В ночь на 18 мая под прикрытием крейсеров «Рюрик», «Богатырь» и «Олег» эсминцы «Новик», «Гром» и «Победитель» совершили там же внезапный набег на немецкий конвой и, применив впервые в истории залповую стрельбу торпедами по площадям, потопили вспомогательный крейсер «Герман» водоизмещением 4000 т, 2 вооруженных траулера и несколько транспортов…В ходе войны Балтийский флот, несмотря на недостаточную подготовленность к ней и значительный перевес Германии в морских силах, сумел сохранить свои основные стратегические позиции на театре и нанести противнику большой урон. Германский флот потерял на Балтике 53 боевых корабля и 49 вспомогательных и транспортных судов, в том числе 8 крейсеров, 26 эскадренных миноносцев и миноносцев, 13 тральщиков. 28 боевых кораблей, среди которых 5 линейных кораблей, 5 крейсеров, 10 эскадренных миноносцев и 3 транспортных судна, получили серьёзные повреждения.
«Дважды Краснознамённый Балтийский флот», 1990 г.
Гречанюк хитроумно сочетает прямое враньё с искажающими реальность умолчаниями. Описывая боевые действия на Балтике в 1914-1917 гг. он почти полностью игнорирует операции британских подлодок за единственным исключением: признаёт повреждение субмариной Е-1 германского линейного крейсера «Мольтке» 19 августа 1915 года. Однако в реальности Е-8 потопила 23 октября 1915 года броненосный крейсер «Принц Адальберт» (который 2 мая повредила Е-9) , а Е-19 – 7 ноября 1915 года лёгкий крейсер «Ундине».
Российские подводники ни одного боевого корабля противника на дно не отправили. Зато наши минные заграждения оказались весьма эффективными. Однотипный с «Принцем Адальбертом» броненосный крейсер «Фридрих Карл» затонул, подорвавшись на двух минах 17 ноября 1914 года, а лёгкий крейсер «Бремен» 17 декабря 1915 года. Лёгкий крейсер «Газелле» подорвался 23 января 1915 года, доплыл до родных берегов, но снова в строй не вступил – ремонтировать безнадёжно устаревший корабль сочли нецелесообразным.
Наконец, гибель лёгкого крейсера «Магдебург» вообще нельзя записать на счёт, какого-либо из союзных флотов. Потому что он выскочил на камни 26 августа 1914 года у острова Оденхольм (ныне Осмуссар) и ввиду невозможности с них слезть, был подорван экипажем, большую часть которого успел снять V-26. Подошедшая русская эскадра расстреляла развалины «Магдебурга», пленила остатки команды и самое главное – захватила сигнальные книги. Это позволило разгадать шифр, использующийся на германском флоте.
На этом список исчерпывается. Переделанный из рудовоза «Герман» в него не входит, поскольку, как и видно из названия, является не полноценным боевым кораблём, а вооружённым гражданским судном. Тем не менее, Гречанюк это корыто учитывает, а заодно сочиняет о потоплении траулеров и транспортов, по которым наши эсминцы не попали. Потому, как не считай, выходит всего 6 крейсеров, из которых на счету наших моряков только половина.
Похожая ситуация и по транспортам. Британцы направили на Балтику 9 подлодок, которые потопили и захватили 13 пароходов общим водоизмещением около 32 тысяч тонн (из них 1 – Е-8, 4 – Е-9 и 8 – Е-19). Балтийский флот имел во время войны 25 подлодок, которые потопили и захватили 9 пароходов, общим водоизмещением около 28 тысяч тонн (из них 4 – «Волк», 2 – «Вепрь», и по одному «Аллигатор», «Кайман» и «Крокодил»). Если учесть, что до перевода на Балтику Е-1 потопила германский тральщик, а Е-9 лёгкий крейсер «Хела» и миноносец S-116, счёт оказывается совсем не в нашу пользу.