"Ну а теперь расходимся по своим локациям и собираем материал. Встречаемся через 3 часа. Место обогрева..... " А дальше все как в тумане.
- С чего все начиналось?
Яркое слепящее солнце, повозки с оленями и более двухсот иглу на территории Обского водохранилища. Мы находимся на ежегодном городском фестивале по строительству снежных хижин «Иглу-2024». Кто мы? Две юные журналистки, которые работают на мероприятии в рамках образовательного интенсива «ЖурЭкспресс». Нас забросили в «море» и дали три часа — время, за которое мы должны принести материал для будущего проекта.
С горящими глазами и открытыми ртами мы снимали все. До того момента, пока не ушли достаточно далеко от организаторов и остальных команд. На термометре - -30. Аппаратура дала сбой через 5 минут. Мы чуть-чуть позже.
Когда основной задачей была съемка на камеру, оставалось лишь фотографировать глазами. Даже чернила в ручке замерзли, а эскимосы нет
"В таком случае придется строить дом. Если мы не сможем выполнить задание, нужно хотя-бы насладиться днем" — решили мы и отправились на поиски волонтеров, которые проводят мастер-классы по постройке снежных иглу.
- Никогда не разговаривай с незнакомцами… если они не в снегу
— Здравствуйте! А вы случайно не знаете, где обучают строить иглу? — обратились мы к одной из молодых девушек.
— Подойдите к тому человеку в жилетке, он покажет.
Подходим к «человеку», которому больше подходит эпитет «снежный» и повторяем вопрос.
— Подойдите к той женщине, она должна знать, — снова отправили нас.
Обойдя еще пару организаторов, мы оказались рядом с пожилым мужчиной. Издалека он напоминал Деда Мороза, эффектности добавляли заиндевелая борода и красная шапочка с помпоном. Именно он стал нашим компаньоном до конца дня.
— Здравствуйте! Мы хотим построить иглу, но не знаем как.
- Как мы строили иглу
— Вашим первым заданием будет вырезать прямоугольник из снега. У меня много таких есть, но все они не подходят. Важно, чтобы снежные блоки были определенной ширины и высоты. И с четкими углами.
— Я сделаю хороший!
— Какое смелое утверждение, — похвалил мужчина. На его лице появилась улыбка, хотя из-за сосулек на усах ее можно было не заметить, — параллельно режь! ПА-РАЛ-ЛЕЛЬ-НО! Ты знаешь, что такое параллельно?
— Знаю! — я показала руками жест.
— Правильно! А перпендикулярно — это как? Тоже верно! А в какой вы школе учитесь?
— В 195-й.
— Да вы что? Я всю жизнь этой школе отдал. Я там организовал спортивную секцию «Друза».., — внезапно подобрел мужчина.
Николай Николаевич, как он потом представился, стал рассказывать о своей молодости и нашей школе 30 лет назад. Мы поделились своими историями и за беседой двух поколений, выпиливающих параллельную деталь для иглу, время пролетело быстро.
Наша гордость буквально отражалась от слепящего снега — мы сами смогли вырезать и принести к недостроенному иглу блок из снега. Правда, один. И потратили мы на него около 30 минут. Но зато какой — весь попарно параллельный и длинный!
Следующий шаг — правильно разместить строительный элемент. Расстояние от центра до нижнего блока и верхушки должно быть одинаковым. Это один из критериев оценивания домика жюри. Чтобы иглу приняла правильную форму, чтобы не было щелей, важно обрезать углы блоков по воображаемому радиусу.
—Смотрите, он не падает, потому что у него есть опора справа и слева. Правый прямоугольник тоже не падает, потому что у него тоже есть опора с двух сторон. На этом принципе строится весь снежный дом. Так и в жизни и это важно понимать, — Проинформировал нас Николай Николаевич
Последний этап- формирование выхода, но наш тренер решил сделать его раньше. После слов о том, что мы замерзли и больше не можем пилить блоки, он взял пилу и начал безжалостно резать ранее поставленные детали. И так, у нашего домика были стены, выход, но не было крыши. В принципе, мы остались довольными.
- Кириешки к чаю или снежное радушие
-Ну все, Николай Николаевич, спасибо за все, мы пойдем, — совсем заледенели мы.
-Куда?! Нет, вы идете со мной. Будем греться!
Мы шли около пяти минут, прежде чем перед нами нарисовалась избушка. Снаружи она выглядела как из XIX века. Такое сравнение мы сделали, потому что рядом обедал полевой гречкой один из организаторов в костюме царя. Нас тоже пригласили на обед, предоставив по истине царское меню: уху, борщ со сметаной, гречку, бутерброды с маслом и сыром, горячий чай.
Обстановка была дружелюбная. Один молодой человек все время твердил, что здесь никому нельзя доверять, кроме Николая Николаевича. А последний улыбался своими усами и отвечал: «Смотрите, каких девочек я встретил. Теперь мы с ними живем в одном доме».
Каждый находящийся здесь — активист или бывший активист. Волонтеры поделились реализуемыми мероприятиями и позвали на них юных журналистов.
В один из моментов на столе закончились одноразовые стаканчики, и все резко перехотели пить чай. Они обнаружились (как и «настоящие», стеклянные бокалы), когда в избушку зашел один из самых главных (как мы поняли) организаторов.
— Где подарочные сертификаты? — грозно вопросил он.
— А нету. Только кириешками можем приз отдать, — развела руками кормилица всея избушки.
- Пора прощаться
Мы отогрели всю аппаратуру, и поняли, что сильно задержались — прошло три часа с нашего ухода от места сбора. Николай Николаевич очень не хотел нас отпускать и просил остаться еще. Не хотели уходить и мы.
Может, на этот день, мы стали его опорой слева и справа, а он - нашей.