. Кабинет хозяина.
После голых стен всех остальных помещений- впечатляет.
Чего только не напихал сюда Федор Осипович. Вкупе с Алексеем Викуловичем.
Камин.
С горгульями.
Часы готические.
Витражи.
По стенам- панно Врубеля.
На втором этаже- библиотека.
К библиотеке- замысловатая лестница.
Вход на лестницу охраняет задумчивый мужичок.
И красная веревка.
- Нельзя сейчас в библиотеку- опять объяснила экскурсоводша.
Мол, обветшала лестница.
- А если мы потихоньку. И по одному.- спросил один из экскурсантов.
- Нельзя- вздохнула девушка- Тогда нас вообще сюда пускать перестанут.
Теперь только на старых фото посмотреть можно.
- Мне кажется, в каком-то кино я этот кабинет видел- задал следующий любознательный экскурсант.
- Не мешай слушать- одернула его спутница- Дома в интернета посмотришь.
Не знаю как он, а я посмотрел. Интернет нашел 5 фильмов. Ларец Марии Медичи, Багровый цвет снегопада, Дело следователя Никитина, Нулевой пациент, Жить жизнь.
Смотрел только первый. И то там главные герои просто мимо проходили.
После готического кабинета следующая комната- рокайльная гостиная- выглядит довольно скромно.
Рокайльная- в переводе на русский- ракушечная. Ракушки- это, якобы, завитушки под потолком.
Зато выключатель у двери-
дореволюционный.
А ручка дверная-
по эскизу Шехтеля.
Напоследок заглянул в еще одну дверь.
Там не Шехтель. И даже ни Чичагов. Евроремонт.
Переговорная новых хозяев. Плакат на стене. Дом народов России.
А когда-то издательство «Наука» была. Я сам там пару книжек издал.
Куда советская наука делась? Вот вам историческая фотография. Аллегорическая.
В мусорном баке наука.
А чем занимается такая важная организация «Дом народов России»?
Трудно сказать. Создали 4 марта 2020 г. Посмотрел на сайте. В галлерее последнее мероприятие- 17 июня 2021г.
Согласно Устава, «Основной целью деятельности Учреждения является создание условий для сохранения, возрождения и развития национальных культур и языков народов Российской Федерации, реализация национально-культурных прав граждан Российской Федерации, путем организации и проведения культурно-массовых мероприятий…».
Так вот, оказывается, есть и другой способ попасть в особняк. Провести там своё культурно-массовое мероприятие.
«Ищете интересное место для своего праздника? Добро пожаловать в уникальную историческую усадьбу XVIII века!»- приглашает в особняк сайт https://www.usadbamorozova.ru/?ysclid=lsomu9e6wg92753448.
«Здесь изысканная кухня и обслуживание по самым высоким стандартам».
На выбор. Любой зал. И шехтелевский готический кабинет. И даже египетский предбанник.
«Думаете, отметить праздник в старинной усадьбе – это очень дорого? Тогда наши цены станут для вас приятным сюрпризом».
Выйдя на улицу, еще раз бросили взгляд на особняк.
Осыпается «Дом народов».
Не хватает денег. От праздничных обедов. На ремонт.
Балкончик на боковом фасаде пару балясин потерял.
А три года назад все балясины целы были.
До дома народов.
P.S. О других прогулках и поездках смотри здесь