Иногда ответ на случившиеся лежит на поверхности. Иногда в той или иной трагичной ситуации не стоит винить спецслужбы или иное вмешательство. Иногда причиной трагедии становятся обычные ошибки человека, недисциплинированность конкретных людей, в том числе и людей, которые сами оказываются в числе погибших. Сегодня мы расскажем о трагедии, которая в 1975 году унесла жизни 21-го туриста.
30-й маршрут
В 1970-е годы в СССР был массовый расцвет туризма. К середине семидесятых в стране насчитывали свыше 350 всесезонных и около 6 тыс. плановых местных маршрутов. Самым красивым и живописным считалась так называемая "тридцатка". Если официально - Всесоюзный туристический маршрут №30 "Через горы к морю". Как сказали бы сейчас опытные туристы, данный маршрут интереса особого не вызывал, по причине своей легкости, живописности и финишем в Догомысе. Маршрут в основном привлекал начинающих туристов, которые могли почувствовать весь романтизм походов без особого риска для жизни.
Начало похода
В начале сентября 1975 года на Хаджохской турбазе "Горная" была сформирована 93-я группа туристов. В состав группы входили люди из разных регионов страны приехали на отдых, пользуясь туристическими путевками. Пять дней туристы провели на базе, а затем отправились в тренировочный поход к водопаду. После тренировочного похода они переехали на базу "Кавказ", откуда и собирались стартовать. Весь 15-ти днейный маршрут их сопровождал опытный инструктор Алексей Павлович Агеев, ему так же помогали студенты из Донецкого сельхоз института Алексей Сафонов и Ольга Ковалева. Агеев в основной сложный поход, через высокогорную зону к Черному морю, пойти не смог, ему нужно было выходить на работу. Все 3 группы туристов разделили на 2 подгруппы и поставили руководителями студентов которые пришли работать первый сезон.
В путь
Утро 9-го сентября началось с проблем. Туристы затянули с приготовлением завтрака и сбором рюкзаков настолько, что пропустили самый благоприятный период прохождения сложного и опасного участка маршрута. Тропа Ведущая через густой хвойный лес, начинала круто подниматься вверх по склону. Начался мелкий холодный дождь, который делал тропу скользкой. По мере продвижения становилось все холоднее, а в воздухе уже запахло снегом. Влажность и холод пробивали насквозь. Поделенные на несколько маленьких групп туристы достигли альпийской зоны и вышли на восточные склоны горы Гузерипль. Не благоприятные условия погоды только ухудшались, за считанные минуты тропу занесло снегом. Видимость сократилась до 2-3 метров. Инструкторы осознавая опасность постарались объединить всех в одну группу. Таким образом Сафонову удалось догнать группу Ковалевой и объединится с ней.
Мнения разделились
Инструктора начали совещаться и обсуждать различные варианты дальнейших действий. Нерешительность сразу передалась и остальным участникам похода. В итоге мнения разделились, кто то настаивал на продолжении похода в направлении приюта Фишт, другие предлагали вернутся назад, а третьи решили спуститься в лес и переждать непогоду. Буран усиливался, ветер сбивал с ног, снег полностью заметал следы и ориентиры. Среди туристов были явные лидеры, крепкие парни и группа прислушивалась к их мнению, а авторитет был выше чем у студентов-инструкторов. Именно они первые спустились с тропы и направились к лесу, который был всего в 500 метрах от них. За ними последовали и другие участники похода. Просьбам и крикам инструкторов люди не предавали значения и продолжали отдаляться от тропы. Ковалева приведя остатки группы в порядок к пастушьему балагану, а Сафонов отправился за рассевшимися по склону туристами. Ситуация накалялась и перерастала а панику. Кто то бросился бежать вниз по склону, кто то кричал боясь разделятся, а некоторые провалились в глубокий снег и просили о помощи. Туристам которые отправились в лес, удалось добраться до него и даже развести костер, а вот остальные обессиленные и потерявшие ориентацию растерялись по всей балке Могильной. Их крики доносились до группы в лесу, но никто не поднялся и не помог товарищам.
Борьба за жизнь
Ольга Ковалева с остатками группы благополучно добралась до пастушьего балагана, но из-за ледяной крупы, которая была во время бурана, девушка ослепла. Сафонов смог собрать часть туристов и переправить их через ручей балки Могильной. Затем они смогли добраться до леса и разжечь костер. Сафонов приказав остальным поддерживать огонь, отправился за остальными, но когда он вернулся с несколькими участниками группы, костер уже не горел, а дров не было. Все кто остался сидели прижатыми друг к другу и замерзали, но Сафонову удалось с огромным трудом заставить туристов собрать дрова и снова разжечь костер. В пастушьем балагане Ковалева встретила Острецова Виталия и Крайнего Владимира, пастухов. Они по просьбе Ковалевой вышли на поиски туристов, но тут повторилась история, как у Сафонова. Виталию удалось отыскать несколько участников группы - девушек, но когда он попросил других участников группы довести их до балагана, они отказались. Виталий спас несколько человек, но увы всем помочь был не в силах.
В ходе поисков Острицова, были оставлены под пихтой двое туристов Светлана Вертикуш и Михаил Осипенко. Участники группы из пастушьего балагана испугались идти за ними, и сделав вид, что отправились за ними. Постояв некоторое время, вернулись и сказали Острицову, что там никого нет.
Из этих двоих туристов выжила только Светлана. Она боролась в одиночку со стихией и выжила, не имея продуктовых запасов, теплых вещей и даже спичек. Светлана соорудила себе шалаш из веток и старалась постоянно двигаться вокруг него, что бы не замерзнуть. 13 сентября она покинула свое убежище увидев спасателей. Она единственная кому удалось найти спасателям живой, из тех, кто потерялся. Что касаемо Михаила, он отправился на поиски рюкзака, но заблудился. Спасатели нашли его последним на каменном дне реки Армянки.
Заключение
Из 53-х человек входивших в группу 93, погибли 21. Мужчины и женщины, парни и девушки возрастом от 18 до 48 лет.
Перед судом предстали только руководители турбаз и чиновники. Из тех, кто оставлял людей умирать, борясь за свою жизнь а чудовищных условия, никто не понес наказания. По закону все верно, так как статья за оставление в опасности, работает только когда тебе не грозит опасность, а когда ты и сам в опасности, то можешь бросить кого угодно, в любых условиях. Так боязнь за собственную шкуру и стала одной из причин такого числа погибших. Инструктора, так как не являлись должностными лицами, тоже не понесли наказания. Да и в целом в тех условиях, они сделали все что могли для спасения жизни людей. Стоит заметить, что те кто остался с инструкторами, никто не погиб.
Если вам понравилось будем рады, если вы подпишитесь на канал.👍