Знаменитая балерина Анна Павловна жертвовала много средств на благотворительность. После революции и казни царской семьи сотни артистов оперы и балета бежали из России, а часть новых актеров попала в большие денежные затруднения, даже жили на улице словно нищие.
Павлова не выдержала. Она основала фонд поддержки и выплачивала пособия соотечественникам из своего кармана, буквально спасая жизни многим артистам балета, художникам по костюмам и оркестровым музыкантам.
Если какой-нибудь отчаявшийся представитель русской интеллигенции стоял на пороге Дома Павловой, он уже был спасен. Молодые беженцы были приняты в балетную труппу Павловой, другие устроились работать в ее благотворительный фонд... Детей у Анны не было. У нее были коллеги, о которых нужно было заботиться, любимые животные и соотечественники, которых нужно спасать.
Тук-тук, тук-тук. Если вы едете в поезде уже несколько дней, то когда долго выходите, кажется, что земля ритмично качается и уши стучат. На дворе 1926 год, и Анна Павлова приехала в свой первый тур по крупным городам Австралии. Сорок пять танцоров и обслуживающий персонал труппы провели много недель на борту корабля, а затем бесчисленные дни тряслись в удушливом поезде.
Это тяжело. Жара, пыль, неудобные спальные места, переезды. Из-за Анны Павловой австралийские власти прыгают из штанов в поле – специально для Павловой спешно строят новые железнодорожные ветки, а вот в только что достроенном Мельбурнском театре еще не высохла краска на стенах, все в панике!
Конечно, железную дорогу не успели достроить, поэтому Павловой со всеми огромными контейнерами декораций приходится менять станции и поезда, которые разворачиваются в зловещий кошмар. Танцоры еще не начали гастроли, но уже чувствуют себя подавленными. Только не Павлова. Она выросла в бедности. Жесткая постель или скромная еда его не смущают. Для нее важнее цель – перенести классический балет в те места мира, где его еще никто не видел. Она балетный посланник, паломница.
А на вокзале Сиднея Анну Павлову встречает толпа из 10 000 привередливых людей. Представляете, массы людей, которые собираются на одну балерину? Австралия – на тот моментмолодая страна, с европейской точки зрения – далекая сельская провинция с аборигенами и овцами, без какого-либо культурного наследия. Анна Павлова – первая артистка мирового уровня, приехавшая сюда на гостевые выставки, и это вызывает безумную гордость австралийцев.
Да и знаменитый десерт безе, или торт «Павлова», создается здесь, в Австралии. Правильнее будет сказать, что подобные рецепты существовали давно, но после визита Павловой австралийские кулинары дали торту название. Новозеландцы утверждают то же самое – торт был создан и назван ими в честь гостевых шоу Павловой.
Между Австралией и Новой Зеландией до сих пор существует много разногласий по этому вопросу, и историки кулинарии кусают друг друга за горло. Хорошо, что не разразилась Павловская война...
Все выступления Анны Павловой в Мельбурне, Сиднее, Перте и Брисбене были встречены с безумным восторгом. Люди буквально толпились вокруг театров.
У Павловой была очень демократичная для того времени политика ценообразования на билеты, потому что она хотела, чтобы балет увидело как можно больше простых людей. “Даже абориген может стать культурным” - говорила она.
Большинство зрителей видели в своей жизни только какой-нибудь любительский театр или уличное цирковое представление, может быть, самодельную оперу... И тут вдруг – Анна Павлова, профессиональные артисты балета, настоящие декорации, непередаваемые костюмы и живая оркестровая музыка! Увиденное произвело неизгладимое впечатление.
После гастрольных выступлений Павловой в Австралии началась эпоха классического балета. Создавались балетные школы, формировались балетные труппы, строились сцены. А Анна Павлова, даже в современной Австралии, является объектом поклонения, национальной гордостью, хотя она не австралийка и даже не англичанка.
Гастроли труппы Павловой были своеобразной культурной революцией. Не только потому, что они побывали на всех возможных континентах, кроме Антарктиды. Они отправились в страны, где других звезд балета или оперы просто не существовало на карте мира. Они не остались только в столицах. Они отправились дальше, в маленькие городки и провинции, в такие закоулки, куда никогда не ступала нога ни одной знаменитой балерины.
Они танцевали в Индии, Китае и Перу. Ездили поезда, которые по удобству мало чем отличались от повозок для скота. И танцевали в невообразимых условиях. В амбарах, на базарных площадях. Во многих городах, куда приезжала Павлова, не было ни здания театра, ни подходящего концертного зала. Поэтому были построены сцены под открытым небом, а Павлова выступала на воздухе, также под дождем и ветром, позволяя красивым нарядам угаснуть и растворить декорации.
