Привет, дорогие! Вот такой вопрос прилетел мне сегодня:
"Что делать, если сложно запоминать партии, тексты песен? Кстати, текст я всегда боюсь забыть, не знаю, почему".
Что ж, отличный вопрос. Разберем?
Итак. На это могут влиять множество факторов, в т.ч.различные мозговые процессы, но я – не врач, это во-первых, а во-вторых, среди читающих мои статьи умственно-отсталых в медицинском смысле точно нет :)
Уж больно много букв для них я пишу :)
Так что не спешите себя записывать в те или иные "инвалиды".
Безусловно, память хорошая музыканту нужна. Очень нужна!
И да: память хорошая от природы бывает не у всех, но это — не значит, что с этим ничего нельзя сделать.
К тому же, скажу как бывший препод по языку, очень многие люди (вполне взрослые) недооценивают свою память (да-да, здесь присутствует доля немалого самовнушения и негативных представлений о себе), а также не умеют работать с собственной памятью.
Что я могу посоветовать тем, кто считает, что тяжело запоминать партии, текста и т.д.?
Разберитесь со сном, едой и уровнем стресса. Недосып, недоедание, постоянные нервяки – все это нехорошо, в т.ч.для памяти. Не стоит ночь не спать, питаться "дошираком", нервничать лишний раз.
Если с этим все более менее нормально, то стоит уже копать в другую сторону: возможно, дело в том, как вы учите и запоминаете.
Часто просто бездумно "тарабанить" по 10 раз – бессмысленно. Тем более, если вы в процессе "спотыкаетесь", еще и при каждом повторении.
Разберите структуру. Логика формы произведения важна.
Еще один момент, о котором взрослые забывают и который часто игнорируют: ведите записи. Желательно от руки.
Нас во многом "развратили"
- тексты песен с экрана телефона,
- "гитар-прошки".
Когда разбираете песни, пробуйте записывать. На листочке.
Гармонию, структурные части. Да, тексты песен тоже имеет смысл переписать от руки.
Эта работа может показаться современному человеку медленной и из-за этого "бессмысленной", но мозг скажет за это вам "спасибо".
Записи на моей памяти не раз выручали и меня, и других музыкантов, активно работающих сессионно.
Также стоит иметь свою систему записи, удобную вам.
К примеру, у меня есть несколько нотных тетрадей по разным репертуарам (кстати, это выручало меня не раз при постоянных сессионках, когда надо было достать при подготовке к очередному выступлению нужную тетрадь и вспомнить материал, достаточно было один раз проиграть по своим же записям!)
Я пишу так, как удобно мне: в тетради в общем и целом отражена структура песни (иногда я даже нумерую куски композиции). Указана общая тональность произведения. Какие-то мелодические куски я выписываю нотами, какие-то – пишу гармонию буквами, получается вот такой гибрид нот и цифровок. Пишу номер пресета на синте там же, дополнительное что-то (куда понизить-повысить, нажать ли кнопку "octave up", "portamento" и т.д.)
Однако, повторюсь: ваша система записи должна быть, в первую очередь, понятна и удобна вам. Не владеете нотной грамотой? Пишите, как привыкли, буквами. Главное – пишите.
В текстах песен также делайте пометки различные: это, например, помогает хорошо одному из артитов моего шоу, который тоже боится все позабывать.
Также могу посоветовать:
- проходить отдельно, м.б., в медленном темпе даже, отдельные сложные куски,
- прослушивать трек в наушниках, когда вы в дороге где-то, или просто дома, глядя в записи,
- "проговаривать" про себя, глядя в записи.
Важный момент: верьте в себя. Часто всякие жалобы: "Я тупой/ая, не могу быстро выучить эти ваши два по тридцать на сессионную халтуру" – самовнушение. Подойдите к вопросу с максимальным спокойствием и максимально "холодной" головой. Скажите себе: "Я попробую". "Я сделаю столько, сколько могу и как могу". И потихонечку работайте. Верьте в себя, не обесценивайте свои результаты, даже если они кажутся вам небольшими и скромными.
Благодарю вас за поддержку моих статей! А также рада, когда вы задаете мне вопросы в комментариях.