Казаки и «охочие люди» с 16-го века шли в Сибирь за золотом, пушниной и славой. За полтора столетия Россия завоевала огромные земли за Уралом.
Кто и когда начал освоение Сибири
К середине 16-го века Московское царство набрало силу и начало внешнюю экспансию. На западных и южных границах русские рати встречали довольно сильное сопротивление — и крымские татары, и поляки, и литовцы, и шведы были серьёзными противниками, с которыми сражаться предстояло ещё не одно столетие. А вот на восточном направлении открылись многообещающие перспективы. Продвижению мешали лишь осколки Золотой Орды. Но после разгрома Казанского ханства и взятия Иваном Грозным Казани в 1552 г. русские получили путь за Урал из Поволжья.
Об огромных богатых землях на востоке в Московском царстве знали хорошо. Жители русских княжеств проникали в Сибирь по меньшей мере с 11-го века. За Урал ходили, к примеру, новгородские «ушкуйники» (разбойники) и поморы. Уже тогда их манила туда «мягкая рухлядь», то есть пушнина, которая высоко ценилась и дома, и у иноземцев. В середине 16-го в. поток купцов и промысловых (или промышленных) людей, то есть добытчиков пушнины, в Сибирь увеличился. Оказалось, что поживиться на востоке можно ещё и серебром, и солью, которые выменивались у местных народов на другие товары.
Имён первопроходцев 1550—1570-х гг. история не сохранила, хотя забредали они довольно далеко, на земли нынешней Тюменской области и даже дальше. Однако эти экспедиции ещё не имели своей целью экспансию. Всё изменилось в сентябре 1581 г., когда начался легендарный поход Ермака.
Поход Ермака в Сибирь
Военный поход Ермака Тимофеевича положил начало подлинному освоению Сибири. С разрешения Ивана IV и по воле купцов Строгановых, имевших виды на земли в бассейне реки Кама, нанятый ими Ермак «с товарыщи» (около 500 казаков) отправился «воевать вотяков и вогуличь и татар и Пелымские и Сибирские места». Отряд атамана перешёл Урал, выиграл несколько сражений с татарами и в решительной битве 23 или 26 октября 1582 г. заставил войска Хана Кучумы отступить и оставить без защиты столицу Сибирского ханства — Искер (он же Кашлык). Казаки с триумфом вступили в этот небольшой город и взяли богатую добычу — еду, пушнину, золото.Но Кучум бежал. Потеря города для кочевого народа мало значила, войско хана продолжило войну. Население тоже не слишком радовалось пришельцам, ведь казаки начали «обьясачивание» покорённых: обложение их ясаком — данью. Отряду Ермака туго пришлось. Русских то заманивали в ловушки и убивали, то прекращали снабжать продовольствием. Не оставил их в покое и хан. Несмотря на пополнение, отправленное царём (около 300 человек), дружина казацкая таяла. Летом 1585 г. Кучум нанёс Ермаку смертельный удар. Ночью на 6 августа 1585 г. татары напали на лагерь казаков: «И подсмотреша нечестивыя и нападоша на станы их нощию, и ужаснушася от нечестивых и в бегство приложишася, а ным на станах побитым и кровь свою пролиша». Раненый Ермак бросился в реку Вагая, пытаясь спастись, но боль и тяжесть панциря его погубили. Атаман пошёл ко дну. «И на том деле убиенным Ермаку еже изволи Бога живот скончати, вечная память большая и возглас большой», — говорит летописец.
Ясак — натуральный налог, который русские колонизаторы взимали с сибирских народов: пушниной и моржовым клыком, реже — рыбой, оленьими шкурами, скотом.
Коренное население Сибири во время похода Ермака Тимофеевича
Когда Ермак пришёл за Урал со своей дружиной, всё население Сибири составляло около 200 тыс. человек, и рассредоточено оно было на огромной территории. Это татары (предположительно, так как точных сведений о происхождении тюркского населения Сибирского ханства нет), ханты-мансийские народы, ненцы, киргизы, буряты, якуты, эвенки, тунгусы, каряки, чукчи, эскимосы и другие племена.
