Найти тему
Кризистан

У Такера в России еда в 4 раза дешевле, чем в Америке. А что на самом деле? Проверил по конкретным продуктам и индексам

Оглавление

— Он бы еще в «Светофор» сходил, — подумал я, читая отчеты о потребительской активности журналиста Такера Карлсона.

Парень молодец, есть чему поучиться! Приехал просто взять интервью у нашего главного босса, а привез горы самого разнообразного контента. Много денег заработает на подписчиках — доступ к шоу Карлсона стоит 9 долларов в месяц (6 долларов, если платить сразу за год).

Вы можете себе позволить платить по 833 рубля в месяц за подписку на Карлсона? Я – нет
Вы можете себе позволить платить по 833 рубля в месяц за подписку на Карлсона? Я – нет

«Пришло время перестать скрывать от тебя правду. Мы разоблачим их вместе» — спорный, но действенный призыв к подписке. Для американцев 9 долларов — копейки. Не знаю, сколько там подписчиков, но даже если всего 1 миллион, то 9 миллионов долларов за месяц они принесут команде Карлсона на блюдечке. И это без учета встроенной монетизации от платформ, где размещен контент «свободного доступа», типа Х или Ютуба.

У простого провинциального экономиста таких денег для Такера нет, так что пришлось довольствоваться отчетами из визита в российский супермаркет, опубликованными нашими изданиями.

В какой магазин ходил Такер Карлсон, сколько денег потратил и что тут не так?

Подчеркнул важное
Подчеркнул важное

Начнем с того, что ходил господин Карлсон в «Ашан». Если бы он посетил «Азбуку вкуса» или хотя бы «ВкусВилл», впечатления были бы совсем другими. Он бы еще в «Светофор» зашел, можно б было о 6-кратной разнице в цене написать!

С другой стороны, мы не знаем, в какие магазины Такер ходит у себя дома. В США с продажами продуктов примерно та же картина, что и у нас — в зависимости от магазина цены на один и тот же товар могут заметно отличаться. Как в случае с «Азбукой вкуса»: посетители там платят не столько за продукты, сколько за возможность не сталкиваться на шопинге с представителями низших социальных слоев, которым этот магазин не по карману.

Второй фактор, который нужно учитывать — феномен московских цен. В прошлом году я показывал его здесь на канале на примере сахара. В глубинке невозможно было найти сахар дешевле, чем по 70 рублей за кило, а в Москве он без ограничений продавался по 50 рублей и ниже. У нас в провинции люди удивлялись — как так? Живем ближе к производствам сахара, а платим за него дороже.

Позже этот феномен ярко проявился на ценах на яйца. Москвичи показывали фотографии из магазинов с подешевевшими до 100 и даже 95 рублей лотками, а в регионах самый дешевый десяток обходился минимум в 120 рублей. Судить о ценах в России по Москве — это как писать рецензию на книгу по ее обложке.

-3

Третий момент — сумма закупки. Цитирую по «Ведомостям»:

— Мы не обращали внимание на стоимость, мы просто складывали в тележку то, что ели бы в течение недели. Вышло на $104 (9481 руб.).

Почти 10 тысяч. На неделю! Я не просчитывал до запятой, какой процент населения России может позволить себе такие закупки продуктов питания. Но если вспомнить статистику Росстата по распределению дохода по 10%-ным группам населения, то не более 30%. А уж не обращать внимания на стоимость… простите, но наша любовь к скидкам и акциям обусловлена не природной бережливостью, а низким уровнем дохода.

Карлсон утверждает, что за аналогичный набор продуктов заплатил бы дома 400 долларов, не указывая ни цен, ни товаров, ни торговых точек. И делает вывод, что в России продукты стоят в 4 раза дешевле, чем в США.

Впрочем, чего я ждал от журналиста, да еще от такого? Его задача — донести правильную точку зрения до своей аудитории. Это экономистам приходится к объективным данным обращаться, а Карлсону было достаточно внедрить в головы зрителей вывод, который я подчеркнул на скриншоте. Давайте посмотрим на данных независимой статистики, какова разница в стоимости продовольственных товаров на самом деле.

Цены на продукты в США

-4

Мониторинговых сервисов розничных цен на продовольствие очень много. Людям интересно, сколько стоят продукты в других странах, особенно на фоне внезапного скачка инфляции или формирования дефицита по отдельным позициям. Каждый год появляются новые сервисы. Некоторые быстро закрываются, не выдержав конкуренции или столкнувшись с невозможностью собирать достоверные данные. Другие растут и развиваются.

Для начала я зашел на Globalproductprices — сервис, в котором методология расчета средней стоимости основана на ручном сборе цен в розничных точках разного уровня. Продуктов в постоянном мониторинге не так много, но для выводов достаточно:

Фрагмент таблицы, продовольственные товары
Фрагмент таблицы, продовольственные товары

Перевел для вас доллары в рубли по каждой товарной позиции. Я не вижу 4-кратной разницы: цены на те продукты, которые покупаю я, отличаются максимум в 2 раза. А если взять мясо, то хорошая говядина обходится уже заметно дороже тысячи за килограмм. Дорогими мне показались только соль, мука и рис. Но, опять же, мы не знаем, какие товары «ходоки» сервиса выбирают в магазинах для мониторинга. У нас тоже есть такой дорогой рис, и такая соль имеется.

Другой способ понять разницу в ценах между Россией и США

Более объективный способ сравнить цены — рассчитать разницу на основе индекса стоимости жизни. Тут на помощь приходит старый добрый Numbeo, рассчитывающий индекс для 146 стран мира. Здесь уже не только продукты, здесь в расчетах участвуют все стабильные расходы — от стоимости жилищно-коммунальных услуг до цен на одежду, развлечения, бензин.

Сравним индексы стоимости жизни:

  • Россия — 29,5
  • США — 72,9

Разница в 2,5 раза, а не в 4, как у Карлсона. Интересно, что более высокий индекс у американцев не из-за продуктов, а преимущественно в силу более дорогих услуг. Люди там зарабатывают в разы больше, чем в России, что сказывается на ценообразовании.

И тут мы подходим к главному: что есть цены без привязки к возможностям населения покупать по этим ценам? Пшик, пустой звук. Соответственно, смотреть нужно еще и индекс покупательной способности — показатель, оценивающий способность простого народа потреблять товары и услуги по тем ценам, которые существуют в их стране.

Индекс местной покупательной способности:

  • Россия — 41,5
  • США — 120,9

Это значит, что на свои доходы американцы по своим более высоким ценам могут оплатить в 2,9 раза больше товаров и услуг, чем россияне. Такова правда.

Что касается Карлсона… я не удивлюсь, если он возглавит какой-нибудь российский (или наш с международным участием) медиа-холдинг. Нужные навыки у него есть, отлично впишется в тусовку сказочников.

Благодарю за лайки! Подписывайтесь здесь и в Телеге, всем добра.