Она по праву стала самой известная балериной в мире! Париж, Вена, Лондон и Нью-Йорк аплодировали ей стоя. За ней охотились ранние папарацци. Ее руку целовали цари, императоры, короли и наследные принцы после просмотра «Умирающего лебедя».
Если бы она попросила оперный театр установить в ее гримерке золотую ванну или диван, наполненный лебяжьим пухом, это было бы исполнено безоговорочно. Но она танцевала посреди Новой Зеландии и Перу, на каких-то лугах, где люди, сидящие на земле, на мгновение дрожали или кричали от страха, потому что чувствовали, что тело Павловой делает что-то сверхчеловеческое...
И для этих людей она танцевала с такой же самоотдачей, как и для тех, кто сидел в ложах Королевского оперного театра в Лондоне. Никаких спектаклей, никаких отмен и никаких завышенных цен!
Во время гастролей Павлова выступала ежедневно, иногда даже по два раза в день. Балетные туфли меняли без пощады.
Многие танцоры не выдержали нагрузки, трудные переходы и труппа редела. Были и такие, которые после аплодисментов в Вене считали унижением танцевать для аборигенов и козопасов в каком-нибудь тропическом городке, но их тут же выгоняли из труппы Павловой, так как все должны были быть согласны с ее философий.
Ведь сама Павлова была человеком, которого презирали все представители так называемой богемы, — дочерью китобойщика, бедного полуцирюльника. Если вы хотели танцевать на одной сцене с божественной Павловой, вы должны были помнить, что благородный лебедь вылупился из вороньего яйца...
В течение двадцати лет состав труппы менялся практически полностью, остались только два самых выносливых солдата – Анна Павлова и Виктор д'Андре. И их миссия принесла свои плоды. В странах, где классического балета вообще не существовало, после гастролей Павловой создавались первые балетные школы, часто на деньги, пожертвованные самой Павловой.
Простой мальчик из среднего класса из Лимы, столицы Перу, также пришел со своими родителями на шоу Павловой. То, что он увидел, привело его к тому, что он стал танцором, уехал учиться в Европу, и из мальчика вырос сэр Фредерик Аштон – выдающийся, легендарный британский артист балета и хореограф.
Понятно, что все дети, которые видели, как танцует Анна Павлова, не стали известными артистами. Но они увидели мир новыми глазами. Они испытали красоту мечтаний и тоски. Коммерсанты и торговцы тоже испытали их красоту!
Например, в Австралии после отъезда Павловой как грибы после дождя выросли бесчисленные товары, якобы купленные и любимые Павловой – крема для лица, шарфы, обувь и подушки!
Все было украшено этикетками с именем Павловой, стыд и непорочность покоились в глубочайшем сне. А уж вовсе не будем говорить о куклах – балерине Анне Павловой, с которой торговцы игрушками уже сто лет заслуживают королевского богатства...
Январь 1931 г., Гаага. В Нидерланды на поезде прибыла Анна Павлова, которая по дороге из-за технических сбоев была вынуждена провести ночь без дела где-то в глуши страны. Павлова плохо спала. Она ворочалась на груди, пока не решила выйти в поле, чтобы вдохнуть свежий воздух.
Накинув поверх тонкой ночной рубашки свое единственное шелковое утреннее платье, она долго стояла в открытой дверце фургона, глядя в зимнюю ночь. Несколько дней спустя, когда она добралась до Гааги, она спала в своем гостиничном номере в потных лихорадочных кошмарах. Двусторонняя пневмония, жидкость в легких.
Созванный врачебный консилиум признал, что спасти Павлову можно только хирургическим путем. Сорокадевятилетней балерине сообщили, что после операции она, к сожалению, больше не сможет танцевать. Ответ Павловой прозвучал кратко: «Тогда я лучше умру». Ее последними словами были: «Приготовь мой костюм лебедя!» И еще: «Играй последние (оркестровые) удары мягче...»
Большинство балерин в возрасте Анны были на пенсии или сидели в примитивных инвалидных колясках, но хрупкая, физически невыносимая Павлова была действительно в отличной форме, и стареть без возможности танцевать она не собиралось. Она выбрала смерть. Анна умерла за день до запланированного спектакля. Выступление погибшей Павловой никто не отменял.
Зрители собрались и встали на ноги. Все происходило как обычно – играл оркестр, танец сменял танец. Но там, где должна была находиться Павлова на сцене, луч света, испускаемый прожектором, скользил и двигался без человека на сцене.
Это передало весь танец Умирающего лебедя. В зале были люди, которые не стеснялись плакать в голос. Аплодисменты продолжались бесконечно. И тишина за ними была бесконечной. Потому что Лебедь не умерла. Она живет в сознании каждой балерины и каждого любителя балета. А также в том маленьком белом пирожном «Павлова», который всегда заставит нас почувствовать вкус хрупкости, тоски и чего-то очень-очень прекрасного.