Говорят, история не знает сослагательного наклонения. Вопрос: «А что, если бы?» - не имеет практического смысла. Однако порассуждать над ним иногда бывает полезно. А иногда невольно приходит мысль: ведь могло же быть по другому! Особенно, когда случается что-то очень плохое.
Я решила попробовать представить это «если бы».
Сослагательное наклонение
(сатирический рассказ)
Этот двор, как и все дворы города N, давно уже был чистым и ухоженным. Но кое-где еще оставались места, которые выглядели так, как полвека назад: валялись пустые баклажки из-под пива, смятые жестяные банки, окурки, стояли обшарпанные старые столы, где до сих пор иногда собирались любители выпить и пофилософствовать.
Так было и здесь, за рядом всё еще не снесенных старых гаражей. Этим вечером первыми пришли Владимир и Маргарита со своим мужем Тиграном. Все трое стали привычно расстилать газетки на столике, за которым всегда собиралась их теплая компания.
- Тиграш, достань воблу! – попросила Маргарита, – Володя, ты водки взял?
- Даже лучше – коньяк! - с этими словами Владимир гордо поставил на стол поллитровку «пятизвездочного», – зачем себе отказывать, когда пенсия хорошая?
- А чего одна бутылка? – удивился Тигран.
- Да сейчас Коля придет, еще вискарь принесет, – пояснил Владимир и, потирая руки, скомандовал: «Ну, наливайте для начала пивка!»
Выпив кружку пенного и закурив, он задумчиво проговорил:
- А ведь я мог стать журналистом... Может, был бы знаменитостью, по телевизору бы меня показывали... Ведь сказали же мне тогда на радио, что у меня ораторский талант!
- Что ж тебе помешало-то? – спросил Тигран.
- Конкуренции не выдержал... Когда этот либерал-то президентом стал, начался прямо культ журналистской этики: только правдивая информация, нельзя продвигать себя и свое мнение, эх... А я так хотел бы о себе книгу написать! Но кто будет читать, если меня никто не знает? Да ладно, наливайте коньяк!
Некоторое время все молча пили и закусывали. Потом Маргарита вдруг сказала:
– А вы Диму помните? Ведь талантливый журналист был, а ушел в бизнес, почему? Он же так стоял горой именно за журналистскую этику!
- Да нет, Рит, это всё поза, – возразил Володя, – он славы хотел. Да-да, он всегда такой был. А когда понял, что прославиться ему не удастся, плюнул и ушел.
- А где он теперь, чем занимается?
- В Москве, торгует чем-то... О, Коля идет!
К компании за столом подошел, опираясь на палку, пожилой мужчина в очках, возрастом явно за 70, с небольшим пакетом в руке.
- Что, принес виски? – нетерпеливо спросил Володя.
- А то! – Николай достал бутылку и налил всем стаканы доверху. Затем на столе появились колбасная нарезка и соленые огурцы.
- Ну, о чем сегодня разговор? – поинтересовался Николай.
- Да вот, – ответила Маргарита, – фантазируем, что было бы, если б Ельцин назначил своим преемником кого-то другого. А то со страной творится черт-те что!
- Да уж – горестно согласился Николай, – захватили нас англосаксы проклятые... Вы поглядите: завалили всё своим товаром, понаоткрывали у нас кучу заводов, а народ и рад! Денежки получают, больницы работают, школы все новые, улицы чистые – и ни черта больше им не надо! Продались с потрохами за доллары! Как папуасы – за стеклянные бусы... Сколько нынче средняя зарплата?
- Где-то 4200-4300, если в долларах считать, – ответил Владимир.
- Ну вот, я так и знал! – воскликнул Николай, – кто ж будет возмущаться, если деньги платят! Да медицина бесплатная, да образование... Почему они не понимают, что их просто покупают? Мы могли бы быть страной, которую все боятся! Как в старые добрые времена, помните? Ты Рита, не помнишь, но Володя-то должен помнить! Мы вместо этой вонючей колбасы выпускали больше всех ракет – и были великими! И могли бы быть! Если б этот Ельцин не сделал преемником этого либераста... А теперь – что? Все себя называют друзьями России, партнерами, в ЕС вступили, и радуются, мать их... Ох, чует моё сердце – надуют нас, всех обманут и прихлопнут одним махом. Откармливают наш народ на убой, ждут, когда все расслабятся, и тогда – ка-а-ак жахнут!
