Дорогие друзья, читатели канала, приветствую наш "закрытый клуб" по интересам!
В прошлой статье я завершила рассказ о Восковой персоне Петра Первого, а в этой начнем осмотр трёх уникальных интерьеров Дворца.
Перед нами - чудом сохранившийся первый этаж некогда двухэтажного флигеля "Малые палатки". Это - святая святых дворца, личные покои Государя, Петра Великого.
И в нашей виртуальной экскурсии по его Зимнему дворцу есть одно неоспоримое преимущество. В эти небольшие комнатки (15 - 18 кв. метров), где жил и работал Государь, посетителей не пускают. Осматривать интерьеры покоев можно только вот так, через окна и открытые двери:
А на фотографиях можно рассмотреть те мелкие детали и нюансы, которые, к сожалению, недоступны, если смотришь издалека.
Давайте порадуемся плюсам, друзья! В экспозиции невозможно, например, подойти к столешнице с личными вещами Петра и рассмотреть их.
А мы на фото рассмотрим:
Жилые покои Петра Первого были отделены от основного дворца, выходившего на Неву, небольшим внутренним двориком. Петр I располагался в них обособленно, он не любил, когда ему мешали заниматься государственными делами, не одобрял праздности. Это уединение объясняется тем, что он не просто жил, а активно работал в этих комнатах. Он писал морской устав, чертил схемы будущих кораблей, работал над планом Кронштадта, подписал указ об учреждении Академии наук в 1724 году, принимал послов, вызывал к себе придворных для доклада, отдавал указания - он постоянно занимался делами, ему нужны были тишина и покой. Обслуживали царя всего 12 денщиков, отбирал он их по смышлености и расторопности.
Петр заходил в свои комнаты через проходные сени, и во всех дверях ему приходилось нагибаться. Почему, имея рост 2 м 4 см и, лично занимаясь проектированием своих покоев, он не захотел сделать их выше? Загадка.
Двери и оконные ставни "палаток" очень добротные, дубовые, тяжелые. Сами стекла были маленькими и соединялись свинцовыми переплетами; при императоре стекло было волнистое и переливалось всеми цветами радуги. Такое стекло называлось "лунным".
Оно красиво выглядит и реставраторы могли бы в точности воссоздать подобное остекление. Но для этого музея такой вариант не подходит.
Сейчас в окнах стоит обычное прозрачное стекло для удобства посетителей, через него убранство комнат просматривается лучше.
"Конторка"
Из сеней Петр входил в рабочий кабинет, который называл "конторкой". Царь-исполин всегда работал стоя. Вообще Петр по натуре всегда был таким порывистым, стремительным, когда он шел своим широким шагом - свита бежала за ним трусцой.
Работать сидя за письменным столом - совершенно не в его духе, не в его характере!
Конторка - это стол-бюро, который он сам заказал себе в Лондоне в 1717 году по собственноручно выполненному чертежу. Откидная доска расположена очень высоко, а высота верхней крышки 178 см, это удобно только для человека большого роста. И я так и представляю его в движении... Работал, стоя за "конторкой", потом, размышляя, принимался ходить по комнате, временами возвращаясь к чертежам, делая пометки... и снова кругами по комнате...
"Конторка" - уникальное рабочее место царя-труженика, это подлинный, сохранившийся до наших дней предмет мебели. Исследователи не смогли точно определить, в каком из помещений она находилась. Конторку поместили в комнате, где были обнаружены остатки камина. Где, как не в камине, принято было сжигать секретные бумаги? Значит, это мог быть кабинет.
Конторка сделана из дуба, фанерована ореховым шпоном. Через ручку конторки продета палочка, её высота 2 метра 4 см - это рост Петра, для наглядности:
Рядом с конторкой на стене довольно высоко висит зеркало: царь в него смотрелся. Только он, со своим двухметровым ростом, и мог на себя в него посмотреть!
Зеркало - подарок короля Пруссии Фридриха Вильгельма I.
Еще один королевский подарок Петру стоит на самой конторке - это янтарная шкатулка. Пётр получил много подарков от Фридриха, но взял только зеркало и шкатулку.
На конторке разложено много других личных вещей царя и все они подлинные. Например, зеленая подзорная труба, купленная Петром в Париже в 1717 году.
Она состоит из трех тубусов и складывается. Рядом солнечные и механические часы,
...чернильница, песочница.
Путешествуя по Европе, Петр был впечатлён современными достижениями и новинками технического прогресса. Вернувшись домой и построив новый дворец, он реализовал их в своем доме. Во дворце были центральное отопление и проливная канализация, по свинцовым трубам подавалась горячая и холодная вода.
Об этом Петр говорил так: "Добро перенимать у французов науки и искусства, хотя в Париже и дурно пахнет"! Дурно пахнет - в прямом смысле слова.
