Сюжет.
Все началось со страшного преступления. Эдвард Хайд, суперинтендент сыскного отделения Эдинбургской городской полиции, обнаружил труп неизвестного мужчины у реки Лейт на северо-западе Эдинбурга. Тело было привязано за лодыжки к ветке вяза, которая нависала над рекой. Голова была погружена в воду. Грудь убитого была вспорота. Кто-то вырвал сердце из груди. Его убили трижды:повесили, утопили, выпотрошили.
Доктор Самюэль Портеус был чрезвычайно целеустремлённым человеком. В течение своей научной карьеры он добился статуса ведущего специалиста в области нейропсихиатрии, и в последние годы все больше углублялся в изучение новых дисциплин - психофизики и психологии.
Он конфиденциально консультировал двух своих пациентов. Лечение их проводилось с сохранением полной секретности. Пациенты не знали о существовании друг друга. Одним из них был Эдвард Хайд. Доктор Портеус диагностировал у него особый вид эпилепсии. Хайд страдал от провалов памяти, странных снов с галлюцинациями и выпадения из реальности. Он не помнил как оказался у реки, вернувшись в реальность от страшного крика.
Но Портеус не мог вылечить Хайда, потому что на данный момент не было изобретено такого лекарства. Цель доктора была описать заболевание и с помощью экспериментов попытаться создать лекарство.
О чём?
Автор создал сложное многогранное произведение. Начав свой рассказ с убийства, он постепенно погружают нас в древнею мифологию кельтов, историю Шотландии и её народа. Этому в книге будет уделено много страниц.
Название книги «Хайд» сразу ассоциируется с произведением Р. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Крейг берет за основу своей книги ту же идею - двойственность человеческой природы. Он расширяет это понятие на все.
1. Хайд в своих снах может перемещаться в другие тела.
2. Двойственность мира. Вера в существование иномира.
3. Эдинбург со своим подземельем.
4. Развитие науки, борьба женщин за свои права и вера в сверхъестественное, магические способности отдельных людей.
Детективная линия. Хорошее начало. Загадочное, ритуальное убийство и автор сразу добавляет немного мистики. Он намекает что, убийство было совершенно чудовищем пришедшем из другого мира. Далее следует традиционное расследование, позволяющее установить личность погибшего.
Основная детективная загадка — совершает или нет Хайд убийства вовремя, когда он теряет контроль над собой. Впоследствии детектив переходит в триллер. Два убийства, объединённые таинственным культовым знаком и пропажа богатой наследницы создают необходимое напряжение.
Финал. Развязка наступает не в следствии дедуктивных способностей Хайда или его догадки. А по законам триллера — решающая схватка, которая и расставит все точки.
Итог: Необходимо быть готовым к тому, что в книге много информации о различных аспектах культуры Шотландии, её прошлого, мифологии. Для читателей которым интересна такая тема это будет дополнительным бонусом к захватывающему триллеру.
Автор подробно описывает персонажей книги, их виды деятельности, тем самым оживляя их. Но это сбивает немного динамику. Мрачная викторианская атмосфера. Получилось этакое совмещение книги Роберта Стивенсона и Дэна Брауна. Книга читабельна, с хорошим слогом. Много позитивных отзывов тому подтверждение. Интрига сохраняется до конца.