Новая книга Свена Нурдквиста - это, конечно, событие, которое не пропустит ни один любитель современной детской книги. Давайте рассмотрим её подробнее и решим, оправдывает она ожидания или нет?
История написана от первого лица. Рассказывает её маленький мальчик, который потерялся: вдруг он оказался посреди леса. Это и есть начало приключения. Мальчика окружают маленькие человечки. "Где я?" - спросил их мальчик. "Здесь, где же ещё!" - ответили ему. Мальчик объясняет человечкам, что он потерялся, и те решают помочь.
С самого начала понятно, что перед нами совершенно типичный сюжет Нурдквиста, в котором всегда есть:
- ребёнок или кто-то ему подобный, например, пожилой человек, который ведёт себя, как ребёнок (как в истории про потерянную шляпу дедушки);
- потери и находки. Кто-то или что-то теряется, надо помочь ему найтись. Помните, как мышонок искал сестру в книге "Где моя сестра?"
- причудливый мир, полный невообразимых существ и причудливых пространств. Важнейшая черта выдуманных миров Нурдквиста - они совершенно безопасны и дружелюбны. Это всегда приключение, но не страшное и не опасное!
Человечки ведут мальчика к Справочной бабушке. Она добрая, дом ее переполнен прекрасными вещами (книгами, картами, глобусами и прочим), и она объясняет мальчику, как ему попасть домой: надо идти по жёлтой дороге.
Кстати, немного неожиданным для меня в этой книге стало дополнение элементов комикса: на развороте, как правило, расположена не одна большая иллюстрация, как обычно у Нурдквиста, а показана последовательность действий персонажей.
Человечки провели мальчика через свой маленький мир и показали начало дороги. И мальчик отправляется в путь! Примерно как в одной из предыдущих книг Нурдквиста "Минус и большой мир".
Обратите внимание на иллюстрацию выше: здесь опять, помимо основной иллюстрации, есть маленькие квадратные картинки-врезки, из которых мы видим, что было до начала путешествия (слева) и вскоре после его начала (справа). Они немного другого оттенка, так художник обозначает время действия истории: настоящий момент - полноцветный, а прошлые и будущие моменты - ближе к сепии.
Как и в других книгах Нурдквиста, по пути мальчик встречает странных существ с необычными повадками. С некоторыми он общается, мимо других просто идёт. Мы не узнаем их предыстории и скорее всего больше не увидим их в книге, каждый из них - свой отдельный микросюжет. Так, жирафы хотели рассказать мальчику анекдоты, но слишком сильно смеялись и не смогли. А про мужчину, который строит что-то похожее на Собор Парижской Богоматери, мы не узнаем вообще ничего.
В том причудливом мире, куда попал мальчик, явно что-то не так с размерами. Посмотрите, он почему-то сильно уменьшился, так что насекомые и мелкие зверьки стали одного размера с ним. На иллюстрации выше обычная кастрюля заменяет им целый пруд!
В дальнейшем пути мальчику помогает человечек. Мне нравятся эти простые мудрости от причудливых героев Нурдквиста: "На свете много дорог, и много домов. Маленьким быть нелегко. Уж я-то знаю. Сколько раз я терялся. Но всегда находился". На этом месте человечек отправился домой, а мальчик пошёл дальше самостоятельно. И кажется встретился с первой серьезной опасностью"
Но ничего опасного в троллях не было. Они оказались просто весёлыми грубиянами. Или грубыми весельчаками. Короче, мальчик зря напугался, только жёлтую дорогу потерял! К счастью, в этом микроскопическом мире тоже есть автобусы.
Дальнейшее немного напоминает "Алису в стране чудес". Мальчик, потерявший жёлтую дорогу, будет ехать до неё на автобусе. Правда автобусом тут называется повозка с цепочкой тележек на колёсах. В каждой тележке сидят разные странные существа, мальчик садится с теми, которые пьют сок. А пропуском в автобус оказывается леденец на палочке. Ну не милейший ли мир?
Как и в других книгах Нурдквиста, здесь помимо основного сюжета надо не забывать смотреть по сторонам. Взгляните, например, на маленького зверька с огромным чемоданом внизу слеза! А дама в правом нижнем углу, которая торгует всякой всячиной? На столе у нее лежат игрушки, инструменты и овощи. Гражданин с собакой в чемодане внимательно изучает это богатство, но даме он не слишком интересен. Знаете, что она читает? "Улисса"! Да-да, на обложке написано именно это название.
Наш мальчик едет дальше, а Нурдквист продолжает располагать на пространстве одного листа сразу по несколько сцен. Мы видим происходящее целиком, а еще имеем возможность вообразить, как проходит путешествие мальчика в тележке в компании стремя человечками. Сначала все пьют сок, потом читают и спят, потом дурачатся.
