Найти в Дзене

Маршал Субаши

В Сочи около библиотеки имени Пушкина есть памятник поэту, смотрящему на море. Недалеко от памятника стоит дуб, некогда привезенный сочинскими поэтами еще небольшим деревцем из Михайловского. Существовала некоторое время традиция, когда литераторы или любители литературы привозили землю из своих родных мест и высыпали у подножья дуба. Следы небольших холмиков и теперь сохранились. Один из них, это дань признательности светочу русской поэзии одного почитателя из Украины. Оказывается, там есть населенный пункт «Данзасовка («Карловка)», откуда и была привезена земля. Интересно происхождение названия. Сам Константин Карлович Данзас навряд ли бывал на Украине, а село названо по имени его двоюродного брата  Карла Карловича- в середине 19 века вице-губернатора Харькова.Константин Данзас-секундант Пушкина на дуэли носил прозвище «Медведь». Вопреки немецко-французским корням, он волшебным образом унаследовал чисто русские черты. Вместо немецкой педантичности Данзас был неуживчив и вспыльчив до

В Сочи около библиотеки имени Пушкина есть памятник поэту, смотрящему на море. Недалеко от памятника стоит дуб, некогда привезенный сочинскими поэтами еще небольшим деревцем из Михайловского. Существовала некоторое время традиция, когда литераторы или любители литературы привозили землю из своих родных мест и высыпали у подножья дуба. Следы небольших холмиков и теперь сохранились. Один из них, это дань признательности светочу русской поэзии одного почитателя из Украины. Оказывается, там есть населенный пункт «Данзасовка («Карловка)», откуда и была привезена земля. Интересно происхождение названия. Сам Константин Карлович Данзас навряд ли бывал на Украине, а село названо по имени его двоюродного брата  Карла Карловича- в середине 19 века вице-губернатора Харькова.Константин Данзас-секундант Пушкина на дуэли носил прозвище «Медведь». Вопреки немецко-французским корням, он волшебным образом унаследовал чисто русские черты. Вместо немецкой педантичности Данзас был неуживчив и вспыльчив до крайности. Вместо рекламируемой французской лёгкости он обладал чисто русской обострённой жаждой справедливости. Константин Карлович вполне реально воспринимал себя и свои человеческие черты с их плюсами и минусами и решил, что жизнь на чемоданах в поисках «настоящего дела» -это его участь. Вся жизнь лицейского друга великого поэта перевернулась после дуэли, где он был секундантом Пушкина. Умирающий Александр Пушкин подарил на память Данзасу кольцо с бирюзой в знак признательности за его преданность. Константин дорожил этим кольцом, он никогда с ним не расставался. Именно Данзасу поэт продиктовал все свои долги, именно Данзасу он доверил сжечь некоторые свои бумаги. Что именно содержали эти документы, неизвестно никому. Умирая, Александр Пушкин просил заступиться за Константина Данзаса и назвал его братом. Жена Пушкина, Наталья Николаевна, написала прошение Николаю I и просила государя не наказывать Данзаса строго. Вся дальнейшая жизнь преданного секунданта сопровождалась мыслями о последних днях друга, скорбью и болью от невосполнимой потери.

Кавказская война была для Константина Данзаса частью его военного пути. К началу июля 1839-го года в Сочи была закончена постройка Головинского форта. И 6-го июля войска начали посадку на корабли эскадры, чтобы продолжить экспедицию. В составе войск был и Данзас со своим батальоном «тенгинцев». Год стал как для Данзаса, так и для всего Черноморского побережья необычайно тяжёлым. Гарнизоны укреплений снабжались из рук вон плохо, само состояние фортов оставляло желать лучшего. Смертность от болезней едва ли не превышала смертность от перестрелок. Всё это время «тенгинцы» провели в тяжелейших походах. 29-го июля 1841 года началась масштабная бомбардировка форта Навагинский, вызвавшая пожары. Существуют редкие документы, свидетельствующие о том, что у Константина Карловича помимо способностей к музыке и живописи был еще талант проектировщика сложных военных сооружений. Один из краеведов обнаружил в российских архивах чертежи проектов некоторых черноморских фортов с подписью К.К. Данзаса. Однако, свое прозвище «Маршал Субаши» Константин Данзас получил не из-за участия в строительстве форта Головинский. А за свои отвагу и решительность в бою на северном фланге Черноморской береговой линии во время Кавказской войны. Во время сражения в устье рек Шахе и Субаши Данзас проявлял чудеса храбрости Был и такой случай. К форту стекались войска неприятеля. Атака черкесов велась с помощью гранат, в результате «взлетел на воздух» один из блокгаузов. Угроза нависла над пороховым погребом. Одним из первых к пожарищу ринулся Константин Карлович. Рискуя угодить под вражеские ядра, Данзас принялся тушить пламя, которое в любую секунду грозило поджечь порох и запас гранат. Большими усилиями потушив пожар, русский десант, прибывший на кораблях по морю, оказался в осаде, как и гарнизон. Однако известный своей решительностью и спокойствием Данзас личным примером не позволял даже намёка на панику. При себе он хранил кольцо с бирюзой, которое Пушкин снял со своей руки и оставил ему. Согласно поверью, это был талисман от насильственной смерти. Оригинален и непредсказуем Данзас был во всем. После боёв любил отвлечься и приободрить молодых офицеров остротами, обожал хороший стол и дружеские посиделки. Таким его многие и запомнили: «…лежащим на ковре, играющим в карты и отпускающим каламбуры». Он часто обвинял себя в том, что не сумел сохранить жизнь товарищу, сраженному пулей на Черной речке. Данзас превратился в грустного, подавленного человека. Генерал-майор Константин Данзас ушел из жизни 15 февраля 1870 года в возрасте 69 лет. Он был абсолютно одинок.

Бюст А.С.Пушкина возле библиотеки его имени
Бюст А.С.Пушкина возле библиотеки его имени
Константин Данзас-секундант на дуэли поэта
Константин Данзас-секундант на дуэли поэта
Офицеры в форте Лазаревский: Лев Пушкин, Константин Данзас, Александр Одоевский, Николай Лорер.
Офицеры в форте Лазаревский: Лев Пушкин, Константин Данзас, Александр Одоевский, Николай Лорер.