Сельский магазин гудел, как растревоженный улей, а это могло значить только одно - в маленьком и устоявшемся деревенском мирке произошло что-то экстраординарное.
- Вот видать, как хвост-то ей прижало в городе, раз сюда решила вернуться после стольких лет! - злорадно говорила Алевтина, главная местная сплетница.
- А что произошло-то, Аль, что сама королевишна до нас, деревенщин, снизойти решила? Ну ты же все про всех знаешь, и тут, чай, выведала уже, что к чему, не томи, рассказывай! - тормошили ее деревенские кумушки.
- Знать, может и не знаю, а так .. Слышала краем уха кое-что... Говорят, муж ее бросил, из дома выгнал, Машка, дочка, с отцом осталась, не поехала с матерью в нашу дыру. Оно и понятно, это вам не Мальдивы, у бабушки то ее, Гальки, из удобств только рукомойник да туалет на улице.
- А что ж такого она натворила, что даже дочь родная от нее отвернулась? Ведь столько лет прожили... Да и Иван хороший мужик, порядочный, просто так бы не выставил Юльку за порог, ведь как она им крутила, веревки вила!
- Тише, Галка идёт! - крикнул кто-то, и все разом замолчали, увидев, что к магазину подходит Юлькина мать.
Юлька родилась и выросла в небольшой деревеньке на берегу Волги. Была она младшей из троих детей и единственной дочкой, маминой помощницей. Жили всегда небогато, отец работал в колхозе, мать - воспитателем в детском саду.
Росла Юлька бойкой и веселой девочкой, вот только училась неважно, часто тройки ставили ей из жалости, а уж выпускные экзамены сдала и вовсе не иначе, как чудом. Зато выросла она настоящей красавицей: невысокая, стройная, тоненькая, как молодая березка, с копной густых светлых волос, нежным румянцем и большими синими глазами, которые, казалось, смотрят прямо в душу.
- Эх дочка, умом ты не блещешь, куда уж тебе! - воскликнула мать, когда после школы Юлька заикнулась о поступлении в училище в городе, - Единственная возможность тебе хорошо устроиться - мужа обеспеченного найти. Тем более красотой не обделил господь, в нашем захолустье таких красавиц и нет больше.
- Где ж найти-то его, мужа богатого? У нас тут, сама знаешь, ни работы, ни перспектив, вся молодежь или в город уезжает на заработки, или стаканы сшибает от нечего делать
- А вот тут я сама все устрою, не переживай, ты главное слушай меня, мать плохого не посоветует, - отвечала Галина, расчесывая густые волосы дочери.
На лето мать устроила Юльку на ферму учетчицей. Началась уборочная, и на склады потянулась вереница груженых зерном машин.В обязанности Юльки входило фиксировать, сколько зерна привез тот или иной грузовик, и направлять водителей на конкретный склад. Молоденькая учетчица, хорошенькая, словно фарфоровая куколка, не могла остаться без внимания приезжих шоферов. Однако мать была начеку и отваживала от дочери недостойных, по ее мнению, ухажёров. Только один из них, молодой камазист Иван, заслужил ее расположение. Каким-то внутренним чутьем Галина поняла, что он станет хорошей партией для Юльки и сможет обеспечить безбедное существование не только дочери, но и всей ее родне.
- Ты бы поприветливее была с Иваном, дочка, - наставляла мать Юльку за вечерним чаем, - улыбнись ему, пококетничай немного. Он парень серьезный, перспективный, да и квартира у него своя, от бабушки досталась, я узнавала. Если все сложится, будешь жить с ним в городе, как у Христа за пазухой, ни в чем нужды знать не будешь.
- Но мама, он же ведь на 10 лет меня старше! - недовольно возражала шестнадцатилетняя Юлька.
- Эка беда! Не старик же он дряхлый! Наоборот, уже парень зрелый, без ветра в голове, о семье думает, о детишках. Слушай меня, я ж тебе счастья хочу, ну что ты тут увидишь, в нашем захолустье?
И Юлька слушала. Молоденькая красавица с лёгкостью покорила сердце Ивана и в конце августа он пришел к Галине и объявил, что намерен забрать девушку с собой в город.
- Не пущу! - Галина даже задохнулась от возмущения, - Ишь чего удумал, девчонку сманить! Поматросишь и бросишь, а ей потом как?
- Ну что вы, Галина Дмитриевна, я ж с серьезными намерениями, мы вообще-то пожениться хотим!
- Вот сначала женись, а потом и вези в город, законному мужу дочери я перечить ее стану.
На том и порешили, сыграли простую деревенскую свадьбу, а на следующий день молодые уехали в город.
Галина часто приезжала к Юльке, учила ее, как вести себя с мужем, а главное, настаивала поскорее родить ребёночка, чтобы Иван уж точно никуда от нее не делся.
И тут Юлька послушала мать. Не прошло и года после свадьбы, как на свет появилась Машенька.
