В пятницу, 17 февраля Синод (Собор) греко-православного патриархата Александрии и всей Африки "изверг из сана" и.о. главы Патриаршего экзархата Африки Русской Православной Церкви епископа Зарайского Константина (Островского). Почему Африканская Александрийская Церковь считает себя вправе выносить подобные решения - разбирался Царьград.
Начнём с главного. Православная Церковь, а она является второй по величине в мире, устроена очень демократично. Она представляет сообщество из 15 Поместных автокефальных (независимых) Церквей, каждая из которых управляется своими епископами.
В их число входит, например, Греческий Православный Патриархат Антиохии и всего Востока (Ближний Восток), Элладская Православная Церковь (Греция), наконец, Русская Православная Церковь. А вот папы, как у католиков, у православных нет. Хотя, вопреки церковному учению, Константинопольский Патриарх Варфоломей I претендует на эту "должность", представляя Констатинопольский Патриархат своеобразным Ватиканом, но с этими претензиями не согласны другие Православные Церкви, в том числе и наша.
Собор отметил, что такое видение Константинопольским Патриархатом собственных прав и полномочий вступает в непреодолимое противоречие с многовековой канонической традицией, на которой зиждется бытие Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей,
- оценил 19 июля 2023 года Архиерейский собор Русской Православной Церкви поползновения главы Константинопольской церкви в документе "Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей". И хотя на соборе не было произнесено слово "ересь", именно оно витало в воздухе.
Канонический беспредел
Возвращаясь к шутовскому "лишению сана" епископа Константина, ясно, что Африканская Александрийская Церковь делать это не имела права - у неё попросту нет на это полномочий.
Это канонический беспредел. Африканская Александрийская Церковь пошла во все тяжкие, её Папа и Патриарх Феодор II, вступив в 2019 году в общение с украинскими раскольниками и самосвятами, сам стал раскольником, затем он поддержал Константинопольского Патриарха Варфоломея I в его ереси папизма и ереси этнофилитизма (декларация того, что славяне должны смириться с первенством греков в церкви, отказавшись от богооткровенной истины, что во Христе несть ни эллина, ни иудея - Царьград). И, да, для него канонические нормы - уже не нормы,
- говорит Царьграду на условиях анонимности источник в Русской Православной Церкви.
Также собеседник напомнил, что Патриарх Феодор поддерживает женское священство и очень мягко отозвался о легализации гей-"браков" в Греции, отметив, что Александрийская Церковь "никого не осуждает, всех любит". То есть эта Церковь потихоньку начинает отказываться от христианских норм.
Мнение "изверженного из сана"
По сути дела, я - епископ Русской Православной Церкви, подчиняюсь Патриарху Московскому и всея Руси как его викарий и её Священному синоду как любой из её епископов. Александрийской Церкви не впервой принимать решения, которые придётся отменять ей же в будущем :-) И это она тогда ещё не была в расколе и принимала решения о собственных клириках, над которыми действительно имела власть. А то, что происходит сейчас, иначе, чем фарсом не назовёшь,
- привёл слова епископа Константина председатель Миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки Георгий Максимов в своём телеграм-канале.
По словам главы русской миссии в Африке, сами предстоятели Александрийской Церкви не воспринимают это решение всерьёз. Так, на днях одному африканскому клирику Русской Православной Церкви, перешедшему из Александрийского Патриархата, позвонил его глава Феодор и предложил вернуться назад. И не просто вернуться, а сохранив свой сан, полученный в Русской Церкви. Рукополагал же его предыдущий глава Африканской миссии - митрополит Леонид, также "изверженный из сана" Африканской Александрийской церковью в 2022 году. Получается, что она признаёт хиротонию (рукоположение в священники - Царьград) "лишённого сана" владыки Леонида. Клирик, кстати, от рукоположения отказался.
Во время моих поездок мне неоднократно доводилось неофициально встречаться или переписываться со священниками Африканской Александрийской церкови и даже с одним епископом. Они все называют меня отцом и признают мой сан :-) Никто из них не считает меня лишённым сана. Которого меня может лишить только та Церковь, которая его дала и которой я канонически подчинён,
- сообщает епископ Константин.
Почему александрийцы считают себя вправе "лишать сана" русских епископов?
Для нынешнего исполняющего обязанностей экзарха шутовское "извержение из сана" ничего не меняет. Русская Православная Церковь на это внимание обращать не будет. А вот то, что Александрийский Патриархат раз за разом "лишает сана" клириков Русской Церкви, говорит о том, что он уверовал в собственную безнаказанность.
В сложившейся ситуации Русской Православной Церкви надо проявить стойкость. Надо начать массово рукополагать африканцев, деятельно продолжить нашу миссию в Африке, это и будет адекватный ответ на эту попытку лишения сана,
- полагает собеседник Царьграда.
Кстати, 7 февраля на сайте Патриаршего экзархата Африки РПЦ было опубликовано интервью владыки Константина, в котором он заявил о множестве перешедших в Русскую Православную Церковь священников и о том, что он провел собеседование о принятии ещё пятерых клириков в лоно Церкви. Поэтому в этом плане динамика позитивная.
Что с того?
В то же время телеграм-канал "Правблог" отмечает, что дело обстоит гораздо серьезнее, чем представляется на первый взгляд. Константинопольский Патриархат и компания продолжают расширять масштаб атаки на Русскую Церковь.
Если Русская Православная Церковь не пойдёт на капитуляцию, её и дальше будут загонять в рамки "вечно и бесспорно виноватой". Все пойдёт по нарастающей. Сегодня "лишили сана" епископов, завтра - Патриарха Московского, послезавтра - "признают" Русскую Церковь "структурой, пребывающей в расколе и ереси",
- считает автор канала.
Он задается вопросом: а какова судьба документа "Об искажении Православного учения в Церкви в деяниях Константинопольского патриархата", одобренном на Архиерейском совещании Русской Православной Церкви? Был ли сделан перевод текста на другие языки и был ли разослан в другие Поместные Церкви? Планируется ли его обсуждение на различных площадках с привлечением представителей других Церквей? Как вообще наша сторона собирается доводить до конца это большое начинание?
Одним словом, пора переходить в своеобразное наступление. Конфликт с Константинопольским Патриархатом и его кликой из других автокефальных Церквей будет толоько нарастать, поскольку он, как и Элладская (греческая) Церковь сильно зависит от США через греческое лобби в этой стране. В свою очередь Александрийский Патриархат содержится на пожертвования из Греции, США и Кипра, что определяет зависимость всех архиереев, включая Патриарха, от этих жертвователей.