Разгром хана Кучума
Гибель Ермака была серьёзной утратой. Но остановить колонизацию она не могла. Москва сохранила власть над завоёванными землями. В 1586 г. русские основали Тюмень, а в 1587 г. — Тобольск, который на полтора столетия стал центром царской власти в Сибири и главной русской военной базой. Поставить под контроль всю Западную Сибирь мешал только Кучум, поймать которого на враждебных и труднопроходимых просторах оказалось непросто. До самого 1597 г. московские послы предлагали ему перейти в русское подданство, «под высокую царскую руку». Ничего из этого не получилось, и пришлось в очередной раз идти «в поход за царём Кучумом». Решающий бой хан дал в 1598 г. в верховьях реки Обь. Отряд головы Андрея Воейкова разгромил его 20 августа в Ирменском сражении; билось около 500 русских против 400 татар. Воины «с полученным богатством и со скотом возвратились здравы». Сибирское ханство прекратило своё существование. Западная Сибирь — от Урала до Оби — стала частью России.
Старый Кучум, кстати, снова сумел ускользнуть, но угрозы уже не представлял, лишь кочевал с последними соратниками по лесам и горам. Примерно через три года его убили — не то калмыки, не то ногайцы, врагов у хана было немало.
Русские остроги в Сибири
Закрепиться на недружественной сибирской земле можно было только с помощью планомерного продвижения и строительства форпостов. Одни лишь походы, даже победоносные — это ещё не освоение земель. Требовалось создавать поселения, привлекать туда всё новых служилых и «охочих» людей, заселять их. В 1586 г. В. Сукин и И. Мясной основали Тюмень, а годом позже Даниил Чулков заложил возле разрушенного татарского Кашлыка Тобольск — административный, военный и хозяйственный центр в Сибири на протяжении всего периода её завоевания, «столица» края до 1764 г.
Поселенцы шли через Поморье, Пермский край и Поволжье. Уже при Борисе Годунове сибирским чиновникам вменялось в обязанность «пашенных и посадских людей призывать». Жители Поморья, Пермской земли и Поволжья, ярославцы, галичане и костромичи ехали «на льготу охочих людей». В периоды войн и Смуты в Сибирь начали отправлять ссыльных и военнопленных. Так постепенно формировалась социальная база освоения региона.
Ехали поселенцы из европейской части России в так называемые остроги, деревянные крепости с башнями, сложенные, как правило, из набитых землёй срубов и обнесённые частоколом из заострённых брёвен (отсюда и название — от слова «строгать»). А внутри — избы служилых людей, церковь, арсенал, склады. Так выглядели практически все новые русские поселения в Сибири в 16−18 вв. Со временем некоторые из них расширялись и превращались в города.
Шаг за шагом, острог за острогом, колонизаторы покоряли всё новые земли: приходили, строили «острожек», защищали его, налаживали транспортное сообщение с другими населёнными пунктами и собирали ясак. Вслед за Тюменью и Тобольском на карте появились Нарым (1596), Сургут и Тара (1594), Томск (1604), Енисейск (1618), Красноярск (1628), Якутск и Жиганское (1632), Верхоянское (1638), Охотский острог (1646), Иркутск (1652), Нерчинский острог (1654) и другие.
Итоги и последствия присоединения Сибири
В результате подвига русских первопроходцев и картографов, военных и дипломатических усилий, движения промышленных людей и крестьян Московское царство узнало, присоединило и начало освоение колоссальных пространств за Уралом — более 13 млн кв. км (сегодня это — около 77% территории страны). Сибирь и Дальний Восток стали неотъемлемой частью России и неиссякаемым источником её богатства: пушнина, соль, медь, селитра, золото и серебро, драгоценные камни, древесина, уголь, нефть, газ, уран, редкие металлы — никель, платина, свинец, кобальт… Михаил Ломоносов, который говорил, что «российское могущество прирастать будет Сибирью», был на сто процентов прав. Российская империя и Советский Союз черпали из Сибири ресурсы, которые позволяли компенсировать несовершенство политической системы государства и качество его экономики. Достаточно вспомнить недавнее прошлое. Сибирские запасы металлов, угля, нефти и газа, востребованные заграничными покупателями, спасли от краха плановую экономику СССР в 1970-е годы; они и теперь обеспечивают Россию энергией и промышленным сырьём, а в течение трёх постсоветских десятилетий обеспечивали её экономику доходами, позволявшими насыщать рынок импортными товарами.