Найти в Дзене
Metal Head

RHAPSODY: РАПСОДИЯ В POWER-ТОНАХ

Ах, Алгалорд! Страна темных лесов, наводненных эльфами, туманных гор, где в пещерах драконы охраняют сокровища и имперский город с тысячью башен! Знали ли мы бы о тебе, если бы не группа Rhapsody? Трое итальянских парней, а именно: гитарист Лука Турилли, клавишник Алексом Старополи и ударник Даниэле Карбонера в начале 90-х образовали команду Thundercross, которую затем переименовали в Rhapsody (1993 г.). Концепция о Алгалорде была выработана сразу: действие всех альбомов решено было поместить в данный фэнтезийный мир, что, собственно, до Рапсодии никто не делал. Основу гитарных партий и ритма составляет мелодичный пауэр-метал. От прогрессивного метала группа позаимствовала активное использование классических инструментов, большую длину композиций, концептуальность и, в поздних альбомах, сложные смены ритма в композициях. Стиль Rhapsody сочетает в себе элементы ряда жанров, таких как пауэр-метал, симфоник-метал. Помимо этого, музыканты заметно подражают классическим композиторам, таким

Ах, Алгалорд! Страна темных лесов, наводненных эльфами, туманных гор, где в пещерах драконы охраняют сокровища и имперский город с тысячью башен! Знали ли мы бы о тебе, если бы не группа Rhapsody?

Трое итальянских парней, а именно: гитарист Лука Турилли, клавишник Алексом Старополи и ударник Даниэле Карбонера в начале 90-х образовали команду Thundercross, которую затем переименовали в Rhapsody (1993 г.). Концепция о Алгалорде была выработана сразу: действие всех альбомов решено было поместить в данный фэнтезийный мир, что, собственно, до Рапсодии никто не делал. Основу гитарных партий и ритма составляет мелодичный пауэр-метал.

От прогрессивного метала группа позаимствовала активное использование классических инструментов, большую длину композиций, концептуальность и, в поздних альбомах, сложные смены ритма в композициях. Стиль Rhapsody сочетает в себе элементы ряда жанров, таких как пауэр-метал, симфоник-метал.

Помимо этого, музыканты заметно подражают классическим композиторам, таким как Паганини, Бах, Вивальди, с помощью гитары имитируя виртуозную игру на скрипке. В аранжировках используются как клавишные, так и флейты, скрипки, виолончели, производятся записи с симфоническими оркестрами.

Первым вокалистом коллектива стал Кристиано Адачер, а менеджером - известный продюсер Саша Паэт, сотрудничавший позднее с Kamelot и After Forever. В таком составе группа записала демо-синглы «Land of Immortals» и «Eternal Glory», изданные на лейбле Limb music.

Перед записью дебютного альбома «Legendary Tales» («Легендарные сказания», 1997) Rhapsody покинул вокалист. Новым фронтменом стал Фабио Лионе, ранее певший в группе Labyrinth. Фабио не был прежде знаком с Лукой Турилли и Алексом Старополи, поэтому отношения между ними начались со скандала: вокалист отказывался исполнять не понравившуюся ему песню «Land of Immortals». Однако вскоре отношения в группе наладились, и Лионе стал постоянным солистом Rhapsody на всех альбомах группы.

На первом альбоме музыканты соединили в музыке помпезные аранжировки, клавише-гитарные пассажи в духе Stratovarius и виртуозную гитарную игру гитариста Луки Турилли. Главным же нововведением стала максимальная концептуализация всего творчества группы.

Отдельно хочется сказать о вокалисте - Фабио Лионе. И его сила не только в тех трёх октавах которые заложены в его связках, но и в разнообразии его вокала - Фабио блестяще справляется с высокими нотами, но при этом умеет петь и низким, хрипящим голосом (что не раз доказывал на более поздних альбомах). Правда, поначалу ему немало прилетало за его сильный итальянский акцент.

Говоря про другие персоналии нельзя не отметить блестящего клавишника Алекса Страполли - очень техничного музыканта, хотя ему не хватает фантазии в соло-партиях. В его игре, как и в игре Турилли чувствуется влияние нео-метал-классики в духе Мальмстина и Stratovarius.