Галина не прогадала, выбрав зятя. Иван работал на износ, чтобы молодая жена и дочка ни в чем не нуждались. Совсем скоро он открыл собственное дело, бизнес шел в гору и приносил хороший доход. Из квартиры переехали в просторный двухэтажный коттедж, Машеньку отдали в частный детский сад, несколько раз в год ездили всей семьёй отдыхать за границу. Не забывал Иван и про родственников жены, одному брату купил квартиру, второму дал денег на машину, племянникам оплатил обучение в университете. Тестя с тёщей снабжал всем необходимым, от продуктов до мебели и техники, ежемесячно выдавал приличную сумму на расходы.
И все были счастливы и довольны, все, кроме Юльки. Мечты об учебе пришлось оставить, ведь муж был категоричен: хорошая мать должна полностью посвятить себя ребенку. Не разрешал он и работать - говорил, что женщина должна быть хозяйкой, хранительницей очага, а обеспечить семью всем необходимым он и сам прекрасно может. Но самой главной проблемой было то, что как бы ни старалась, Юлька так и не смогла полюбить Ивана. Уважала, ценила, но не более того. А со временем он и вовсе стал ее раздражать. Но показать этого она не осмеливалась, ведь от него зависело не только ее с дочкой благополучие, но и благосостояние всей ее многочисленной родни.
Несколько раз она пыталась поговорить с матерью о том, что устала так жить и хочет уйти от Ивана, но вместо поддержки встречала категорический протест.
- Ты что удумала! - кричала Галина, - Живёшь на всем готовом, как сыр в масле катаешься, а все нос воротишь! С жиру ты бесишься, дочка! О себе не думаешь, о Машеньке подумай! Сможешь ты ей обеспечить хорошее образование, учебу в лицее, курсы? Ты же, считай, ни дня не работала, ничего сама не умеешь! Держись за Ивана, а если где он и резок, терпи и молчи!
И Юлька терпела. Ради мамы, ради дочки. Терпела, когда муж стал задерживаться на работе все чаще, а приходил, благоухая ароматом чужих духов. Терпела, когда он придирался по мелочам, критиковал приготовленный ужин или швырял в нее недостаточно тщательно выглаженную рубашку. Терпела, когда дочь, глядя на отца, начала относиться к ней, как к бесплатной домработнице и ни во что не ставить ее мнение.
Однажды Иван пригласил в гости своих друзей. В обязанности Юльки входило приготовить праздничный стол на террасе, выглядеть презентабельно, ухаживать за гостями, чтобы все остались довольны.
Целый день она носилась между кухней и террасой, не успев даже выпить чашечку чая. За стол ее не пригласили, аргументируя тем, что собралась чисто мужская компания. В очередной раз выйдя из кухни с порцией закусок, Юля услышала, как Иван хвалится перед друзьями, что не прогадал, взяв в жены "деревенскую курицу".
- Да у нее уровень интеллекта ниже, чем у моей собаки, зато вот дрессировке поддается так же хорошо. Вон как я ее вышколил, все желания мои исполняет, лишний раз слова поперек боится сказать. Вот так и надо баб держать, кто она без меня? Ноль без палочки, ни жилья, ни денег, ни образования. Да, мордашка смазливая, вот и все ее достоинства.
Слова мужа проникали в самое сердце и ранили так больно, как будто тысячи игл. Юлька вдруг осознала, что он прав, прав во всем: кто она? Бесплатная кухарка, нянька, домработница... Бесправная и безропотная. Когда она в последний раз делала что-то, чего бы хотелось ей самой? Девушка пыталась, но не могла вспомнить. Стараясь угодить всем и быть для всех хорошей она не заметила, как превратилась в прислугу, в тень, полностью потеряв себя. А ведь она ещё совсем молодая красивая женщина, ей всего 34, вся жизнь впереди!
Утром, проводив мужа, Юлька стала спешно собирать сумку: документы, кое-какие вещички. Небольшие сбережения у нее были: несколько лет назад она в тайне ото всех стала откладывать деньги из тех, что Иван давал на хозяйство. Благо, он не вникал в эти траты и не особо стремился их контролировать, считая, что и так выделяет не заоблачную сумму.
В комнату зашла дочка Маша. В этом году она окончила школу и поступила в университет.
- Куда это ты собралась с утра пораньше?
- Маш, ты уже взрослая девочка, давай поговорим серьезно и честно. Я решила уйти от твоего папы. Я больше не могу так жить. Я устала и совсем потеряла себя, полностью посвятив свою жизнь вам. Теперь я собираюсь вернуться туда, откуда все началось, и начать жизнь с чистого листа. Если хочешь, можешь поехать со мной.
-Туда - это к бабушке в деревню что ли? -;недовольно сморщила носик Маша, - Ты в своем уме? Променять роскошную жизнь на богом забытую дыру? Да что я там делать буду, коровам хвосты крутить? Ну уж нет, хочешь сломать свою жизнь - вперёд, но меня в это не втягивай!Проваливай, плакать не станем!
