Жителей Узбекистана, которые не знают языка республики, назвали оккупантами или идиотами
«Чтобы МИД России ничего не понял», — известный узбекистанский блогер предлагает местным популярным медиаперсонам отныне писать и говорить публично только на узбекском. Ранее МИД РФ вызвал посла Бортижона Асадова после скандальных заявлений ректора Университета журналистики и массовых коммуникаций Республики Узбекистан Шерзода Кудратходжаева. Подробности — в материале постоянного автора «БИЗНЕС Online», востоковеда Азата Ахунова.
Узбекские страсти
В Узбекистане вновь кипят страсти. Как будто кто-то невидимый подливает масла в огонь. На День всех влюбленных здесь обменивались не валентинками, а взаимными обвинениями, и дело дошло до дипломатического скандала.
Как рождаются межнациональные конфликты? Оказывается, порой на ровном месте. Достаточно одного косого взгляда, брошенного невзначай обидного слова. Пару недель назад всех возмутило высказывание в эфире российского НТВ историка-консерватора Михаила Смолина, который заявил, что «узбеков никогда не существовало до революции». И вот теперь прозвучал узбекский ответ Чемберлену.
Накануне праздника ректор Университета журналистики и массовых коммуникаций Республики Узбекистан Шерзод Кудратходжаев в интервью YouTube-каналу AlterEgo заявил, что жители Узбекистана, которые не знают языка республики, являются «оккупантами или идиотами».
В своем высказывании он подразумевал жителей бывшего Советского Союза, которые приехали в 1966 году в Узбекскую ССР для помощи в восстановлении Ташкента после мощного землетрясения. По словам Кудратходжаева, тогда в республику хлынуло большое число заключенных из русскоязычных республик, которые остались в УзССР», но не стали учить национальный язык.
49-летний Кудратходжаев — фигура заметная в Узбекистане, он имеет богатый бэкграунд и знает жизнь политического закулисья не понаслышке. В 1998 году стал директором телеканала «УзТВ-4». C 1999 года руководил пресс-службой ЦИК Узбекистана. С 2000-го по 2005-й являлся главным консультантом аппарата президента Республики Узбекистан. В 2005–2008 годах был пресс-секретарем Шавката Мирзиёева (занимавшего тогда пост премьер-министра Узбекистана).
В скандальном интервью он приоткрывает много секретов, особенно касательно личности первого президента Узбекистана Ислама Каримова, с которым плотно работал на протяжении ряда лет. Рассказывает о преследованиях со стороны всесильной тогда службы национальной безопасности (СНБ). Также он делает обширные экскурсы в историю. По мнению Кудратходжаева, «России не было бы, если бы Амир Тимур в свое время не разгромил бы Тохтамыша».
«Очень плохо воспитали его родители»
В этот раз последовала достаточно резкая реакция со стороны Москвы. Министерство иностранных дел России вызвало посла Узбекистана Бортижона Асадова после заявлений ректора Университета журналистики и массовых коммуникаций. В министерстве сообщили, что Кудратходжаев «в крайне оскорбительной и абсолютно неприемлемой форме» выразился о жителях Узбекистана, не владеющих языком республики: «Констатировано, что содержание и тональность подобных ремарок находятся в полном противоречии с отношениями углубленного стратегического партнерства и союзничества, которые связывают Россию и Узбекистан и получили дальнейшее поступательное развитие в результате встречи лидеров наших стран в октябре 2023 года в Москве».
В ведомстве выразили убеждение, что с рассуждениями Кудратходжаева не согласно подавляющее большинство населения Узбекистана. «Убеждены, что любые попытки изнутри или извне поссорить народы наших стран обречены на провал», — говорится в сообщении.
И это была еще мягкая реакция. Руководитель Россотрудничества Евгений Примаков заявил, что возглавляемая им организация прервала контакты с Кудратходжаевым в связи с его антироссийскими высказываниями. «Растущий торговый оборот между нашими странами, туризм, ценности дружбы, взаимопомощи, объединяющая нас историческая память о Великой Отечественной войне, восстановлении Ташкента после землетрясения, — все это и многое другое каждую минуту подтверждает, что русофоб Кудратходжаев — простой отщепенец, которого, очевидно, очень плохо воспитали его родители», — заключил он.
Необходимо добавить, что это не первый случай такого рода, связанный с фигурой Кудратходжаева. Осенью 2018-го он также оказался в центре скандала, после появления в сети видеоролика, который буквально взорвал интернет, распространился по социальным сетям и мессенджерам, набрав за день сотни тысяч просмотров. В этом коротком видео ректор вуза упрекает женщину в незнании государственного языка и требует говорить на узбекском, т. к. всю жизнь «ела узбекский хлеб». Жительница и активистка района, 60-летняя Татьяна Закирова, к которой были обращены реплики Кудратходжаева, в ответ сказала, что будет жаловаться, тогда незнакомец послал ее за этим к президенту Российский Федерации.
