Не писать. Это самый простой ответ, но совершенно неправильный. Потому что сам вопрос «Что делать?» возникает тогда, когда писать-то нужно. У кого-то горят сроки и надо сдавать статью, кому-то надо написать пост в свой блог, пока подписчики не разбежались, кто-то начал писать собственную книгу, но навалилась апатия, исчезли все мысли, а заканчивать начатое нужно.
Поэтому я попробую дать вам несколько советов, которые помогут справиться с апатией.
Ждать вдохновения?
Кто-то мне подскажет, что надо поймать вдохновение. Придёт вдохновение, и появятся мысли, которые легко облекутся в слова, и понесётся лихой тройкой яркий интересный текст. Но поверьте моему опыту, которому не один десяток лет, ждать вдохновение бесполезно. Оно не придёт без стимула, без толчка. Вдохновение быстрее приходит к тем, кто работает, а значит, придётся-таки сесть и начать творить. Но ведь не пишется. Замкнутый круг получается: без вдохновения не работается, а вдохновение приходит во время работы.
Просто ждать вдохновение — это плохо работающий способ. Для того чтобы оно пришло, надо создать ему условия. Вопрос – как?
Искать причины?
Чаще всего советуют найти причины «неписца» и устранить их. Это очень логично, только вот тоже далеко не всегда работает. Дело в том, что можно найти причины проблем с творчеством, но все они будут внешние: усталость, множество бытовых дел, которые отнимают массу времени, проблемы на работе или в личной жизни, зависание сюжета в книге и т. д. Все эти причины реально существуют и мешают творчеству. Но эти причины есть у всех, и у тех, кто творит, пишет каждый день, ведёт блоги и издает книги, эти причины тоже найдутся. Тех, кто существует в идеальных для творчества условиях, надо днём с огнём искать.
Главная загвоздка не во внешних причинах, а в отсутствии мотивации. Вот её нужно поискать, а если не найдётся постараться создать. А все виды мотивации сводятся к принципу «кнута и пряника».
Получение вознаграждения — это «пряник». Причём не только деньги, но и признание, слава, даже простая похвала. Увеличение подписчиков и позитивные комментарии могут хорошо стимулировать работу в соцсетях и на Дзене. Так, те, кто выкладывает тексты своих книг «продами» на литературных площадках, обычно больше мотивированы, чем тот, кто пишет произведение целиком, чтобы потом, когда наконец-то допишет, можно было послать в издательство. Хотя испытывает очень смутную надежду в успехе на издательском поле. И это очень слабая мотивация. А временами даже антимотивация, порождающая желание все бросить и заняться чем-то «стоящим». Кстати, это не значит, что пишущие на литературных порталах не страдают от «неписца». Страдают, конечно, особенно если не видят позитивной обратной связи от читателей. Но всё же стимул у них больше.
Избегание наказания. Вольных писателей это мало касается, ибо пишут они по доброй воле. Но вот тот, кто работает по договору (хотя заключает его тоже по доброй воле) и имеет жёсткие сроки, испытывает подчас сильное воздействие этого «кнута». И иной раз он работает эффективнее «пряника». И я не считаю, что такое регламентированное творчество второсортное, нет, оно вполне нормальное и даже более стимулирует повышение мастерства. Те, кто работает в охотку, для себя, менее мотивирован на развитие своих навыков, повышение квалификации, обучение. Зачем, если и так неплохо пишется. Когда пишется, естественно.
Внутренняя мотивация. Первые две группы относятся к внешней мотивации, а вот внутренняя связана не с поощрением или наказанием, а с интересом к самой деятельности. Это как раз касается той ситуации, когда человек не может не писать, так как ему доставляет удовольствие сам процесс. А, например, денежное вознаграждение — это лишь приятный бонус к удовольствию.
Вот эта мотивация — самая устойчивая, так как мало от чего зависит. Но и она может если не исчезнуть, то уменьшиться в определённых условиях. Например, если творчество не приносит успеха, то рано или поздно может наступить разочарование и желание всё бросить. Чтобы этого не произошло, надо подпитывать своё творчество внешними стимулами. То есть писать для собственного удовольствия — это одновременно и хорошо, и плохо. А внешние стимулы — это то, что имеет отношение к внешней мотивации. Значит, если у вас только внутренняя, нет никакой гарантии, что рано или поздно вы не перегорите.
Ситуативный «неписец» — как бороться
Если ничего глобального не происходит, а просто ситуативно лень и не пишется, то можно попробовать два стимулирующего метода.
- Ищите вдохновение в чужом успехе. Можно это назвать завистью, но это реально работает. Посмотрите информацию по литературным конкурсам и их победителям, почитайте о топовых авторах в вашем жанре, познакомьтесь с их творчеством. И скажите себе: «Я же тоже могу так и даже лучше. Так чего же я дурака валяю? Надо писать, пока все плюшки не расхватали».
- Аппетит приходит во время еды, а вдохновение во время письма. Расписывайтесь. Только именно расписывайтесь, а не распечатывайтесь. Письмо ручкой на бумаге прекрасно стимулирует работу мозга и в первую очередь центров творческой активности. Почему так? Тот, у кого росли или растут дети-дошкольники, думаю, слышал о важности развития мелкой моторики руки. Это необходимо детям для активизации работы мозга, для их интеллектуального развития. Потому что на кончиках пальцев у нас большое количество нервных окончаний, своеобразных датчиков, которые поставляют сигналы в разные отделы головного мозга. Раздражение этих нервных окончаний стимулирует мозговую деятельность, причём именно высшую — мышление и воображение.
Помните детские игры с пальчиками: «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила», «Ладушки-ладушки» и другие? Вот они как раз для этого. У взрослого человека свои «игрушки» — сильным стимулятором работы мозга является рисование и письмо от руки, так как рука при этом выполняет сложные движения, которые являются источником разнообразных сенсорных сигналов, идущих в головной мозг. А набирая на клавиатуре текст, вы совершаете однообразные движения. Да, нажимаете вы разные буквы, но пальцы-то этого различия не ощущают.
Поэтому мой совет: не забывайте ручку и блокнот, пишите чаще, получайте от этого удовольствие, недаром раньше было особое искусство каллиграфии. И ещё, по возможности, рисуйте, просто для себя. О пользе рисования для литературного творчества можно почитать вот в этой статье: «Зачем писателю рисовать».