В кабинете -"конторке" царь пожелал соорудить первый в России камин:
Не вполне доверяя его возможностям, Петр приказал сложить рядом и традиционную печь; и камин, и печь облицованы расписными изразцами "на голландский манер". На камине стоят две драгоценные китайские фарфоровые вазы.
Они ценились на вес золота, были предметом роскоши, их дарили, коллекционировали. Как раз в петровское время возникает в высших сословиях мода на китайские вещицы.
Над конторкой - живописное полотно "Вид Нового моста в Париже" нидерландского художника Хендрика Моммерса (1623 - 1693):
На стенах "Конторки" уникальные экспонаты: две раскрашенные гравюры, выполненные французскими мастерами Симоно и Лармессеном по картинам Пьера-Дени Мартена-младшего. Они были заказаны Петром Великим в 1720-х годах в Париже: "Битва у деревни Лесная" и "Полтавское сражение".
Полтавская битва - главная битва Петра Великого со шведским королем Карлом XII, которая произошла в 1709 году. На этой гравюре изображен последний этап этой битвы, когда Петр гонит шведов. Шведы бегут, а Пётр на коне (мерин персидской породы по имени Лизетта). Петр в треуголе, в своем замечательном полтавском кафтане, преследует врага.
Перед началом этого сражения шведский король, Карл XII, объезжал русские позиции, и ему попала шальная пуля в пятку. Она вышла из большого пальца, раздробив кость, и шведского короля еще перед началом битвы увозят две лошади в люльке - он уже повержен! А царь Петр впереди, за ним новгородское войско, свистят шведские пули: одна пуля пробивает Петру треуголу, вторая попадает ему в крест на груди, а третья - в арчак в седло, и ни одна пуля не берет русского царя!
Феофан Прокопович, знаменитый новгородский архиепископ, сказал похвальное слово на Полтаву, он в своем слове упомянул: "Сея треугола драгоценнее венцов алмазных и бриллиантовых есть, да убо показывает, с кем есть Господь Бог". И всем было понятно, что если православный царь исполняет Божью волю, Господь его хранит, и ни одна пуля иностранная, вражеская его не возьмет. Петр Великий сам это прекрасно понимал. Невероятно, но в Эрмитаже хранятся и эта пробитая шведской пулей треугола, и полтавский кафтан Петра I, и арчак, и тот самый крест, помятый шведской пулей.
Возле камина лежит чучело любимой собачки Петра, Лизетты. Петр очень любил животных, в комнатах дворца бегали серые мартышки, собаки, жили попугаи, дворец был наполнен живностью. За дворцом находился Зверовой двор, где держали хищников: львов, белых и бурых медведей, рысей.
Петр был страстный собачник, ему дарили животных многие европейские монархи. Чучело левретки Лизетки поступило в Эрмитаж из Кунсткамеры, где хранилось три века и сохранилось до наших дней! На ошейнике Лизетки на серебряной накладке было выгравировано: "За верность не умираю".
Якоб Штелин, собиратель фольклора и историй, основанных на реальных событиях, записал такой случай:
"Петр запретил обращаться к нему к просьбами о помиловании - мол, идите в суд, а у меня государственных дел полно. Пришли как-то к Екатерине, стали умолять, что родственника оговорили, оклеветали, но та говорит, что и ей Петр запретил просить за кого-то. Вернулся самодержец с работы, Лизетка прыгнула к нему на колени, а за ошейником записка: "Петр Великий, освободи такого-то человека из крепости. За ним вины нет - оклеветали". И подпись - "Лизетка". Петр рассмеялся: "Выполню твою просьбу, Лизетка, потому что она первая, но больше не обращайся". Петр любил и ценил шутку.
О своей любимой левретке он говорил так: "Все бы были в добре так послушны, как послушна мне моя Лизетка. Она и без побоев понимает, а я своих подданных и дубиной обтесать не могу. Знать в ней более догадки, а в них - заматерелое упрямство."
Травлю и охоту Пётр не мог терпеть столько же, как и вообще всякого другого способа мучить зверей. Некогда живши в подмосковной деревне, прошен он был одним дворянином, который был великий охотник до звериной ловли, на охоту, нарочную приготовленную для увеселения его величества, и потом на медвежью травлю, но он ласково отказал в этой просьбе, сказавши: "Гоняйтесь вы за дикими зверями, сколько вам угодно, сия забава не для меня; я должен вне государства гоняться за отважным неприятелем, а в государстве моем укрощать диких и упорных подданных".
Алексей Каретников. "Из жизни Петра Великого"
Следующее помещение "Малых палаток" - "Токарня", о ней читайте в следующей статье "14 профессий Петра Первого".
Всем добра!