📝 Настало время для первого длиннопоста из цикла «Поясняем за»
📰 И сегодня под наш взгляд упал документ Федерального Агентства Воздушного транспорта (ФАВТ) - «Информация по безопасности полетов № 1» от 17.01.2024, которое направлено на предотвращение авиационных событий, связанных с выкатыванием Воздушных Судов (ВС) за пределы Взлётно-Посадочной полосы (ВПП) на этапе посадки. Так вот, сегодня поясняем за «Выкатывание ВС за пределы ВПП»
Данная проблема стара, как сама авиация, но до сих пор максимально актуальна:
📊 Практически ежегодно, в отчетах по безопасности полетов Международной Гражданской Авиации (ICAO), инциденты данной категории (RE) занимают второе место по частоте возникновения. Тяжесть таких событий различна: в 2022 году было 5 авиационных происшествий с полным разрушением ВС, но без жертв среди людей, когда в 2020 году из-за выкатывания погибло 24 человека и разрушено 3 ВС. И это не затрагивая менее серьезные авиационные события.
А что там по статистике в большой и необъятной?
Исходя из «Информация по безопасности полетов № 11» от 1.11.2023:
В течение января – октября 2023 года произошло 5 инцидентов, связанных с выкатыванием за пределы ВПП при взлете или посадке самолетов с максимальной взлетной массой более 10 тонн. За аналогичный период 2022 года также произошло 5 инцидентов.
Из 5 произошедший в 2023 году инцидентов в период с августа по октябрь 2023 года произошло 4 серьезных инцидента из-за выкатывания самолетов за пределы ВПП при посадке.
Как вы могли понять, в России, как и во всем мире, инциденты категории RE стабильно «держат планку».
🗒 Это заключение подкрепляет вышеупомянутый документ – «Информация по безопасности полетов № 1» от 17.01.2024:
В течение первой половины января текущего года произошло 3 серьезных инцидента, связанных с выкатыванием самолетов за пределы ВПП при посадке.
Следует обратить внимание на то, что в октябре — декабре 2023 года также произошло три выкатывания самолетов за пределы ВПП. Таким образом, в течение 4 месяцев осенне-зимнего периода 2023 — 2024 годов произошло 6 серьезных инцидентов, связанных с выкатыванием за пределы ВПП самолетов транспортной категории.
🤨 «3 серьезных инцидента за 15 дней? Да, это жестко!» – скажите нам вы.
🤔 «Ну и в чем они не правы?» – воскликнем мы.
Героев данных событий мы сейчас вспоминать не будем (но для желающих оставим документы во вложении), вся эта информации нужна лишь для общего понимания картины. А мы а плавно перейдем к пояснению за «Выкатывание ВС за пределы ВПП»
🧐«Из-за чего происходит это ваше выкатывание?»
ФАВТ все в том же «ИБП № 1» выделяет следующие причины:
Случаи выкатывания за пределы ВПП, как правило, обусловлены следующими факторами или их неблагоприятным сочетанием:
- наличие на ВПП воды, снега, слякоти, льда или инея. В подобных условиях инцидентам может способствовать некачественная подготовка ВПП к приему воздушных судов и, как следствие, передача экипажу ВС недостоверных данных о состоянии покрытия ВПП;
- неблагоприятные метеорологические условия. Продолжение снижения и (или) неуход на второй круг при отсутствии необходимого визуального контакта с наземными ориентирами приводит к посадке вне рекомендованной зоны приземления;
- боковой или попутный ветер, порывы или сдвиг ветра. Недостаточный учет ветровой обстановки в сочетании с ошибками при пилотировании приводили к потере путевого управления после приземления и при пробеге;
- неправильное использование средств сокращения посадочной дистанции (тормозов, реверсивных устройств двигателей, спойлеров), а также отказы систем воздушного судна.
Замечание от Жуков: Наиболее опасными являются ситуации, в которых имеет место быть совокупность данных факторов. Например: Экипаж получает недостоверную информацию о состоянии ВПП, вследствие чего не в полной мере (или с задержкой) использует средства сокращения посадочной дистанции. Или совокупность факторов - низкая видимость, попутный ветер, короткая полоса - с большой вероятностью приведут к перелету посадочной зоны, что сильно увеличит шанс выкатывания.
🧐«И что, теперь совсем не летать?»
Конечно, шанс выкатывания не нулевой (примерно 0,00003204% по данным организации ICAO), но, мало того, что шанс выкатывания в 31211 раз меньше, чем шанс умереть от коронавируса (примерно 1 процент от заразившихся), так еще и шанс серьезных травм/летального исхода в таких событиях и того меньше (за 2022, 2021 годы ни одного летального случая по данным организации ICAO). Так что, родные, бросайте лучше свою балтику девятку, синий Winston и летайте на здоровье.
🧐«Ладно, а что тогда делать, чтобы потом не заказывать тягач для самолета?»
Здесь мы опять сошлемся на «ИБП № 1» от ФАВТ:
Поручаю:
...
2.3. Потребовать от командно-летного, инструкторского, инспекторского состава, членов летных экипажей воздушных судов:
- неукоснительного соблюдения требований руководящих документов, регламентирующих обеспечение и выполнение полетов;
- проведения качественного анализа метеорологической и аэронавигационной обстановки, анализа состояния поверхности летного поля аэродромов при принятии решения на вылет, по уходу на запасной аэродром и при принятии решения на выполнение посадки;
- своевременного принятия решения об уходе на второй круг при отклонениях воздушного судна от установленных ограничений по глиссаде и расчетах на посадку, не обеспечивающих безопасность ее выполнения;
- при выполнении посадки с боковым ветром направление движения воздушного судна на пробеге выдерживать не только отклонением руля направления, но и соразмерным отклонением элеронов в сторону ветра для равномерного распределения нагрузки на все стойки шасси с целью создания наибольшей устойчивости пробега воздушного судна;
- использовать на пробеге реверс силовых установок вплоть до ограничений по скорости его применения, установленной эксплуатационной документацией воздушного судна, вне зависимости от располагаемой дистанции пробега.
Но, добавим от себя, что безопасность посадок, в большинстве таких случаях, зависит от правильной предпосадочной подготовки:
Сомневаешься в условиях на ВПП? Сразу используй полный реверс до ограничений;
Видишь, что на полосе пограничные условия? Планируй, в первую очередь, уход на второй круг, а уж потом, если условия будут соответствовать, посадку.
И помните, друзья: Никогда не оставляйте налёт - на конец месяца, любовь - на старость, а торможение - на конец полосы!✈️
Всех обняли, до следующего длиннопоста. Ваши Жуки!🐞
#поясняем_за #жуки