Найти в Дзене

"Мастер и Маргарита" Юрия Кары - самая удачная экранизация романа

Фильм "Мастер и Маргарита" Юрия Кары в этом году отмечает 30-летие. Это кино принято ругать - мол, и откровенных сцен там много, и Маргарита слишком старая, и вообще режиссёр наплевательски отнёсся к Булгакову. Я же считаю, что эта экранизация - лучшая. Сериал Бортко сгубил поголовный мискастинг. Постаревший Самохвалов в качестве Воланда, Маргарита, так и не расставшаяся с манерами дамы-следователя, Коровьёв, похожий на кого угодно, только не на трикстера... Не надо так. Фильм Кары хорош уже тем, что здесь большинство актёров - на своих местах. Да, Анастасия Вертинская была старше своей героини почти на 20 лет. Но в её Маргарите действительно есть что-то потустороннее. А ещё она экзотична. Мы не знаем, какой национальности была героиня Булгакова, но раз она потомок французской королевы, в её жилах течёт тот ещё коктейль. Виктору Ракову (Мастер) явно было тяжелее, чем его экранной партнёрше. О его герое Булгаков написал мало. То есть, любому актёру, который играет эту роль, приходитс

Фильм "Мастер и Маргарита" Юрия Кары в этом году отмечает 30-летие. Это кино принято ругать - мол, и откровенных сцен там много, и Маргарита слишком старая, и вообще режиссёр наплевательски отнёсся к Булгакову.

Тот случай, когда в "химию" между актёрами безоговорочно веришь. Источник: kino-teatr.ru
Тот случай, когда в "химию" между актёрами безоговорочно веришь. Источник: kino-teatr.ru

Я же считаю, что эта экранизация - лучшая. Сериал Бортко сгубил поголовный мискастинг. Постаревший Самохвалов в качестве Воланда, Маргарита, так и не расставшаяся с манерами дамы-следователя, Коровьёв, похожий на кого угодно, только не на трикстера... Не надо так.

Фильм Кары хорош уже тем, что здесь большинство актёров - на своих местах. Да, Анастасия Вертинская была старше своей героини почти на 20 лет. Но в её Маргарите действительно есть что-то потустороннее. А ещё она экзотична. Мы не знаем, какой национальности была героиня Булгакова, но раз она потомок французской королевы, в её жилах течёт тот ещё коктейль.

По мне, у Анастасии Вертинской получилась отличная Маргарита. Этакая повзрослевшая Мона из "Безымянной звезды". Источник: kino-teatr.ru
По мне, у Анастасии Вертинской получилась отличная Маргарита. Этакая повзрослевшая Мона из "Безымянной звезды". Источник: kino-teatr.ru

Виктору Ракову (Мастер) явно было тяжелее, чем его экранной партнёрше. О его герое Булгаков написал мало. То есть, любому актёру, который играет эту роль, приходится многое достраивать. Раков с ролью справился, хотя против него играли и возраст (актёр лет на 15 младше Вертинской-Маргариты), и типаж. Виктору Викторовичу бы древнерусских князей и богатырей играть - попадание было бы 100%. С другой стороны, у меня и к Мастеру вопросов нет - в образ несколько странного интеллигента 1930-х я поверила.

Мастер (Виктор Раков). Кстати, самый молодой исполнитель этой роли - Галибин и Цыганов сыграли её в более старшем возрасте. Источник: kino-teatr.ru
Мастер (Виктор Раков). Кстати, самый молодой исполнитель этой роли - Галибин и Цыганов сыграли её в более старшем возрасте. Источник: kino-teatr.ru

Воланд... Валентин Гафт чуть-чуть напоминает самого себя в образе Сатанеева. Но если в "Чародеях" волшебник комический, то в "Мастере и Маргарите" персонаж более чем серьёзный. Не ожидала, что Гафт будет хорошо смотреться в костюмной роли. Единственный минус - слишком добрый взгляд. В этом фильме Воланд похож на строгого учителя, который пришёл посмотреть, кто что в его отсутствие натворил.

Воланд (В. Гафт). Источник: kino-teatr.ru
Воланд (В. Гафт). Источник: kino-teatr.ru

Отлично смотрится библейская линия. Во-первых, она очень красиво снята. Блестящие доспехи римских солдат, серо-жёлтые пустынные пейзажи, белый плащ с кровавым подбоем на Понтии Пилате... Здесь он, как и у Булгакова, не жесток, а порядочен. Михаил Ульянов отлично играл героев, стоящих на страже справедливости (вспомнить того же "Ворошиловского стрелка"). Николай Бурляев хорош в роли Иешуа Га-Ноцри. Не люблю этого актёра, но не отрицаю, что в этом образе он на своём месте.

Иешуа Га-Ноцри (Николай Бурляев) и Понтий Пилат (Михаил Ульянов). Источник: kino-teatr.ru
Иешуа Га-Ноцри (Николай Бурляев) и Понтий Пилат (Михаил Ульянов). Источник: kino-teatr.ru

Вот со свитой Воланда получилась промашка. Коровьёв, на мой взгляд, должен быть молодым и подвижным, кем-то вроде Локи или Тиля Уленшпигеля. Это же трикстер, насмешник. Однако и у Кары, и у Бортко Коровьёв - поживший и несколько уставший мужчина. Александр Филиппенко - актёр с отрицательной харизмой, но Коровьёв - не его герой. В образе Азазелло артист смотрелся куда удачнее. С другой стороны, на фоне кошмарного антропоморфного Бегемота (Виктор Павлов) остальная свита Воланда смотрится ещё неплохо.

Бегемот (Виктор Павлов). Помогите мне это развидеть... Источник: kino-teatr.ru
Бегемот (Виктор Павлов). Помогите мне это развидеть... Источник: kino-teatr.ru

Зато Берлиоз (Михаил Данилов) и Бездомный (Сергей Гармаш) словно сошли со страниц Булгакова. Мне всегда казалось, что этот тандем больше похож на героев 20-х годов, нежели 30-х. Яростный атеизм Бездомного как раз оттуда. В исполнении Гармаша этот персонаж получился очень каноничным - ищущим, сомневающимся, слегка безумным. Вальяжный циничный Берлиоз тоже укладывается в булгаковскую концепцию.

Обратите внимание, как по-разному смотрят на Воланда Иван Бездомный и Берлиоз. Источник: kino-teatr.ru
Обратите внимание, как по-разному смотрят на Воланда Иван Бездомный и Берлиоз. Источник: kino-teatr.ru

А ещё фильм Юрия Кары - гимн Москве. Заметили, с какой любовью сняты её улицы, старые дома, тихая гладь Патриарших прудов? Для меня "Мастер и Маргарита" - книга не столько о людях, сколько о городе. Может быть, именно поэтому мне понравилась первая российская экранизация знаменитого романа Булгакова. И я считаю её самой удачной.