Найти в Дзене
MKnyazev

ДОЧЬ КАЙЗЕРА И НАЦИЗМ

Предлагаю перевод одной статьи из западного интернета.

Речь в статье идёт о Виктории Луизе Прусской и о Цеци́лии Мекленбург-Шверинская (1886 - 1954), супруге прусского кронпринца Вильгельма – сына кайзера и брата Виктории Луизы.

Наследная принцесса Цецилия Прусская (Пикельхаубе), Виктория Луиза (череп)
Наследная принцесса Цецилия Прусская (Пикельхаубе), Виктория Луиза (череп)

Американка Сигрид Шульц вела двойную жизнь. Как журналистка, она входила и выходила из учреждений партии национал-социалистов в 1930-х годах. Она брала интервью у Гитлера, дружила с Герингом и знала всех в берлинском обществе.

Её работодатель Chicago Tribune был консервативной газетой, которая поддерживала американских изоляционистов. Сигрид Шульц не разделяла взглядов своего начальства в Чикаго или взглядов национал-социалистов. Она была непосредственным свидетелем возвышения Гитлера и очень рано догадалась, насколько опасным он станет. С 1925 г. она руководила берлинским офисом Chicago Tribune, что в то время было необычной честью для женщины.

Чисто внешне она соответствовала нордическим идеалам нацистского режима. И нацисты считали её надёжной. В то время как её коллеги Дороти Томпсон и Сефтон Делмер были высланы из Германии, Шульц разрешили остаться в стране до 1941 г. Это также было связано с её умелой двойной игрой. Она писала критические статьи под мужским именем Джон Диксон и следила за тем, чтобы они публиковались с пометкой «из Осло» или «из Копенгагена».

Шульц обладала хорошими информаторами во всех слоях немецкого общества; группа левых официантов в отеле Adlon, по-видимому, была особенно плодовитой. Одним из её методов получения материала было подружиться с влиятельными светскими дамами. Среди этих дам были жены Гогенцоллернов.

Брак наследного принца Вильгельма и его жены Цецилии был далёк от гармоничного, но пара была едина по двум пунктам: один ненавидел Веймарскую республику, а другая хотел вернуться к власти. Дружественные монархи Италии и Испании считались образцом для подражания: король Италии Виктор Эммануил III вступил в симбиоз с Муссолини, король Испании Альфонсо XIII нашел выгодную договоренность с Мигелем Примо де Риверой. Наследный принц Вильгельм и Цецилия также хотели добиться того же.

С конца 1920-х годов пара управляла большим домом в Берлине, и Цецилия стала участвовать в женских ассоциациях отечества, в том числе взяла на себя покровительство Конфедерации королевы Луизы, основанной в 1923 г. Бунд исключил из своего состава «еврейских женщин и представителей других рас», принадлежащих к другой расе, «чтобы обеспечить чистоту расы».

В мае 1933 г. Цецилия поклялась 20.000 слушательниц своего союза перед фюрером содержательными словами: «Итак, мы, национальные женщины ... которые отныне объединились широким фронтом, выражаем нашу искреннюю благодарность нашему рейхсканцлеру Адольфу Гитлеру за то, что под его защитой мы можем беспрепятственно выполнять наши отечественные задачи». Её речь была встречена с восторгом.

Цецилия была не единственной женщиной Гогенцоллернов, которая с радостью работала на фюрера. Императрица Гермиона и сестра наследного принца Виктория Луиза открыли для себя нацистскую партию намного раньше. Об этом свидетельствуют ранее неизвестные сообщения Сигрид Шульц. Шульц была ранена во время бомбардировки Берлина в феврале 1941 г. и вскоре после этого вернулся в Соединённые Штаты.

Признанный знаток нацистского режима, она теперь была идеальным источником информации для американской разведки. Она начала писать репортажи о нацистских деятелях, в том числе о женщинах Гогенцоллернов.

Некоторые из этих отчётов существуют только в виде резюме на учётных карточках, другие более подробны. Они показывают, что Шульц считала женщин Гогенцоллернов преданными сторонницами нацистов. Она описала наследную принцессу Цецилию как женщину, которая перенесла социальные унижения со стороны национал-социалистов в интересах возможной реставрации.

Цецилии было стыдно за своё русское происхождение*, а также за своего сына Фридриха, который отказался вернуться в Германскую империю из Англии, когда началась война. Между тем, по его словам, наследная принцесса передала все династические амбиции своему сыну Луи Фердинанду. По его словам, её влияние на него было значительным. Шульц также могла наблюдать за амбициями свекрови Цецилии, императрицы Гермионы, с близкого расстояния.

