Семье Фатыховых из поселка Киндери грозит выселение из единственного жилья. Не выплаченные проценты со взятого шесть лет назад кредита вылились в неустойку - 37 миллионов рублей и проданную с торгов квартиру.
В редакцию «Вечерней Казани» обратился мужчина, инвалид второй группы (по психическому заболеванию), Ильдар Фатыхов. Мужчине с супругой грозит выселение из единственного жилья и невероятная сумма неустойки — 37 миллионов рублей. В 2018 году им был взят кредит в «Совкомбанке» под залог недвижимости в размере 508 тысяч рублей. На него семья Фатыховых провела ремонт в более чем скромной квартире, куда они переехали семь лет назад. Квартира им досталась старенькая, в плохом состоянии, но Фатыховы радовались и ей - ведь раньше они жили в комнате в общежитии. Продав комнату и добавив сумму, которую выдало мужчине государство по инвалидности, переехали в поселок.
В «ковидные» годы Фатыхов не мог выплачивать кредит из-за того, что лишился работы. В добавок от стресса у мужчины обостряется психическое заболевание и он попадает в психо-неврологический диспансер. В попытках исправить ситуацию с кредитом, обращается в банк для заключения мирового соглашения. Однако после вновь заболевает и лишается работы.
В совокупности банку он отдал 540 тысяч рублей, а вот проценты в размере 502 тысяч не потянул. После череды безрезультатных попыток снизить сумму выплат, просьб отсрочек, банк начинает взыскивать задолженность. В 2022 году по договору переуступки (цессии) кредит Фатыхова переходит третьему лицу — Игорю Лямину. Фатыхов утверждает, что не знал о перекупке долга, хотя банк уверяет, что именно от лица Фатыхова обратились к ним для заключения договора цессии. Здесь сложно понять как было на самом деле, в связи с заболеванием заемщика. На тот момент у него был юрист, который действовал по доверенности. Спустя какое-то время Фатыхову выдают справку, что все обязательства у пенсионера перед банком закрыты.
- Я не понимал тогда почему банк списал мне долг, просто радовался. У них в то время реклама по телевизору шла, что пенсионерам проценты списывают - я подумал может поэтому. А через год получаю повестку в суд, где Лямин мне выставляет неустойку в 37 миллионов рублей и говорит, что теперь это его квартира и нам надо съезжать, - рассказывает Фатыхов.
Мужчина раскаивается, что вообще брал кредит под залог квартиры и утверждает, что даже подумать не мог, к чему это может привести. По его словам, многие документы он подписывал, не вникая в суть и не получая разъяснений.
- Пользуясь моей финансовой безграмотностью сделали мою семью бездомными, - говорит инвалид второй группы. - Игорь Лямин продал мою квартиру на торгах третьему лицу. Вначале выкупил мой кредит, выплатил «Совкомбанку» деньги, потом продал квартиру. А через три года выставил мне неустойку в 37 миллионов. Совсем скоро будет суд о выселении меня и моей жены. Второго жилья у нас нет. Мы пенсионеры. Обращался к Путину, они перенаправили письмо в прокуратуру. Прокурор немного обнадежил меня, сказал бороться до конца, - со слезами на глазах говорил Фатыхов.
Заметим, инвалидность у Фатыхова связана с эндогенным заболеванием, в простонародье с шизофренией. Еще в 2020 году он пытался отменить кредитный договор, но сам же не пришел на судебно-психиатрическую экспертизу по гражданскому делу. Заболевание получил, как утверждает, во время работы еще в 90-х. Работал в надзорном органе, контролировал сдачу домов и не захотел принимать не проходящий по технической документации объект. От всех перипетий угодил в психушку.
Откуда взялись 37 миллионов
Больше всего в этой по сути банальной истории непонятен момент с неустойкой в 37 миллионов рублей и тем, что Игорь Лямин после продажи на торгах квартиры Фатыхова не отдал ему оставшуюся от перекрытия долга и всех затрат сумму.
В «Совкомбанке» нам пояснили, что на момент передачи долга Лямину из общей задолженности (502 тысячи рублей) размер неустойки составлял лишь 8 516 рублей. Получается все последующие суммы (37 миллионов) считал сам Лямин. Пенсионер показал журналисту «Вечерней Казани» ксерокопированный листок с расчетом: сумма долга (502 240 рублей) умноженная на 989 дней (три года) и умноженная на 7,5%. В итоге возникла совершенно дикая сумма в размере 37 миллионов рублей.
- Я видел его (Лямина - прим. «ВК») только один раз на суде, где он мне неустойку выставил. Я даже ему один раз 10 000 отправил, - говорит Фатыхов.
В «Совкомбанке» отмечают, что к подобному расчету неустойки банк никакого отношения не имеет, а схема напоминает мошенничество.
