Первая трансатлантическая парусная гонка яхт-одиночек началась 11 июня 1960 г.
Это была первая парусная гонка через Атлантический океан, проводившаяся с востока на запад – против господствующих западных ветров.
Пятеро участников стартовали из Плимута (Англия). Победителем оказался самый старший из них – 58 летний англичанин Френсис Чичестер, который пришел в Нью-Йорк через 40 дней. Яхта Чичестера – «Джипси Мот III» - была самой большой из участвовавших в этих соревнованиях; обычно она выходила в море с командой из шести человек.
Наибольшая длина яхты – 12,06 м; длина по ГВЛ – 8,53 м; ширина – 3,09 м; осадка – 1,95 м; высота мачты 17,6 м; площадь парусов – 74 кв.м.
Вторым на 8 дней позже Чичестера – закончил гонку Х. Хазлер. Его яхта «Джестер», построенная в 1952 г имела в длину7,62м; длина по ГВЛ – 6,1 м; ширина 2,22 м; осадка 1,23 м; водоизмещение – 2,5 т; площадь парусов 22,5 кв.м. Обводы ее характерны для шведских яхт типа «Фольксбот». На момент гонки- это была самое маленькое судно, пересекшее Атлантический океан.
Льюис на своей 5 тонной яхте «Кардинал Вертью» пришел в Нью-Йорк третьим. Яхта Хауэлса «Эйра» закончила гонку четвертой. Последним закончил плавание француз Ж.Лакомб: его яхта»Кап Горн» пришла в НьюЙорк на 75-й день после старта в Плимуте.
Участники гонки имели на борту провиант и воду на 60 дней и неприкосновенный запас еще на 20 дней. На всех яхтах были радиостанции.
Чичестер взял много консервированных продуктов. Хазлер предпочел им свежую пищу и солонину. К концу путешествии Хазлер сам молол муку, месил тесто на морской воде, которая по его словам, содержит идеальное количество соли, и пек «лучший хлеб, который ему, когда-либо приходилось пробовать». Льюис полагался исключительно на обезвоженную пищу, выпускаемую Британским министерством сельского хозяйства.
Хауэлс, кроме обычных продуктов взял в поход большой запас особой настойки – «Лонг Лив», которая готовится из яиц, растворяемых вместе со скорлупой в соке лимонов и рома(дюжина яиц на шесть лимонов и две бутылки рома).
Яхты с одинокими мореплавателями не эскортировались никакими другими судами. Единственными сведениями о ходе соревнования оказались лаконичные записи, которые участники заносили в свои судовые журналы. Чичестер пробыл в море более четырех недель, прежде чем ему удалось установить радиосвязь с внешним миром через станцию на мысе Рейс.
У каждого участника был свой взгляд на выбор наиболее целесообразного маршрута. Хазлер считал, что лучше всего идти как можно дальше к северу, чтобы иметь возможность воспользоваться попутными восточными ветрами. Во время плавания его отнесло почти к берегам Гренландии, ноотстал от Чичестера всего на 480 миль. Хауэлс и Лакомб выбрали путь, по которому Атлантический океан обычно пересекают небольшие пароходы. Этот путь проходит к югу от Азорских островов, а затем вдоль 36-ой параллели и пересекает в северо-западном направлении Гольфстрим.
Чичестер и Льюис плыли по самому короткому, но и самому трудному маршруту. На протяжении 2000 миль им приходилось бороться с встречным атлантическим течением (продолжение Гольфстрима), имеющим среднюю скорость 0,4 узла. Путь яхт пересекал зону айсбергов, имеющую ширину около 550 морских миль.
Когда начиналась гонка метеорологи пресказывали ветер в 5 баллов с усилением до 6-7 баллов. Чичестер таки невстретил хорошей погоды до конца плавания.
«Я должен признаться, – писал он – что сильно ошибся в предположениях об этой гонке. Я совсем не думал, что мне придется менять паруса каждый час в течении столь продолжительного времени. Все время, пока я нахожусь на палубе, я должен оставаться в ременной сбруе, прикрепленной к страховому лееру – это я обещал жене. Кто-то великодушно подарил мне великолепный красно-белый спасательный буй. Но беда в том, что если бы я упал за борт, мне нужно было бы сперва добраться до яхты, вскарабкаться на борт и бросить самому себе этот буй…»
Через 15 дней после выхода в море Чичестер попал в самый сильный и продолжительный шторм за время плавания. Скорость ветра достигала 160 км/ч, а кренометр порой показывал 55 градусов. Авторулевой был поврежден.
«Я ожидал, что на мою долю придется только одна буря за все время путешествия – писал Чичестер, - и хотя я предполагал что имеется всего 10-процентная возможность встретиться с туманом на протяжени1600 миль, я совсем не ожидал, что мне придется проплыть в тумане 1400 миль.
Я никогда ни попытаюсь выйти в море без самодействующего рулевого устройства. Оно дает двоим людям, скажем, мужу и жене, возможность нормально отдыхать во время плавания вместо того, чтобы днем и ночью стоять у руля. Говорят, что, когда чета искок совершала кругосветное плавание, муж и жена почти никогда не видели друг друга, потому что всегда один из них стоит на руле, а другой спал.
Я думаю, что моя яхта слишком велика для плавания в одиночку. Паруса и гик слишком велики для управления ими в бурную погоду. Но цель состязания и состоит в том, чтобы определить наиболее быстроходную океанскую гоночную яхту, которой может управлять один человек».
Несмотря на несколько пессимистическую оценку возможностей своей яхты, летом 1962 г Чичестр совершил на ней второе трансатлантическое плавание. На этот раз «Джипси Мот III» достигла берегов Америки всего за 30 дней после выхода из Англии, установив тем самым новый рекорд в этой своеобразной гонки.
Подпишитесь на канал