Автобус прошёл свой маршрут, и мальчик отправляется дальше - к очередной невероятной встрече. На этот раз он знакомится с мужчиной, который посреди пустыни мастерит корабли. Тот продаёт ему лодку, чтобы путешествовать по жёлтой реке. Кажется, жёлтая дорога к дому ненадолго стала жёлтой рекой к дому.
Мир продолжает причудливо изменяться: Новые растения, пейзажи, хотя все по-прежнему микроскопическое. Ромашка для мальчика - словно огромная пальма. Стоит ли удивляться, что вскоре он оказывается в бурном море?
Никогда не перестану удивляться, как Нурдквист запросто сшивает как будто совершенно разные реальности друг с другом в один сюжет, как само собой разумеющееся. Только что у нас был лес, потом горы, потом вдруг река и вот мы уже в море и приближаемся к подводной лодке.
Внутри подводной лодки, как и за ее пределами, так же уютно, как и в любом другом месте, которое рисует Нурдквист. Здесь меня покорила черепашка, которая спит на своей лежанке так же, как у других людей спят собаки. А мальчик смотрит через иллюминатор на большого осьминога. Обратите внимание, что мальчик вовсе не изумляется и не удивляется всему тому, что с ним происходит. Как будто он каждый день встречает смеющихся жирафов и человечков, которые пьют сок в тележке! Так ведут себя все герои-путешественники Нурдквиста и это, кстати, ещё одна черта, которая роднит их с Алисой, путешествовавшей по Стране Чудес. Та тоже ничему не удивлялась!
За пределами подводной лодки тоже своя сказочная жизнь. Водолаз опустился на дно, чтобы составить компанию русалке. А у нее посмотрите, какой сервиз! Нурдквист наведет домашний уют в любом пространстве.
А дальше - моё любимое место этой книги! Мальчик приплывает к причудливому острову, похожему на сувенирную фигурку с греческого острова Санторини и понимает, что он окончательно потерялся: жёлтой дороги как не было, так и нет. Но у Нурдквиста мир полон добра и интересных находок, так что к герою тут же подходит пёс и сообщает, что знает, где находится жёлтая дорогая. Я-то думала, что тот проводит его вглубь острова, но все оказалось куда интереснее.
Смотрите:
Продолжение пути - в картине! Это так здорово, я прям в восторге от этой выдумки Нурдквиста. Его пространство не только играет с размерами, но и с измерениями.
Мальчик поначалу сомневается, можно ли продолжать путешествие подобным образом, но художница заверяет его, что это самое обычно дело - зайти в картину и идти дальше. Все так делают, особенно дети!
Дальше игра Нурдквиста во "все не то, чем кажется" продолжается. Мальчик идёт по жёлтой дороге к маленькой избушке, а попадает в роскошный дворец, где компания напыщенных аристократов играет в карты. Они не очень-то любезны и хотят его прогнать. Слуга этих людей хватает мальчик и швыряет его в окно - и вот он уже вылетает из огромного дворца, хотя заходил в избушку.
Конечно же, ничего страшного с героем не случается: за спиной у него раскрывается парашют, на котором мальчик медленно опускается на землю. И пока он летит, можно полюбоваться и красивым замком с садом, и причудливой грядкой-одеялом, под которой спит огромная девушка. То ли сон, то ли просто Гея легла передохнуть.
Дальше всё происходит очень быстро, ведь мальчик почти вернулся домой. Сначала он падает прямо на блюдо с булочками, потом улепетывает от рассерженных игрушек, оказывается в лабиринте - и наконец находит жёлтую дорогу!
Лабиринт очень интересный и уютный, но мальчику некогда его разглядывать, ведь за ним гонятся игрушки. К счастью, ёж показывает лаз в стене - и...
...мальчик возвращается домой. Его друг Тобби уже заждался! Мальчики будут играть в мяч, и на этом ещё одно невероятное путешествие по выдуманным мирам Свена Нурдквиста заканчивается.
Повторю то, что уже написала выше: с героями книг-путешествий Нурдквиста не происходит ничего по-настоящему опасного. Им не приходится преодолевать невыносимых трудностей. Они не переживают глубоких потерь. Тем не менее, книги остаются захватывающе интересными, и все благодаря невероятной фантазии художника. Это такие добрые миры, в которых хочется жить. Там много искренних эмоций, никакой пресной благопристойности, много непосредственности и абсурда, природы и жизни, уюта и игры.
Напоследок добавлю :
- в книге 32 страницы;
- тираж 5000 экземпляров (уверена, что на ближайшей книжной ярмарке весь расхватают);
- напечатана на офсете, в отличие от других книг Нурдквиста (пока не знаю, радоваться этому или огорчаться, но вроде иллюстрации хорошие, чёткие).
***
Как вам новая книга Свена Нурдквиста? Какую из его книжек-картинок вы любите больше всего?