- В июле 2022 года в банк от имени клиента (Фатыхова - прим. «ВК») обратилось третье лицо для заключения договора цессии по кредиту. Банк согласовал цессию за полную сумму долга, в августе 2022 она была проведена, кредитный договор закрыт. Новым взыскателем стал Игорь Лямин, - сообщили в пресс-службе банка. - В феврале 2023 года клиент снова обратился в банк, ему выдали справку том, что задолженность погашена в полном объеме, договор закрыт. В апреле 2023 года клиент снова направил письмо в банк, в котором просил расторгнуть договор цессии на основании ранее выданных документов. В ответе ему сообщили, что задолженность была погашена в результате проведенной цессии, и все вопросы необходимо решать с новым цессионарием.
Адвокат Николай Иванов считает, что схема начислений такой неустойки действительно весьма странная.
- Обычно когда покупают чей-то долг, его покупают за неполную стоимость, обычно меньше (например, если долг пять миллионов, его покупают за два или три миллиона). А после человек, который покупает долг, взыскивает его законными способами в полном размере (это и есть выгода), но не с таким превышением как в данном случае, - говорит Иванов.
Адвокат Фатыхова Альмир Ахатов на данный момент подал иск о снижении суммы неустойки, которая числится в исполнительным листе судебных приставов.
- Дело осложняется тем, что Фатыхов болен и это очень чувствуется. Он половину не помнит, путает, но понятно, что с неустойкой явно что-то не то и тут суд может принять решение о снижении. Также та сторона готова продать Фатыхову его квартиру примерно за два миллиона - но понятно, что у пенсионеров таких денег нет. К слову на торгах квартиру Фатыхова купили за один миллион 400 тысяч рублей, - говорит Ахатов.
Неустойку готовы простить за немедленный выезд из квартиры
В ноябре 2023 года Игорь Лямин продает квартиру Фатыхова на аукционе новому владельцу Александру Мошкову, который настойчиво просит семью пенсионеров немедленно покинуть его собственность. Однако акта о выселении нет - суд состоится в ближайшее время. Для стимулирования скорейшего выезда семьи Мошков отключил им электричество, перерезав провода. На данный момент Фатыховы три месяца живут без света, у них не работает бытовая техника холодильник, стиральная машинка. Участковый только развел руками — квартира владельца, что хочет то и делает.
«Вечерней Казани» Мошков пояснил, что предлагал пенсионерам выкупить у него квартиру за 2,5 миллиона, но те сказали, что не потянут такую сумму.
- Неустойку Лямин готов простить, пока на словах, конечно, но он говорил такое на суде, - объясняет Мошков. - Взыскатель готов простить долг. Но дело не в неустойке, им просто не хочется съезжать. Я готов был ему месяц оплатить съемную квартиру, грузчиков. Я ведь заранее до торгов приходил, спрашивал вы в курсе ваша квартира реализовывается, вы что думаете куда поедете? После торгов пришел, я право зарегистрировал, что будете делать? А он мне говорит, бороться. А до этого вопрос он почему никак не решал, столько возможностей было. Какие тут могут быть ущемления? - удивляется Мошков.
Интересно, что новый владелец квартиры несколько раз говорил, что квартира пенсионеров ипотечная, хотя это не так - они купили ее семь лет назад, вложив причитающиеся государством деньги. Возможно убеждение про ипотечную квартиру связано с тем, что Лямин от продажи квартиры Фатыхова не отдал бывшему владельцу ни копейки.
- По поводу выселения: обычно суд тщательно изучает все обстоятельства. Вначале скорей всего должнику предложат обменять жилье на другое, меньшее по площади, но пригодное для проживания. Пригодное — значит, что оно находится в том же населенном пункте и соответствует нормам площади на каждого проживающего, которые зависят от региона. В зависимости от решения суда заемщик ищет новое жилье сам или его предоставляет кредитор (банк, МФО или другая организация). Для этого квартиру или дом выставляют на торги, затем часть средств от продажи кредитор забирает себе в счет долга, а часть возвращает заемщику, чтобы тот купил или арендовал себе новое жилье, - объясняет адвокат Николай Иванов.
Получается ничего этого не было: ни предложений обмена на меньшее по площади жилье, ни оставшихся от реализации квартиры денег.
В целом, глядя на жилище Фатыховых, думается, что новый владелец жить в ней скорей всего не планирует. Вероятно, основная цель - продажа и прибыль. И да, при всей казалось бы банальной ситуации, остаются вопросы по странным схемам неустойки и торгов. Также совершенно нерешенными остаются судьбы двух пенсионеров, которые хотят спокойно пожить в старости в более чем скромных условиях.
Автор материала: Гузель Касимова