Спустя сутки Кудратходжаев посчитал необходимым отреагировать на скандальный ролик и объяснил, как, по его версии, все было. Начал ректор университета со слов, что это было в августе и стояла жара. Также он сделал акцент на том, что минутный ролик был вырван из контекста и является ничем иным, как провокацией. Далее ректор вуза добавил, что он в совершенстве владеет русским языком, а его оппоненты, живя здесь десятки лет, могли бы понимать государственный язык хотя бы на бытовом уровне. Пострадавшая от выходки Кудратходжаева Закирова подала заявление в прокуратуру, но в итоге ответа не последовало — дело было замято.
«Это результат не решаемых десятилетиями вопросов»
В этот раз в самом Узбекистане реакция на высказывания публичной фигуры была не совсем однозначной. Раньше на подобное публика реагировала крайне отрицательно — как на явное проявление национализма. Таких откликов было достаточно. Например, известный кулинарный писатель, уроженец Ферганы Сталик Ханкишиев в своем видеоблоге заявил, что ректор Университета журналистики и массовых коммуникаций «оскорбил память близких, а также тех людей, которые из самых лучших побуждений приехали восстанавливать Ташкент после землетрясения 1966 года».
Тем не менее в поддержку ректора высказалось немало известных «лидеров мнений». Например, политолог Камолиддин Раббимов полагает, что Кудратходжаева не совсем правильно поняли, речь не идет о русофобии. Якобы узбекский язык должен выполнять функцию интегрирующей силы, которая призвана объединить все народы независимого Узбекистана. Он же полагает, что московские турбопатриоты не совсем четко понимают ситуацию в его стране, проецируя на нее украинский кейс. Раббимов отмечает, что никакой «Анти-России» в Узбекистане нет и не будет — Центральная Азия не ведет тайной борьбы против Москвы.
«Возникшая проблема, — говорит политолог, — это результат не решаемых десятилетиями вопросов перехода на латиницу, повсеместного введения узбекского языка в качестве государственного и т. д.». Раббимов говорит, что государственные институты должны реагировать максимально хладнокровно на заявления из Москвы, не поддаваться на провокации.
Другой известный узбекский журналист и блогер, Никита Макаренко, который обычно продвигает западную повестку, также полагает, что власти Узбекистана не должны реагировать на заявления официальных лиц в Москве. «Мы суверенное и независимое государство, — говорит он. — И не должны терпеть какого-либо вмешательства в наши внутренние дела». По его словам, будучи русским, он не видит ущемления русского языка, поэтому тот «не нуждается в защите». И вообще, по его словам, надо писать всем по-узбекски, «чтобы МИД России ничего не понял».
В Узбекистане нет проблем с русским языком
В современном Узбекистане нет проблем с русским языком. Это значит, что на нем можно не только свободно разговаривать, но и использовать в образовательном процессе, при обращении в официальные органы и т. д. Русский язык здесь все еще в ходу, в том числе среди городских узбеков, и это несмотря на то, что Узбекистан почти моноэтничная страна — процент узбекского населения достигает 85 процентов.
Бытовой национализм встречается, но в качестве исключения, а не правила. В целом отношение к северному соседу и русскоязычному населению не только положительное, но и уважительное. Для «Анти-России» здесь нет никакой основы. И не предвидится. Пока… Но любой, даже самый мощный фундамент можно расшатать, если его планомерно раскачивать.
Выпады со стороны московских медиаперсон в адрес Узбекистана вызывают здесь большую озабоченность, порождают множество вопросов, тем более когда нападки стали происходить, чуть ли не каждую неделю. Народ в замешательстве: за что нас стали ругать, в чем мы провинились?
Как известно, на Востоке не принято выносить сор из избы. Если подобное случилось, значит, произошло что-то экстраординарное. Кто-то на что-то намекает? Каких ждать последствий? К чему готовиться? Вопросы нарастают как снежный ком.
Обида и непонимание копятся. Высказывания ректора Кудратходжаева об «оккупантах» — это отголосок коллективного бессознательного, «оговорка по Фрейду». Нельзя исключать, что это была реакция официальных властей в такой завуалированной форме, устами посредника. В любом случае бить в набат пока еще рано. Ничего катастрофического не произошло. Но межнациональные отношения — это материя тонкая, достаточно искры, чтобы вспыхнул пожар.
А данную проблему необходимо решать прямо сейчас, пока еще не поздно. Путь один — прекратить взаимные и безосновательные обвинения. Надо потушить костер, пока он окончательно не разгорелся.
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции