Black Sabbath — британская рок-группа, образованная в Бирмингеме, Англия, в 1968 году и оказавшая значительное влияние на развитие рок-музыки, прежде всего, хеви-метала. Дебютный альбом Black Sabbath считается одним из первых хеви-метал-альбомов, заложившим, кроме того, фундамент и для последующего развития дум-метала. Десять альбомов группы входили в первую десятку UK Albums Chart.
Black Sabbath, выбрав в качестве стилистической платформы утяжелённый блюз-рок конца 1960-х годов, задали новое направление развитию стиля: снизили темп, сгустили звучание бас-гитары и построили композиции на пересечении тяжёлых рифов.
Группу образовали четверо в Бирмингеме: Оззи Осборн, Тони Айомми, Гизер Батлер и Билл Уорд. В 1968 году, после распада Mythology, Айомми и Уорд решили собрать новый коллектив, который играл бы тяжёлый блюз. Они пригласили в состав Батлера и Осборна.
Воспоминания музыкантов об истории создания песни Black Sabbath разнятся. По одним утверждениям, создание песни навеяно работами мастера оккультной прозы Денниса Уитли, и Осборн написал к ней текст, под влиянием пересказанного Батлером эпизода, который случился с ним вскоре после того, как он прочитал книгу XVI века о чёрной магии. («…Я проснулся среди ночи: у дальнего конца кровати стояла фигура в чёрном. Несколько секунд спустя она словно бы растворилась, заставив меня пережить момент незабываемого ужаса…» — отсюда первые строки песни: «What is this that stands before me? Figure in black which points at me…»). Айомми утверждает, что он просто что-то играл «и вдруг „дум-дум-дуууммм“. И это было оно! тут же выстроилась песня. У меня родился риф, затем каждый стал нанизывать по кусочку, и в конце концов получилось нечто потрясающее». Эта песня тотчас задала развитию группы новое направление.
Причины выбора группой исполнения более «тёмной» музыки и оккультной тематики также разнятся. Так, в одном из интервью музыканты заявили, что эта идея впервые пришла в голову Айомми: как-то раз, глядя из окна на очередь за билетами в кинотеатр, где шёл фильм Марио Бава «Три лика страха» (в англо-американском прокате он вышел под названием «Black Sabbath» — «Чёрная Суббота») с Борисом Карлоффом в главной роли, он заметил: «Если людям нравятся пугающие фильмы, может, им понравится пугающая музыка?». Позже, в своей автобиографической книге, Айомми заявит: «Знаю, что есть фильм Бориса Карлоффа под названием „Black Sabbath“, но в то время он нам не попадался». «Гизер предложил назваться Black Sabbath, и это звучало слишком подходящим для нас, чтобы не воспользоваться» говорил Айомми.
Во время одного из выступлений группы в «Henry’s Blues House» туда зашёл Тони Холл (Tony Hall) — достаточно известный диджей. Ему понравилось выступление группы и он заключил контракт с музыкантами от имени своей компании «Tony Hall Enterprises», а затем продал этот контракт лейблу «Fontana». Группа приступила к записи своего первого альбома. Запись происходила в студии «Regent Sound» (Тоттенхэм, Лондон) в октябре 1969 года.
После записи «Black Sabbath» группа приступила к написанию песен для второго альбома. Первоначально альбом предполагалось назвать War Pigs, но компания звукозаписи, опасаясь возможных политических осложнений, настояли на смене заголовка. В сентябре 1970 года он выходит под названием Paranoid. Впоследствии критики отмечали, что трек во многом опередил своё время. О том, насколько случайной оказалась эта новация, свидетельствует тот факт, что, со слов Оззи, песня «Paranoid» была записана в последний момент, исключительно ради того, чтобы удлинить альбом. Альбом Paranoid остался в истории не только как самый коммерчески успешный альбом группы, но и (согласно Allmusic) как один из «величайших и самых влиятельных хеви-метал-альбомов всех времён».
В ноябре 1977 года Оззи Осборн. вышел из состава группы. К этому времени группа выпустила семь альбомов. «Последние альбомы Sabbath оставили во мне гнетущее ощущение. Я работал лишь ради того, чтобы хоть что-то выжать из записывающей компании, чтобы заработать на пиво — ну, и пластинку выпустить», — признавался вокалист. На смену ему был срочно приглашён Дэйв Уокер, певец, известный по участию в Fleetwood Mac и Savoy Brown: с ним группа и начала работать над новым материалом. 8 января 1978 года Black Sabbath единственный раз выступили с Уокером, сыграв «Junior’s Eyes» в телепрограмме BBC «Look! Hear!». В январе, когда группа вновь приступила к репетициям, Осборн, прежде собиравшийся создать сольный проект (с участниками Dirty Tricks Джоном Фрезером-Бинни, Терри Хорбери и Энди Бирном), вдруг передумал и вернулся в Black Sabbath.
Never Say Die! стал восьмым альбомом группы. Never Say Die имел мало общего с теми идеями, которые сделали Black Sabbath пионерами своего жанра. Музыкальная пресса раскритиковала альбом, и впоследствии критики не обнаружили в нём достоинств: согласно AllMusic, «эти расфокусированные песни идеально отразили в себе внутреннюю напряжённость в группе, терзаемой личными конфликтами и злоупотреблением наркотиками». Гастроли Black Sabbath в поддержку Never Say Die! начались в мае 1978 года. Завершив тур, Black Sabbath вернулись в Лос-Анджелес, вновь сняли дом в Бель-Эйр и провели год, готовя материал следующей пластинки. Процесс шёл трудно, и напряжение нарастало, подогреваемое требованиями записывающей компании ускорить его. Осборн не в состоянии был предложить новых идей, и Айомми его уволил. «На тот момент Оззи подошёл к концу. Все мы много принимали наркоты, кокаина, всего вообще, но Оззи ещё и пил непрерывно. Считалось, что мы репетируем. Но ничего не происходило. Типа: „Ну что, порепетируем сегодня? Давай лучше завтра“. Так ничего и не вышло: деньги растворились», — вспоминал Айомми. «Алкоголь определённо был бичом Black Sabbath. У нас просто судьбой было предопределено, чтобы мы себя уничтожили», — признавал Уорд, которому в тот момент, как другу Оззи, поручили сообщить вокалисту известие о том, что он из состава уволен.
В 1979 году Шэрон Арден (позже — Шэрон Осборн), дочь Дона Ардена, менеджера Black Sabbath, предложила Ронни Джеймсу Дио, вокалисту Rainbow, заменить Осборна. В июне Дио стал официальным участником группы и та приступила к работе над следующим альбомом. Приход Дио, певца совершенно иного вокального стиля, ознаменовал собой радикальное изменение звучания группы. «Они были совершенно разными, и не только по тембру голоса, но и в самом подходе. Оззи был блестящим шоуменом, но Дио принёс с собой совершенно новое отношение к музыкальному решению, в вокале. Если Оззи пел следуя риффу, как в „Iron Man“, то Дио — вопреки риффу. Его приход привнёс совершенно новый взгляд на сам процесс создания песен», — говорил Айомми.
В сентябре 1979 года Гизер Батлер временно покинул состав: его заменил Джефф Николс. Этот состав вернулся в ноябре в Criteria Studios и начал записывать материал. В январе в группу вернулся Батлер, после чего Николс перешёл за клавишные.
Родители Билла Уорда умерли один за другим в течение очень короткого времени, и он тяжело перенёс этот удар. «Я стремительно шёл на дно: пьян был 24 часа в сутки. И когда выходил на сцену, она казалась мне… не столь уж яркой. Словно бы начал умирать изнутри. Концерты казались бледными, Рон стоял там, делая своё дело, а я думал про себя: 'Всё кончено'. Мне нравится Ронни, но в музыкальном отношении он — не по мне», — вспоминал барабанщик. 18 августа 1980 года после концерта в Миннеаполисе, штат Миннесота, Билл Уорд из Black Sabbath был уволен, на смену ему был приглашён Винни Эпис.
В феврале 1981 года Black Sabbath завершили тур Heaven and Hell и вернулись в студию для работы над новым альбомом. записанный с продюсером Мартином Бёрчем, Mob Rules, вышел в ноябре 1981 года, был хорошо принят фанатами, но хуже — критиками. По прошествии уже нескольких лет оценки критиков изменились.Mob Rules получил золотой статус и поднялся в британский top 20.
