Найти тему
Игорь Орлов

Соцопросы морального духа в России?

Оглавление

17 февраля 2024 года ВЦИОМ и ФОМ, за месяц до выборов президента РФ, опубликовали результаты социологических выборов по рейтингу кандидатов.

16 февраля 2024 года в колонии погиб невинный человек, один из возможных кандидатов на этих выборах, если бы его не посадили, а допустили к избирательной кампании – Алексей Навальный.

Сопоставление результатов опроса с этим моральным событием показывают один очень значимый побочный продукт (так в науке называется ценный косвенный результат): состояние морально – нравственного духа в России.

Но давайте, последовательно.

Официальные результаты опросов показывают «картину выборов», которая будет через месяц.

Мало кому известные кандидаты (по современному, no name) набрали совокупный рейтинг меньше 20%. Другой кандидат, идущий сейчас самовыдвиженцем – почти 80%. Принцип Парето в действии.

Самовыдвиженец В.Путин, Л.Слуцкий (ЛДПР), Н.Харитонов (КПРФ), В.Даванков (Новые люди)
Самовыдвиженец В.Путин, Л.Слуцкий (ЛДПР), Н.Харитонов (КПРФ), В.Даванков (Новые люди)

Примерно такая же картина будет и по результату выборов месяц спустя.

Плюс – минус.

Не буду говорить о достоверности результатов соцопросов, о размере выборки и генеральной совокупности, вопросах анкет самого опроса, то есть уходить в технические детали. Предположим, что все здесь в норме.

Не буду говорить о политической подоплеке результатов. Можно ли назвать ВЦИОМ или ФОм независимыми организациями? Или аффилированными?

О другом скажу.

Моральное событие и реакция на него, отраженная в рейтингах.

Погиб человек. Политическая и духовная жертва, в данном случае.

Месть за его политическую «конкурентно - способность»?

Казалось бы, такое моральное событие должно было бы опустить рейтинг доверия к ключевому кандидату, самовыдвиженцу. Но, напротив, он поднялся на 4 п.п.

Если признать результаты соцопросов валидными (достоверными), то это значит, что общественная мораль не считает месть конкуренту аморальным поступком, но, напротив, «лидерским».

Мстить конкурентам и убирать их – моральное дело? Мы сами так готовы поступать и считаем, что и с нами могут так поступить? Моральных законов и ограничений нет?

В норме как: если лидер уверен в созидательности своей программы - ему не стоит бояться конкурентов. Он знает, что победит их в честном соревновании. А низко этичные способы политической деятельности он не допустит, чтобы не уронить свой моральный авторитет в обществе, перед избирателями.

Смотрим другой срез: духовный.

При этом, в открытом пространстве, много говорится о православии, о христианской морали. Строится много церквей, приводятся примеры святых, которые не считали никого врагами, прощали и любили всех.

Где это на практике? Несостыковка?

Получается, что ключевой сути православного христианства – обновленного, чистого духа в людях, морально – нравственного поведения – нет (или, правильней сказать - она минимальна в обществе). Общественная мораль совсем другая, противоположная, в большинстве своем.

-3

Хорошо ли это? И к каким результатам может привести?

Добра и здравомыслия всем.