Найти тему
My Side

Мулату Астатке - родоначальник эфиопского джаза

Мулату Астатке – эфиопский джазмен, представитель эфиопского джаза, внесший большой вклад в развитие данного направления. Успешный новатор, музыкальный теоретик и музыкальный технолог – вот что можно о нем сказать. Его основной инструмент вибрафон.

Мулату Астатке родился в 1943 году в Джимме, Эфиопия. Мулату ради музыки отказался от карьеры инженера. Он проучился в музыкальном колледже Уэльса, а затем в США смог поступить в музыкальный колледж Беркли. Свои первые два альбома – Afro Latin Soul в двух частях – музыкант выпустил в 1966 году. На этих пластинках он представил слушателям сплав латинских мотивов и традиционной эфиопской музыки, так как в составе его группы были и латинцы.

Надо сказать, что в то время среди некоторых джазменов был популярным привносить в джаз латинские нотки. Скажем, Диззи Гиллеспи, знаменитый трубач, в свое время бывший ярким представителем нового джаза – бибопа, привносил в свою музыку кубинские мотивы. Вот и Мулату Астатке соединил эфиопскую и латинскую музыку под эгидой джаза. Его вышеупомянутые две пластинки отличаются присутствием вибрафона как основного инструмента ну и, конечно, мотивами латинской и эфиопской музыки. Медленный успокаивающий ритм сменяется подвижным латино.

Именно к середине 70-х стиль Астатке окончательно сформировался и стал называться «Эфиопский джаз» или Ethio-Jazz. Такой сплав эфиопской народной музыки и джаза оказался удачным. Он продолжал выпускать пластинки: Mulatu Of Ethiopia LP, Yekatit Ethio-Jazz LP. Он выступал на одной сцене с Дюком Эллингтоном в рамках эфиопских гастролей последнего.

Вот что он сам говорит про идею соединить эфиопскую музыку и джаз: «Это произошло в Нью-Йорке сорок два года назад. До этого я некоторое время жил в Лондоне, затем учился в колледже Беркли в Бостоне. Уже в Лондоне я попал в интересную музыкальную среду — познакомился с Ронни Скоттом (известный британский тенор-саксофонист, владелец джаз-клуба в Сохо. — OS), многими музыкантами из Африки. Можно сказать, что именно тогда я и заинтересовался перкуссией, а затем стал играть на вибрафоне. Хотя родители такого явно не ожидали, они думали, что я стану инженером… Одним словом, в Нью-Йорке я создал свой Эфиопский квинтет — правда, помимо эфиопских музыкантов там были и латиноамериканцы, и черные. Мы выпустили с ними пластинку «Afro-Latin Soul» в двух частях. Именно тогда я начал экспериментировать с традиционной музыкальной формой. Понимаете, в Эфиопии мы используем только четыре тональности и пять нот, тем не менее это очень развитая, очень сложная музыка. Чтобы передать ее, мне пришлось придумывать собственные последовательности аккордов, особым образом аранжировать инструменты. Правда, не меньше труда ушло на то, чтобы ее восприняли в Эфиопии, когда я вернулся.» (фрагмент интервью с портала https://os.colta.ru/music_modern/events/details/30841/?expand=yes#expand)

Надо сказать, что сам джаз не был популярен на родине музыканта, в Эфиопии. Были различные оркестры, играющие патриотическую музыку, а также переложения эстрадных шлягеров. Сам Мулату играл на свадьбах, в клубах. То, что он делал в рамках творчества, было достаточно авангардным для того времени и того географического места, где он жил.

Сам Мулату рассказывал в интервью, что в семидесятые годы, после свержения последнего императора Эфиопии Хайле Селассие, когда к власти пришли коммунисты, с музыкой порой было туговато – далеко не вся мировая музыка до них доходила. Выезжать за границу также было тяжело, но Астатке состоял в "Международной джазовой федерации", которая находилась под охраной ЮНЕСКО. Именно поэтому музыкант мог свободно перемещаться.

После семидесятых у музыканта были пластинки Plays Ethio Jazz LP, Ethio Jazz: Mulatu Astatke Featuring Fekade Amde Maskal, From New York City to Addis Ababa: The Best of Mulatu Astatke и другие..

Джим Джармуш
Джим Джармуш

Композиции Астатке включил в официальный саундтрек своего фильма "Сломанные цветы" режиссер Джим Джармуш. Как известно, Джим сам является музыкантом и вообще хорошо разбирается в разного рода музыке. Музыку Астатке он включил, когда режиссер с музыкантом лично познакомились. Джим сказал джазмену, что уже несколько лет ищет подходящую музыку для саундтрека и, ознакомившись с творчеством Астатке, решает включить несколько его композиций в свой фильм (в частности, композицию Yekermo Sew). Надо сказать, что популярность музыканта после этого выросла в десятки раз.

Мулату Астатке можно сравнить с другим великим джазменом Майлзом Дэвисом в том плане, что он, как и последний, является настоящим новатором в области джаза. Если Майлз вносил лепту в такие направления, как кул-джаз, модальный джаз и фьюжн, то Мулату в свое время был революционером в плане создания нового направления под названием "эфиопский джаз". Как в таких случаях бывает, не все понимали то, что он делает в рамках своего творчества, но спустя время у него появилось большое количество поклонников, которым такой синтез пришелся по душе. Мулату настоящий труженик и теоретик музыки, он не только играет, но анализирует то, чем он занимается. Мулату также историк мировой музыки. Достаточно того факта, что он занимался изучением истории дирижирования, доказав, что еще с VI века в Эфиопии существовали свои дирижерские палочки, которые назывались меквамии. На основе полученных знаний Мулату написал оперу , отсылающую к литургиям эфиопской православной церкви.

Со временем Мулату основал первую школу современной музыки в Эфиопии, а также джаз-клуб в Аддис-Абебе.

-3

В 2008-2009 гг. музыкант сотрудничал с такой джаз-группой как Heliocentrics. В 2009 году Мулату совместно с данным коллективом выпускает пластинку под названием Inspiration Information with the Heliocentrics. Коллектив the Heliocentrics исполняет джаз-фанк, фьюжн с элементами психоделики. Они родом из Лондона. Мулату в интервью высоко ценил этих ребят, говоря о том, что они хотят вывести джаз на новый уровень.

Говоря о пластинке, стоит сказать, что она получилась по-звучанию очень экзотичной и интересной по звучанию. И грув присутствует, и драйв, и фри-джаз.. Словом, это тот случай, когда старая школа джаза соприкасается с новой и результат получается качественным.

Что до нашей страны, то 8 октября 2011 года мэтр со своей группой Steps Ahead выступал на "Этномеханике" в Санкт-Петербурге.

Последние полтора десятилетия Мулату занимается преподавательской деятельностью, не забывая и о концертах.

Сегодня Мулату - живая легенда, родоначальник целого направления в джазе, педагог. На его счету много регалий и достижений. Его деятельность это тот случай, когда человек не закукливается, а наоборот, открыт к сотрудничеству со многими молодыми исполнителями (даже рэпперами!). Вообщем, предлагаю вашему вниманию замечательного вибрафониста и пианиста Мулату Астатке.