* [Цецилия была младшей дочерью Фридриха Франца III, великого герцога Мекленбург-Шверинского, и великой княжны Анастасии Михайловны, внучки российского императора Николая I – М. К.]

Гермиона с раннего возраста примкнула к национал-социалистам, много сделала для них в социальном плане. По её словам, она делала им денежные подарки в Голландии, а также в Германия.

***

Особенно интересны рассказы Шульц о Виктории Луизе, сестре наследного принца Вильгельма. Виктория Луиза вышла замуж за Эрнста Августа Ганноверского, герцога Брауншвейгского, в 1913 г. и родила от него пятерых детей. Согласно информации Шульц, Эрнст Август был особенно популярен среди своих родственников из английской королевской семьи, и он знал, чем воспользоваться:

«Внезапно в первые дни правления режима пара снова появилась в берлинском обществе. [Виктория Луиза] была фанатичной нацисткой ... с самыми амбициозными планами», - писала Шульц, «она постоянно сновала в британское посольство с таинственными визитами. На официальных приёмах она подбегала к Гитлеру, которому нравилось, когда вокруг него были принцессы. В течение нескольких месяцев окружение Гитлера было серьёзно встревожено его разговорами о реставрации одной из немецких монархий ... Виктория Луиза была уверена, что это будет её династия [ганноверцев]».

Пара финансово поддерживала нацистскую партию и многое сделала, чтобы оставаться в благосклонности Гитлера. В начале 1930-х они вели переговоры с британским министром авиации лордом Лондондерри, чтобы склонить его к нацизму. Виктория Луиза даже придерживалась мнения, что именно её муж дал решающие указания для германо-британского военно-морского соглашения 1935 г. Она работала с Verve на Риббентропа, который использовал её для участия в рекламных ужинах Англо-германского братства в Лондоне.

Виктория Луиза также взяла на себя всестороннюю идеологическую заботу о британских VIP-гостях на Нюрнбергских партийных съездах и Олимпийских играх 1936 г. Но она была не просто рекламной иконой для нацистов. Согласно отчёту Шульц, до «аншлюса» Австрии в 1938 г. Виктория Луиза предоставила нацистам свои владения в австрийском Гмундене для секретных встреч: «Это был рассадник нацистских агентов».

В её втором доме в Брауншвейге с самого начала был выставлен нацистский флаг. Здесь население могло купить семейные фотографии и открытки в различных нацистских мундирах. Дочь Виктории Луизы Фредерика получила особую похвалу в нацистской прессе за то, что она выполняла свои обязанности на службе труда «как обычная немка».

Гитлер и Риббентроп надеялись выдать восторженную работницу замуж за принца Уэльского, но у последнего были другие предпочтения. В конце концов, в 1938 г. Фредерике нашли греческого принца. Согласно информации Шульц, после помолвки Фредерика заверила своих друзей, что сможет многое сделать для Третьего рейха, находясь за границей. Когда Фредерика действительно стала королевой Греции в 1947 г., в разгар гражданской войны в Греции, Шульц ещё раз предупредил [разведку США] о её фанатизме, но безрезультатно.

***

Сигрид Шульц вернулась в Европу с американской армией в январе 1945 г. Она освещала в прессе концлагерь Бухенвальд и брала интервью у своего старого знакомого Геринга в Нюрнберге. Это был один из последних ярких моментов её карьеры. Всего через несколько лет после этого никто не хотел её нанять на работу. Её книга «Германия попробует ещё раз» и её твёрдое убеждение в том, что нацистская идеология продолжает жить в Германии, больше не вписывались в официальную доктрину в период холодной войны.

Её предупреждения были проигнорированы, её рукопись по истории антисемитизма осталась незаконченной, когда она умерла в 1980 г. Зато её соперница, поклонница Гитлера Виктория Луиза, сделала крутую послевоенную карьеру автора бестселлеров.

Вместе с писателем-призраком она написала семь успешных мемуаров в период с 1965 по 1977 год, и все они были отмечены сильной амнезией. У них было мало общего с нацистами, а также создание нескольких еврейских фирм, на которых её муж обогатился, похоже, полностью ускользнуло от внимания Виктории Луизы. Её захватывающие дух сказки были восприняты публикой с энтузиазмом, и Виктория Луиза оставалась чрезвычайно популярной среди населения Брауншвейга до самой своей смерти.

Согласно информации принца Ганноверского, в соответствии с Законом о компенсациях 1994 г. Ганноверский дом получил обратно предметы искусства из земли Саксония-Анхальт и смог вернуть или приобрести бывшие лесные и сельскохозяйственные владения на выгодных условиях, соответственно. Вопрос о том, получит ли его родственник, принц Прусский, деньги от государства, в настоящее время остается предметом споров.