Найти тему

Как две пятитонные скульптуры у дворца Бельведер могли исчезнуть бесследно? // Петергоф

🏛 Бельведер умеет хранить тайны. В том числе, императорские.

Но сейчас не о них. А о том, как две пятитонных скульптуры бесследно исчезли с постаментов у дворца в разгар Великой Отечественной.

Как они выглядели? Точно так же, как две из четырёх конных групп на Аничковом мосту Санкт-Петербурга.

Те же ретивые кони. Те же атлетичные укротители. Тот же талантливый автор. Только оригинал был отлит из бронзы, а копия композиции для Бельведера — уже гальванопластика.

Главный фасад Бельведера некогда был украшен многочисленными скульптурами // Источник: a-121.ru
Главный фасад Бельведера некогда был украшен многочисленными скульптурами // Источник: a-121.ru

Пётр Клодт несколько раз повторял композицию «Укрощение коней» «на бис». Первые версии уехали в Берлин и Неаполь прямо с Аничкова моста — такие весомые подарки любил отправлять император. Когда конные группы отлили заново (всё это время их заменяли гипсовые «дублёры», покрашенные под бронзу), пришли ещё заказы — для голицынской усадьбы Кузьминки (Москва), для орловской усадьбы Стрельна (Петербург) и для дворца Бельведер (Петергоф).

Архитектор Штакеншнайдер изначально рассчитывал на работы Клодта в оформлении входной группы дворца. Но кони с укротителями заняли свои места только 1856 году, когда о проекте отца вспомнил Александр II — тогда Бельведер и обрёл завершённый вид.

Бельведер и кони Клодта в Петергофе, 1870-80 гг. // Источник: vk.com/peterhof.history
Бельведер и кони Клодта в Петергофе, 1870-80 гг. // Источник: vk.com/peterhof.history

Скульптуры были безмолвными свидетелями свиданий императора с княжной Долгорукой.

Они выстояли в эпицентре военных манёвров ленинградских профсоюзов. Пострадали, но выстояли.

«Бронзовые группы юношей, укрощающих коней, нуждаются в реставрации, так как во многих местах имеют пулевые отверстия изощрявшихся в стрельбе» — писал позднее архитектор Терентьев в своём рапорте в управление петергофских музеев.

А что потом❓

Война и неизвестность. Последние фотокарточки, на которых Бельведер не выглядит одиноким, датируются 1941-43 годами.

Возможно, скульптуры пытались сохранить — и спрятали где-то под землёй. Так в военные годы поступили с композицией с Аничкова моста. С какой теплотой петербуржцы встречали их возвращение!

Возможно, переплавили для нужд промышленности — скульптуры состояли из чистой химической меди. Такая теория выдвигалась и для композиций из Стрельны. Они тоже исчезли во времена Великой Отечественной.

Вывезли за границу? Не хочется верить, но тоже возможно. Гальванотехника позволяет распилить фигуру на части, а потом заново собрать её на новом месте.

Так или иначе, от знаменитых клодтовских коней с укротителями в Петергофе остались только постаменты.

Так или иначе, от знаменитых клодтовских коней с укротителями в Петергофе остались только постаменты // Источник: малоэтажный жилой квартал у Петергофа "Экография"
Так или иначе, от знаменитых клодтовских коней с укротителями в Петергофе остались только постаменты // Источник: малоэтажный жилой квартал у Петергофа "Экография"

Кто знает, возможно их когда-нибудь вновь отольют из бронзы или снова используют метод гальванопластики. Но пока Бельведер одинок.

⏳ Безмолвно встречает туристов, присматривает за местными жителями и смотрит на нас с фотокарточек времён его молодости, когда император был жив, когда постаменты не пустовали.

А вы знали, что Бельведер украшал целый скульптурный ансамбль? Рассказать о других интересных композициях, расположенных поблизости с будущим малоэтажным жилым кварталом "Экография"?

-4