Девушка возмущённо фыркнула и вылетела из комнаты.
Юлька со слезами на глазах посмотрела в след единственной дочери и тихонько вышла из дома.
Мать отреагировала на ее приезд примерно так же, как и дочь.
- Поглядите на нее, устала она! От чего? Дома сидишь, от безделья маешься! Не уважает он ее! А за что тебя уважать? Все тебе на блюдечке преподнесли, а ты нос воротишь? Звони Ивану, говори, что помутнение рассудка случилось, умоляй пустить тебя обратно!
- Хватит, мама! Всю жизнь я тебя слушала, под твою дудку плясала, но больше не стану! Это моя жизнь и и я буду жить так, как я хочу!
- Живи! Да только не моем доме!
Юлька не говоря ни слова подхватила сумку с вещами и выбежала из родительского дома.
Она сидела на берегу реки, под старой ивой, и думала, как жить дальше. Это место было ее секретным убежищем, сюда она приходила в детстве помечтать, побыть наедине с собой. О чем она мечтала тогда? Вспомнила Юлька, что хотела выучиться на швею и открыть собственное ателье. В школе она очень любила кроить и шить, рисовала эскизы платьев, юбочек и кофточек, шила себе и подружкам, даже однажды участвовала в конкурсе и заняла 1 место в районе.
Но муж хобби ее всегда критиковал, называл глупостями и пустой тратой времени, и она забросила это занятие. А теперь и не уверена, сможет ли снова начать творить?
Да и как? Ни жилья у нее, ни швейной машинки, ни тканей.... Ночевать, и то негде сегодня. На Юльку навалилась такая тоска и безысходность, что горячие слезы сами собой потекли по щекам.
Хрустнула ветка, кто-то спускался к реке. Юлька притаилась в своем убежище, больше всего она боялась встретить кого-нибудь из знакомых, потом сплетен не оберешься.
В девушке, спустившейся к реке, она узнала свою одноклассницу Наташку. Когда-то они дружили, но потом Юлька уехала в город,муж запрещал общаться со старыми подругами, называл их деревенщина ми, говорил, что они "не нашего круга".
Наташка заметила сгорбленную фигурку под ивой, узнала подругу. Подошла, присела рядом. Несколько минут они молчали.
-Ну давай, рассказывай, как докатилась до жизни такой! - наконец нарушила тишину Наташка.
И Юлька, всхлипывая, поведала ей всю свою историю
- Дааа... Дела... А я ведь думала, что ты зазналась, уехала, забыла нас, не чета мы тебе стали. А оно вон как оказывается.
- Часто за красивой обложкой
прячется очень много неприглядных секретов, - устало ответила Юлька.
Наташка ненадолго задумалась, а потом хлопнула в ладоши:
- А ну вставай! Не время нюни распускать! Решила жизнь с нуля начать, так шевели лапками! Пошли!
- Куда?
- Так ко мне. Я ведь с мамой до сих пор живу, замужем была, сыночек у меня, 9 класс заканчивает, да муж погиб, в аварию попал, так я с мамой и живу. У нас места много, всем хватит, поживаешь пока, а там решим, как дальше быть.
Мама Наташки, Мария Федоровна, хоть и удивилась нежданной гостье, но виду не показала. За чаем Юлька рассказала, что хотела бы снова шить, да вот только негде и не на чем.
- Погоди-ка! - хитро улыбнулась Мария Федоровна. Она куда-то вышла, а вернулась, с трудом неся большую коробку.
- Вот! - с гордостью сказала она, распаковывая старенькую швейную машинку, - Раритет, бабушкина ещё! Но работает, как часы! Бери, пользуйся, на первое время пойдет. Я ведь помню, какие наряды ты в школе девчонкам мастерила, у тебя талант, дочка!
На следующий день Юлька с Наташкой съездили в город, на свои сбережения девушка купила ткани и швейные принадлежности. А потом пошла работа. За неделю она сшила пару юбочек и платье,упросила хозяйку магазина выставить их на продажу. Увидев такие оригинальные вещи, та ахнула и попросила сшить ей костюм. Скоро у Юльки отбоя не было от клиентов. Через год она купила небольшой домик, хорошую швейную машину, оборудовала рабочий кабинет. Денег хватало на безбедную жизнь. Иван на развод подал сам, в вскоре снова женился. Машка жила своей жизнью. С матерью она помирилась, однако приезжала редко.
И только Галина Дмитриевна так и не смогла простить дочь. Но Юльку, Юлию Андреевну, это мало заботило. Она твердо решила, что больше никогда и никому не позволит руководить собой, будет жить своей жизнью и делать то, что подсказывает ей сердце.
Копирование и любое использование материалов , опубликованных на канале, без согласования с автором строго запрещено. Все статьи защищены авторским правом.