Найти тему
Bookvoezhka

Почему Достоевского отправили на каторгу? Знаменитое письмо Билинского к Гоголю.

Времена, когда жил Достоевский, были очень неспокойными с политической точки зрения. Действовало немало революционеров, которые насаждали свои идеи, и власть, конечно, старалась отлавливать таких политических преступников. Кружок Петрашевского, в котором принимал участие Достоевский, считался особенно опасным. По большей части он состоял из вольнодумцев, но часть из них были настроены крайне революционно. После того как в 1849 г. петрашевцы распространили письма Белинского к Гоголю, всех участников кружка арестовали и приговорили к расстрелу. Виссарион Белинский тогда был под строгим запретом. (Знаменитый русский писатель, литературный критик, философ и публицист).

Всем осужденным объявили о смертном приговоре, в том числе и Достоевскому. Осужденных собрали на Семеновском плаце и приготовили к расстрелу. Они были с мешками на головах и привязанными к столбу. Неожиданно прискакал императорский гонец с вестью о помиловании. Император Николай I помиловал всех осужденных, заменив приговор на сибирскую ссылку.

Один из помилованных сошел с ума, другие тоже получили сильнейшие психологические травмы, а Достоевскому всю жизнь пришлось страдать от этих впечатлений, что отразилось во многих его произведениях.

Достоевский обвинялся в том, что он бывал на их собраниях, принимал участие в обсуждении разных социально-политических вопросов, в частности - вопроса о крепостном праве, восставал вместе с другими против строгости цензуры, слушал чтение "Солдатской беседы", знал о предложении завести тайную литографию и читал несколько раз на собраниях знаменитое письмо Белинского к Гоголю (именно чтение письма было главным обвинением. Достоевский в письме к брату говорил о том, что он уже и не хотел читать.. .Но дал слово. И был вынужден это слово сдержать).

С чего же начался конфликт Гоголя и Белинского?

Написанный Гоголем сборник «Выбранные места из переписки с друзьями» был опубликован в 1847 году. Он подвергся резкой критике даже со стороны давних поклонников Гоголя. Читатели просто не узнали в этой работе прежнего автора. Известный критик Белинский написал негативный отзыв в журнале "Современник" на работу. Больше всего ему не понравилось то, что Гоголь пытается с помощью религии оправдать крепостное право и социальное неравенство людей.

Гоголь расстроился и написал Белинскому письмо, где рекомендовал вдумчиво прочесть его работу еще несколько раз, прежде чем делать выводы. Белинский отправил Гоголю ответное послание. В нем резко критиковалась правящая власть, крепостное право и духовенство.

Те, кто знал о письме и читал его, были осуждены и приговорены к смерти расстрелом в 1849 году. Среди таковых был Достоевский, Дуров, Плещеев и остальные петрашевцы — участники кружка, основанного общественным деятелем Михаилом Петрашевским. Их лишили всех званий и чинов, но в последний момент Николай I помиловал всех и отправил в Сибирь на каторгу. Послание Белинского было под строжайшим запретом, прочтение его каралось законом. И только через 60 лет этот запрет был снят.

Что же такого недопустимого было в этом письме?

Критик не жалел слов и чернил, писал свое мнение о религии в России среди простого народа и о современной власти. Как известно, в те времена запрещено было своеволие и вообще, любое высказывание на данные темы. Но Белинскому было уже все равно, он находился при смерти и позволил себе написать такое письмо.

В строках послания он обвиняет Гоголя в неправоте и пишет все, что он думает о его новых взглядах. Критик пишет, что русский народ не религиозен и в стране процветает атеизм, суеверие. Что молится люд только потому, что надо, а не потому, что он истинно верует. Белинский не постеснялся высказаться и о русской церкви, о попах и их отношении к людям. По его мнению, люди слагают шутки и сказки о попах, так как они являются образом скупости, обжорства и других пороков.

Белинский назвал в своем письме Россию ужасным зрелищем, где общество живет без всяких моральных принципов, у власти стоят грабители и воры, а невиновных осуждают вместо того, чтобы наказывать виновных, если у первых просто нет средств откупиться. Также он добавил свое мнение, что нужно стране, чтобы подняться и стать лучше. По его словам, нужна не религия, а просвещение и гуманность. После прочтения становится ясно, почему письмо отнесли к запрещенной литературе, тем более, приличное количество людей Белинского поддержало. А это уже расценивалось как активное действие против церкви и царя.

Отрывки из письма: "Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов — что Вы делаете?.. Взгляните себе под ноги: ведь Вы стоите над бездною… Что Вы подобное учение опираете на православную церковь — это я ещё понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма; но Христа-то зачем Вы примешали тут? Что Вы нашли общего между ним и какою-нибудь, а тем более православною, церковью? Он первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину своего учения. И оно только до тех пор и было спасением людей, пока не организовалось в церковь и не приняло за основание принципа ортодоксии. Церковь же явилась иерархией, стало быть поборницею неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми, — чем и продолжает быть до сих пор." Вспомнил я ещё, что в Вашей книге Вы утверждаете как великую и неоспоримую истину, будто простому народу грамота не только не полезна, но положительно вредна. Что сказать Вам на это? Да простит Вас Ваш византийский Бог за эту византийскую мысль, если только, передавши её бумаге, Вы не знали, что творили…

Ей (России) нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище… страны, где нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей"