В полдень 25 апреля 2014 года по просёлочной дороге, пролегавшей вдоль лесного массива Брингалили на северо-востоке Австралии, ехал велосипедист Мартин Пирсон. Это был финальный этап его 9-дневного заезда на выносливость, в ходе которого он уже преодолел почти 1500 км и теперь направлялся в сторону своего дома. Ему оставалось проехать последние 300 км, но роковое стечение обстоятельств поставило крест на его планах.
На протяжении всего пути следования Мартина Пирсона сопровождала его жена Сэнди Вигар. Женщина передвигалась за рулём автомобиля и была ответственна за то, чтобы обеспечить супруга свежей едой и напитками во время его остановок. В тот день они условились, что переночуют в городе Дэлби, и Вигар поехала вперёд, чтобы успеть подготовить к приезду Мартина гостиничный номер и накрыть стол. Не успела она добраться до места назначения, как на телефон поступил страшный звонок. Сэнди известили, что её муж только что погиб.
Доктор Пирсон
Мартину Пирсону был 61 год, большую часть своей жизни он посвятил заботе о животных. Практикующий ветеринарный анестезиолог, профессор университета в Квинсленде, автор нескольких научных работ по ветеринарии, он был очень сострадательным человеком и просто не мог пройти мимо, если кто-то нуждался в помощи. Некоторые пациенты доктора перебрались жить в его дом и стали полноценными членами семьи. Собаки, кошки, мелкие грызуны и даже ягнята, Мартин любил их всех.
Досуг Пирсон предпочитал проводить за велопрогулками по живописным местам Австралии, прекрасная физическая форма позволяла ему с лёгкостью преодолевать большие расстояния. Особое внимание доктор уделял безопасности во время движения: старался передвигаться по просёлочным дорогам, обязательно надевал защитную амуницию, имевшую светоотражающие детали.
На пустынной дороге недалеко от крошечного городка Инглвуд неизвестный сбил Мартина Пирсона и скрылся с места ДТП. Удар был такой силы, что вещи доктора разлетелись на расстояние 30-40 метров, а велосипед был практически намотан на дорожное ограждение. Тормозной путь отсутствовал, то есть водитель даже не пытался избежать столкновения. При таких условиях защитная экипировка ничем не могла помочь велосипедисту, он погиб на месте.
Штат полицейского участка Инглвуда, население которого составляет менее 1000 человек, состоял всего из 3 сотрудников. Двое из них, сержанты Мэтт Шоу и Тим Хоффман, отправились к месту ДТП, чтобы найти улики, которые помогут идентифицировать автомобиль и его водителя.
"Это было ужасно. Солнцезащитные очки, бутылки с напитками и всякая мелочь усеяли всю дорогу. У меня было такое чувство, что тот, кто это сделал был уверен, что деревенские копы просто не будут его искать и ему всё сойдёт с рук", — Мэтт Шоу о начале расследования.
Улики
Среди вещей, разбросанных по дороге, полицейские обратили внимание на потрескавшуюся фару марки Lightforce, лежащую на большом кусте травы. Очевидно, осветительный прибор просто вырвало из кузова авто при ударе. Lightforce — местный производитель фар для внедорожников и грузовиков, поэтому искать виновника ДТП предстояло среди водителей именно больших машин, что несколько сужало круг поиска.
Велосипед доктора был оборудован GPS, что позволило установить точное время аварии. Согласно данным прибора, в тот день Пирсон двигался со средней скоростью 25-30 км/ч, но в 15:14 скорость резко упала до 0.
Ещё одной подсказкой стал кроссовок Мартина Пирсона, на котором обнаружилась потёртость синего цвета. Когда сыщики обратились к жене погибшего, она заверила, что ранее таких следов на его обуви не было. То есть, вероятнее всего, этот след был оставлен автомобилем, сбившим доктора. Вот и всё, что имело в своём распоряжении следствие на начальном этапе.
Полиция обратилась к населению и попросила откликнуться водителей, на транспортных средствах которых по какой-либо причине отсутствует фара, а также тех, кто проезжал в тот день мимо Инглвуда. Несколько человек позвонили в участок, но настоящий виновник просьбу проигнорировал. Желая хоть как-то помочь в расследовании, Джон Пирсон, родной брат Мартина, поехал по близлежащим населённым пунктам, обходя пешком одну улицу за другой, он надеялся увидеть большое синее авто без фары. Но поиски ни к чему не привели.
Проверка заправок и станций технического обслуживания тоже не дала результата, никто из сотрудников не припомнил, чтобы через них проходили подобные автомобили. Последней надеждой сыщиков оставалась станция фиксации трафика (аналог российского Платона), расположенная в 8 км от места ДТП.
Просматривая видеозаписи станции, сержант Шоу обратит внимание на тягач марки Freightliner Argosy, направлявшийся в сторону Инглвуда. По времени получалось, что он должен был проехать место столкновения с велосипедистом как раз тогда, когда произошло ДТП. И хотя автомобиль был белого цвета, его стоило проверить.
Обратившись к базе данных, полицейские выяснят, что в округе зарегистрировано всего 3 таких тягача. Два из них принадлежали некоему Джеффри Слеба, владельцу крупного бизнеса, связанного с хранением и перевозкой зерна. За 6 лет до описываемых событий он уже был причастен к гибели человека, но тогда ему всё сошло с рук.
Джеффри Слеба и скелеты в его шкафу
Поздним вечером 24 апреля 2008 года Слеба позвонил в полицию и рассказал, что его жена Линн только что погибла от выстрела из дробовика. Прибывшие на место патрульные нашли женщину на полу гаража, находящегося возле большого семейного дома, она получила огнестрельное ранение в спину. Возле неё был рыдающий Джеффри Слеба.
В своих показаниях полиции он пояснил, что около 21:00 заметил в своём гараже восточную коричневую змею и решил позвать жену, чтобы вместе найти её и убрать с территории. На всякий случай Джеффри прихватил с собой из дома заряженный дробовик. Войдя в гараж, они начали осматривать его. Оружие в это время было снято с предохранителя. Линн шла впереди. В какой-то момент Джеффри почувствовал, что змея проползла по его ноге, он испугался и машинально нажал на спусковой крючок. Выстрел пришёлся между лопаток его жены.
Для справки: восточная коричневая змея — вид ядовитых змей семейства аспидов, обитающая в Австралии, Папуа-Новой Гвинее и Индонезии. По токсичности яда занимает второе место среди всех сухопутных змей.
На предварительном следствии коронер Тина Превитера заслушала показания экспертов по оружию, которые заявили, что использование дробовика в закрытом помещении с бетонным полом было "рецептом катастрофы". Тем более, немыслимо было приводить оружие в боевую готовность при идущем впереди человеке.
Показания дали четыре эксперта по змеям. Все они назвали версию Слебы "крайне маловероятной". Жанетт Ковачевич, старший куратор отдела позвоночных в Музее Квинсленда, сказала, что ни один специалист никогда не видел восточную коричневую змею, активную ночью при такой низкой температуре (во время гибели Линн температура воздуха была +11 градусов). На вопрос, могла ли, к примеру, собака потревожить змею, она ответила: "Эта собака была бы мертва".
Несмотря на то, что такие показания ставили версию Джеффри под очень серьёзные сомнения, коронер пришла к выводу, что "улик, доказывающих преступную халатность, не хватило, а мотива для предумышленного убийства не было", и отказалась передавать дело в суд. Проще говоря, за убийство собственной жены Слебе ничего не было. Вообще ничего.
Вновь под следствием
"Я не понимаю, о чём вы говорите", — такими словами встретил Джеффри Слеба полицейских, приехавших обыскать его гараж. Даже когда они нашли одиночную фару Lightforce, имевшую следы эксплуатации, он утверждал, что понятия не имеет почему подозрения пали именно на него.
В распоряжении следствия оказались записи с камеры видеонаблюдения, расположенной вдоль трассы, по которой Слеба обычно развозил зерно. На кадрах было видно, что за день до наезда на Мартина Пирсона тягач Слебы имел обе фары, а через два дня после ДТП фары полностью отсутствовали. Объяснить такие метаморфозы подозреваемый не смог.
Последние сомнения в виновности подозреваемого рассеялись, когда был осмотрен сам автомобиль. Возле левого брызговика находилась характерная потёртость, а сам брызговик имел синюю кайму. Таким образом решился вопрос как на кроссовке доктора Пирсона остался синий след, хотя автомобиль Слебы был белым.
Суд
На суде по делу о смерти Мартина Пирсона, открывшемся в феврале 2018 года, Джеффри Слеба настаивал на том, что не помнит момент столкновения. Защита представила доказательства того, что у подсудимого в то время было недиагностированное тяжелое обструктивное апноэ, и он мог заснуть, не осознавая этого. "Он уехал, потому что не знал, что сбил человека", - предположил адвокат Джефф Хантер.
Прокурор в свою очередь напомнил, что удар при столкновении был большой силы, поэтому маловероятно, что он мог остаться незамеченным даже для водителя массивного грузовика. К тому же манипуляции с фарами были произведены Слебой не просто так.
Судья Линн Клэр, выслушав доводы обеих сторон, сказала, что у неё не осталось сомнений в том, что подсудимый знал, что сбил велосипедиста. При вынесений наказания она намерена была учесть такие смягчающие обстоятельства как наличие на иждевении четверых детей и стресс от гибели их матери, который, согласно заключению психолога, до сих пор преследовал Слебу.
Джеффри Слеба был признан виновным в опасном вождении транспортного средства, которое повлекло смерть человека, его ждало три года тюрьмы. Таким образом, бизнесмен, убивший собственную жену и уважаемого доктора, фактически дважды вышел сухим из воды.