Осушив еще стакан виски, Николай продолжал, всё больше распаляясь:
- Липовая она, эта дружба! Они просто нас захватить хотят! Посмотрите, какие нам навязали «ценности»: деньги, шмотки, поездки за границу, гаджеты эти, да это бы еще полбеды – они ведь еще права человека нам втюхивают! Посмотрите на народ – всё больно умные стали, все права свои знают, законы, всё требуют, спрашивают! Я в администрации пока еще работал, после КГБ – семь начальников сменилось! Это ж кошмар! Никакой стабильности не стало – за двадцать лет у нас уже четвертый президент! Ну вот как так можно жить? Нет, раньше было лучше: сидишь себе тихо, делаешь, что велят и знаешь, что тебя всегда прикроют, отмажут. А теперь – надо знать законы и работать по этим законам! Если не по закону сделаешь – по шее получишь и в лучшем случае премии лишишься! Блин, не привык я так! Вот и сижу дома, на пенсии, а я еще мог бы поработать!
- Ну, успокойся, – примирительно сказал Тигран, – возьми вот, я икру красную принес, вчера пособие получил, купил сразу три кило – закуси!
Все намазали себе по бутерброду, а Николай вдруг погрузился в воспоминания и заговорил:
- А ведь был шанс... Возле Ельцина тогда человек крутился, он у Собчака в помощниках ходил – хороший человек, нашей школы, старой закалки. Он бы показал этому Западу кузькину мать, да-с. Вы знаете, мне как-то один товарищ рассказывал, что Ельцин уже решил было назначить его своим преемником, но вышел дурацкий случай: на пикнике они отдыхали, так наш первый президент России вдруг увидел бабочку, и чего-то захотел её поймать, потянулся и упал, говорят, головой ударился. Так, видимо, и есть – потому что, когда он поднялся, он вдруг объявил, что его преемником будет этот Боря. И не захотел потом отказываться от своих слов, решил, что это его имиджу повредит. Вот мы и получили вместо стабильной власти на много лет – либерализм этот, чтоб его... И я мог в Кремле сейчас сидеть!
- А я мог быть самым известным лицом в телевизоре, – уверенно заявил Владимир.
- Ну уж, – рассмеялась Маргарита, – фантазеры! – О, глядите, и Валера пришел! Что это он несет под мышкой?
Еще один пожилой мужчина, приблизившись к компании, скомандовал:
- Приберите-ка со стола, я карту принес, сейчас кое-что вам покажу. Будет интересно!
Бутылки и закуска были убраны, остались только рюмки по краям. Валерий расстелил карту, как оказалось – России и Европы XVII века и сказал, показывая на её западную часть:
– Вот, смотрите, – мы граничим здесь прямо с Польшей, даже Украины никакой нет, во всяком случае, я не вижу. А вот карта 1905 года - Валерий расстелил еще одну карту, больше прежней – тут вообще мы с Австро-Венгрией граничим, Польши нет, Финляндии нет – это всё наше должно быть!
- Эх, какая страна! - грустно вздохнул Владимир, - какая территория!
- Вот-вот, я только что говорил, что мы должны быть великой державой! Это ЕС должен к нам присоединяться, а не мы в ЕС вступать! - воскликнул Николай.
- А вместо этого нас кормят колбасой, икрой и технологиями, – подытожил Валерий.
Тем временем в городе N наступал вечер. Ничего не подозревающие о своем несостоявшемся величии люди мирно возвращались с работы – кто сразу домой, кто – отправлялся в ресторан или на прогулку в парк, а кто ехал в аэропорт – в отпуск. Как ни странно, они были вполне довольны жизнью.
К о н е ц
Ставьте лайк, если понравился рассказ. Делитесь своими мнениями в комментариях, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал, где я публикую интересные посты о том, что происходит в стране и в мире.
Всем добра!