Вторая часть многосерийной фэнтези-саги «Хроники Алгалорда», написанной Турилли, который является основным автором текстов группы, «Symphony Of Enchanted Lands» («Симфония Зачарованных земель», 1998), появился спустя год. Альбом был также выдержан в стиле мелодичного пауэр-метала с использованием некоторых элементов фолк-музыки и музыки барокко. В записи альбома принял участие хор донских казаков.

Rhapsody серьезно усложнили свою музыку, и хотя общее количество треков и выбранная стратегия писать альбом в 10 треков с интро в начале и эпиком в концовке сохранилась, общее настроение изменилось. Роль симфонизма усилилась, появились ритмовые сбивки, да и общая продолжительность песен поменялась.

Вокал Фабио окреп, группа по-прежнему предлагает слушателю путешествие в фэнтези мир, выстроенный Турилли и развивает историю, начавшуюся в первой части. Открывает альбом одна из лучших написанных Rhapsody песен "Emerald Sword", мощная, воинственная, но не являющейся стандартной для альбома, продолжающийся несколькими 7 минутными вещами с несколькими интересными решениями.

Данным альбомом Rhapsody доказали всем, что они не так просты, как можно подумать после первого альбома, и отсюда лично мне нравятся еще две дорожки: «Wisdom Of The Kings» и «Wings Of Destiny»(баллада). Венчает все это величественный, почти на 12 минут эпик, по-моему мнению, немного затянутый.

С 1999 года Турилли начал выпускать сольные альбомы, не прекращая усиленно работать с Rhapsody. В 1999 году группу покинул ударник Карбонера, которого сменил сессионный барабанщик Алекс Хольцварт (брат басиста Blind Guardian Оливера Хольцварта), официально включенный в состав группы только в 2003 году.

На следующем альбоме, «Dawn Of Victory» («Рассвет победы», 2000), группа продолжала сюжетную сагу о стране Алгалорд, Воине Льда и Изумрудном Мече. Снова произошли изменения в манере исполнения, теперь риффы стали более прямолинейными и жесткими, являясь своеобразным ответом на высказывания недовольных сложностью и излишней навороченностью прошлого релиза.

Даже обложка альбома выглядит гораздо брутальнее прошлых дисков: драконы улетели, остался только одинокий берсерк, которого невозможно сломить даже самой яростной битвой и он из любого сражения выходит победителем. Так получилось и с итальянцами – они вновь оказались на коне успеха, ведь именно такой жесткий сплав техники и гитарной агрессивности с симфоничностью требовался на рубеже веков для публики, изрядно утомленной приторностью большинства коллег Rhapsody.

Рассудив, что удачно выбранную формулу альбома менять не стоит, на диске вновь оказалось 10 треков с непременным интро в начале и эпиком в конце. Вокал Фабио изрядно погрубел, что только добавило драйва и напора альбому, а разумная доля прекрасных соло и симфо вставок довершила картину этого релиза.

До 2000 года Rhapsody почти не выступали вживую. Музыканты не были уверены в возможности полноценного перенесения на сцену всех элементов их музыки из-за большого количества инструментов и сложных аранжировок. Но в 2000 году группа впервые отправилась в полноценный европейский тур со Stratovarius и Sonata Arctica. Вскоре после тура состав группы оставил басист Алессандро Лотта, закончивший музыкальную карьеру ради семьи.

Следующий том саги, «Rain Of A Thousand Flames» («Дождь из тысячи языков пламени», 2001), открывает заглавная композиция “Rain Of A Thousand Flames”, агрессивная, помпезная, быстрая. Наметившийся крен к жесткому звуку этот трек отразил сполна и стал еще одной творческой удачей Турилли. Но, увы, все хорошее имеет тенденцию быстро заканчиваться.

Следующая за первым треком инструменталка, переходит к первому неудачному эпику Rhapsody. “Queen Of The Dark Horizons” нехарактерно для группы скучный и удивительно банальный по своей структуре: быстрый кусок сменяется медленным, этот прием повторяется несколько раз и все хоры, хоры, симфонизм.

А вот далее идет именно то, ради чего мутили воду в ступе: трагически-готическая сага в 4 частях, открываемая интересной сменами ритмики, но опять же затянутой “Tears Of A Dying Angel”; любопытной и не характерной для группы инструментальной вещи “Elnor’s Magic Valley”, в которой основная роль отведена скрипке и с которой она справляется на все 100%.

Полубалладная “The Poem’s Evil Page” – лишь приквел ко второму эпику этого LР “The Wizard’s Last Rhymes”. Увы, но и с этой 13 минутной вещью есть определенные проблемы и главная из них – это ее продолжительность. Будь трек по короче минуты на 3, он бы слушался намного лучше и интереснее, а использованная “фишка” с включением кусочка из “New World Symphony” Дворжака превратилась бы в удачную находку, а не в блеклое дополнение ради продолжительности.

На этом альбоме партии баса исполнены самим Турилли, для живых же выступлений был приглашён француз Патрис Гуэрс. С его участием прошел первый южноамериканский тур Rhapsody.

Так уж получилось, что пятый альбом Rhapsody, «Power Of The Dragonflame» («Мощь драконьего огня», 2002), стал во многом последним: последним номерным альбомом для Limb Music; последним посвященным истории Зачарованных Земель; последним из легко слушающихся альбомов итальянцев. Диск практически не имеет огрех – отлично сбалансированные вещи с той долей симфонизма, которая не зашкаливает за все разумные пределы, а создает действительно нужную масштабность; отличная композиторская работа дуэта Турилли/Страполи, отличный вокал Фабио Лионе, чей уровень заметно повысился.

Собрав воедино все свои наработки, Rhapsody не только блестяще ими воспользовались, но и внесли в свою музыку новые элементы. К примеру, впервые спели обязательную балладу не на привычном английском, а на родном языке.

Несомненно, удался и один эксперимент в песне “When Demons Awake”, где Фабио неожиданно для многих продемонстрировал умение петь почти гроулом. Тут можно найти и веселую “Knightriders Of Doom”, и помпезную “Power Of The Dragonflame”, и маршеобразную “The March Of Swordmaster”, и ударную “Agony Is My Name” , ну и конечно, как в любой подобающей саге должен быть грандиозный финал. Монументальная 19 минутная финальная вещь “Gargoyles, Angel Of Darkness” с множеством сюжетных и музыкальных поворотов идеально ставит точку не только в диске, но и во всей саге.

Известность группы распространилась далеко за пределы Италии и даже Европы, и группа вскоре ушла с маленького лейбла Limb music. Последним их релизом с этой компанией стал сборник хитов «Tales from the Emerald Sword Saga».

Новый альбом 2004 года «Symphony of Enchanted Lands II - The Dark Secret» («Симфония Зачарованных земель II – Темная тайна»), вышел на SPV Steamhammer. На нём Rhapsody пригласили известного голливудского актера Кристофера Ли в качестве сосценариста альбома и для чтения сопроводительного текста «от рассказчика».

72 минуты эпичного power’ а. Это много. Обычно, я привык, что альбомы с такой продолжительностью нам предлагают progressive или doom команды. Впрочем, не имеет значения длительность материала, главное его интересность и качество.

Если говорить о качестве, то оно здесь на высшем уровне. Все инструменты прописаны прекрасно, умение ребят играть не вызывает сомнения, вокальные данные Фабио тоже. А голос приглашенного голливудского актера Кристофера Ли (он играл Сарумана, если кто не в курсе) добавляет атмосферности данной пластинке.

Но есть одно большое "но". Несмотря на всю сыгранность, качество записи и профессионализм, работа, впервые за всё время существования коллектива, получилась безликой. Музыканты продолжают «высасывать» последние соки из идей заложенных на «Dawn of Victory».

Ничего нового мы не услышим. Все тот же power металлический риф, преследующий нас в каждой работе группы, та же структура песен. Безусловно, красиво, качественно. Поклонники группы и стиля будут довольны. Остальная же аудитория, смотрящая более широко, скорее всего, будет слегка разочарована.

Лучшая песня, несомненно, клёвая баллада «The Magic of the Wizard's Dream». На ней Фабио спел дуэтом с Кристофером Ли, который также снялся в двух клипах группы. Сотрудничество между группой и актером продолжилось до самой его смерти, в том числе совместные выступления вживую. Из быстрых вещей можно отметить «The Last Angels' Call» (в проигрыше можно услышать мотивы песни «Очи чёрные», да-да).

Видео по теме: