Цель: воспитание чувства собственного достоинства и умения пожертвовать своими интересами ради другого человека на материале мультфильма по сценарию Г. Остера «Он попался!» (режиссер В. Котеночкин, «Союзмультфильм», 1981 г.).
Задачи: провести ребенка от чувств, пережитых во время просмотра фильма (сочувствия, сопереживания, идентификации с героем), к анализу поступка героя, выявлению мотивов поведения, выражению своего отношения к героям, пониманию авторского к ним отношения, т. е. к нравственной идее кинопроизведения, к его духовности.
Помочь ребенку высказать свои впечатления, полученные под сильным эмоциональным воздействием фильма, выразить их в речи, найти адекватные этим впечатлениям слова, способствовать развитию речи и мышления дошкольников средствами кино- и видеофильмов.
На занятии по развитию речи были включены следующие формы работы на материале фильма:
1. Пересказ содержания фильма по следующим эпизодам:
а) разговор Белки с Барсуком;
б) разговор Белки с Бобром;
в) Мышонок пробирается к дому Медведя спасти Зайца от беды;
г) события в доме Медведя.
2. Описание героев фильма, анализ поступков героя, в которых он наиболее активно себя проявляет, выявление мотивов его поведения, оценка героя, выражение своего отношения к нему, осмысление авторской позиции.
3. Сравнение героев фильмов «Он попался!» и «Девочка и медведь», анализ такого сравнения, обобщения.
4. Ответы на вопросы по содержанию фильма:
а) почему фильм назван «Он попался!»?
б) почему самый маленький герой — Мышонок — не испугался большого Медведя и пошел спасать Зайца?
в) каким оказался Медведь?
2-е занятие. Рисование.
Детям дается задание нарисовать один из эпизодов фильма и придумать к нему название.