17 февраля 2024 года ВЦИОМ и ФОМ, за месяц до выборов президента РФ, опубликовали результаты социологических выборов по рейтингу кандидатов.
16 февраля 2024 года в колонии погиб невинный человек, один из возможных кандидатов на этих выборах, если бы его не посадили, а допустили к избирательной кампании – Алексей Навальный.
Сопоставление результатов опроса с этим моральным событием показывают один очень значимый побочный продукт (так в науке называется ценный косвенный результат): состояние морально – нравственного духа в России.
Но давайте, последовательно.
Официальные результаты опросов показывают «картину выборов», которая будет через месяц.
Мало кому известные кандидаты (по современному, no name) набрали совокупный рейтинг меньше 20%. Другой кандидат, идущий сейчас самовыдвиженцем – почти 80%. Принцип Парето в действии.
Примерно такая же картина будет и по результату выборов месяц спустя.
Плюс – минус.
Не буду говорить о достоверности результатов соцопросов, о размере выборки и генеральной совокупности, вопросах анкет самого опроса, то есть уходить в технические детали. Предположим, что все здесь в норме.
Не буду говорить о политической подоплеке результатов. Можно ли назвать ВЦИОМ или ФОм независимыми организациями? Или аффилированными?
О другом скажу.
Моральное событие и реакция на него, отраженная в рейтингах.
Погиб человек. Политическая и духовная жертва, в данном случае.
Месть за его политическую «конкурентно - способность»?
Казалось бы, такое моральное событие должно было бы опустить рейтинг доверия к ключевому кандидату, самовыдвиженцу. Но, напротив, он поднялся на 4 п.п.
Если признать результаты соцопросов валидными (достоверными), то это значит, что общественная мораль не считает месть конкуренту аморальным поступком, но, напротив, «лидерским».
Мстить конкурентам и убирать их – моральное дело? Мы сами так готовы поступать и считаем, что и с нами могут так поступить? Моральных законов и ограничений нет?
В норме как: если лидер уверен в созидательности своей программы - ему не стоит бояться конкурентов. Он знает, что победит их в честном соревновании. А низко этичные способы политической деятельности он не допустит, чтобы не уронить свой моральный авторитет в обществе, перед избирателями.
Смотрим другой срез: духовный.
При этом, в открытом пространстве, много говорится о православии, о христианской морали. Строится много церквей, приводятся примеры святых, которые не считали никого врагами, прощали и любили всех.
Где это на практике? Несостыковка?
Получается, что ключевой сути православного христианства – обновленного, чистого духа в людях, морально – нравственного поведения – нет (или, правильней сказать - она минимальна в обществе). Общественная мораль совсем другая, противоположная, в большинстве своем.
Хорошо ли это? И к каким результатам может привести?