Неудовлетворённая качеством альбома Live at Last, группа подготовила ещё один концертный альбом, Live Evil, составленный из записей, сделанных в ходе тура Mob Rules в Далласе, Сан-Антонио и Сиэтле, в 1982 год. В ходе микширования материала у Айомми и Батлера произошёл конфликт с Дио. К моменту выхода пластинки в январе 1983 года Дио уже покинул Black Sabbath; за ним последовал Эппис.
Кадровую проблему, возникшую в результате ухода Дио и Эпписа, группа решила, уговорив вернуться в состав Уорда и пригласив Яна Гиллана, бывшего вокалиста Deep Purple.
После ухода Гиллана группа пробовала различных вокалистов, таких как Дэвид Донато, Рон Кил, Джефф Фенхольт но по ряду причин никто из них не подходил. В конце концов Уорд решает покинуть группу. Следом за Уордом группу покидает и Батлер для работы в собственном проекте «The Geezer Butler Band».
Оставшись единственным участником группы Айомми решил приступить к созданию сольного альбома, наняв для его записи Гленна Хьюза, Джеффа Николса, басиста Дэйва «The Beast» Спица и ударника Эрика Сингера, сотрудников метал-дивы Литы Форд, с которой Айомми был в те дни обручён.
В 1997 году Батлер записал свой второй альбом Black Science, а затем вместе с Оззи и Айомми официально объявил о воссоединении в рамках Black Sabbath для участия в фестивале Ozzfest 1997 года. Место Уорда, который не смог участвовать из за обязательств по своему сольному проекту, занял барабанщик Оззи Майк Бордин. Освободившись от обязательств, Уорд вернулся к коллегам и в декабре 1997 года Black Sabbath выступили в своём первоначальном составе. Летом 1999 года группа отправилась на отдых и музыканты решили посвятить это время своим сольным проектам. Группа вновь собралась в студии весной 2001 года для записи нового альбома. Работа была прервана после того, как Осборн срочно уехал для окончания записи своего сольного альбома, летом 2001 года. В 2004 году Black Sabbath вернулись к активной деятельности.
В апреле 2007 года группа выпускает альбом Black Sabbath: The Dio Years, содержащий треки, записанные совместно с Дио. Вскоре после этого Дио, Айомми, Батлер и Эппис приступили к концертной деятельности под новым названием Heaven and Hell. Оззи Осборн болезненно отреагировал на воссоединение группы без него. В мае 2009 года Айомми оформил право на использование названия «Black Sabbath». Оззи Осборн заявил, что не согласен с такой постановкой вопроса, и предложил переоформить документы таким образом, что 50 % принадлежит ему. Айомми отказался, и после этого Осборн начал судебный процесс против Айомми. В конце 2009 года у Дио был диагностирован рак желудка. Певец до последнего надеялся победить недуг и вернуться к концертной деятельности. Запланированное на лето 2010 года турне по Великобритании было отменено буквально за несколько дней до смерти фронтмена. 16 мая 2010 года Дио скончался. 20 июля 2010 Айомми и Осборн заявили о внесудебном решении спора, связанного с регистрацией торговой марки Black Sabbath.11 ноября 2011 года Осборн, Айомми, Батлер и Уорд объявили о воссоединении группы.
3 сентября 2015 года группа объявила о старте прощального тура под названием THE END. В опубликованном группой пресс-релизе говорится следующее: «Это начало конца. Эта история началась почти пять десятилетий назад с ударов грома, c далёкого колокольного звона, и чудовищного риффа, который потряс землю. Это был самый тяжёлый звук в роке, который когда-либо слышали. В этот момент родился хэви-метал, созданный подростками из молодой бирмингемской группы. Теперь она заканчивается. Прощальный тур метал-группы всех времён. Оззи Осборн, Тони Айомми и Гизер Батлер закрывают последнюю главу в невероятной истории Black Sabbath».
23 сентября 2023 года в Бирмингеме состоялась премьера «Black Sabbath – The Ballet», подготовленная одним из пяти крупнейших балетных театров Великобритании, Birmingham Royal Ballet. Издание Blabbermouth пишет, что в постановку вошли восемь переработанных песен Black Sabbath, а также оригинальные композиции, вдохновленные творчеством группы.