13 февраля Виктор Ромашкин отметил свое 65-летие. Известный в регионе и за его пределами общественно-политический деятель стал гостем редакции.
– Виктор Васильевич, вы любите отмечать свои дни рождения?
– В этом случае я солидарен со своими друзьями, родными и близкими, которые с годами очередные дни рождения с замиранием сердца уже не ждут, как это бывает в молодости. Хотя если говорить конкретно о нынешнем юбилее, то свое 65-летие я встречаю с хорошим настроением. Есть о чем поговорить, можно подвести некоторые итоги. И, что особенно важно лично для меня, чувствую: еще есть некоторый задел для решения ряда важных проблем моих земляков.
– Если посмотреть на вашу биографию, вы признанный лидер. Еще в студенчестве вам доверили возглавить комсомольскую организацию ГАГПИ. С момента образования Алтайского рескома КПРФ вы там бессменный секретарь. В четырех созывах возглавляете комитет в парламенте республики. Что вам помогает добиваться успеха в карьерном росте – привычная среди политиков «борьба» или трезвый расчет?
– Я никогда не любил «драться», ловчить. Не в моих правилах истерить, унижать человека, пользоваться чужими наработками. Мои родители были простыми крестьянами, но от природы очень мудрыми людьми. Мне, моему младшему брату и сестре они часто говорили: «Вырастете – носа не задирайте, не завидуйте, живите своим трудом, а люди вам сами оценку дадут».
По этим нехитрым правилам сам живу и своих детей воспитывал. А теперь внукам повторяю: «Нет сильнее силы, чем собственный пример и убеждение. Будете работать на совесть, люди вас будут уважать».
Кстати, секретарем институтского комитета ВЛКСМ, а затем командиром студенческого отряда, думаю, меня выбрали как раз за то, что я всегда старался держать данное слово, хорошо учился, не боялся ответственности, свою работу на других не перекладывал. Богатств не накопил, и, знаете, меня это не напрягает. Куда важнее вкус к жизни не потерять, уметь радоваться мгновениям и видеть, что люди тебе искренне улыбаются.
– Очень хорошо помню, какой резонанс вызвало в обществе решение части депутатов второго созыва ГД инициировать поправку в закон по отмене права на приватизацию квартир в Москве действующими депутатами Государственной Думы. Узнав, что в их числе были и вы, общество в нашей республике разделилось. Одни ваше решение безоговорочно приветствовали. Другие вам искренне сочувствовали: мол, вынудили партийцы. Отказаться от квартиры в Москве! Это же капитал, который «есть не просит»…
– Знаю обо всех пересудах. И очень рад, что это решение далось мне легко. Хотя, проработав четыре года в Москве в качестве депутата Государственной Думы, хорошо понимал, что значит иметь квартиру в столице, когда подрастают дети и им скоро предстоит учиться в большом городе. Как и то, что эта недвижимость имеет свойство лишь расти в цене.
О своем решении ни разу не пожалел. Ведь отдавать в собственность каждому депутату ГД столичную квартиру по меньшей мере несправедливо в отношении к избирателям. Они и так содержат два института власти – Государственную Думу и Совет Федерации, которые требуют немалых денег.
А еще я очень благодарен семье, мое решение встретили с пониманием, и никто за эти годы ни разу не попрекнул. Мне приятно осознавать, что нам с женой удалось воспитать в сыновьях умение довольствоваться малым и при этом не комплексовать. Мне как отцу важнее видеть, как дети тянутся к новым знаниям, а не к большим кошелькам.
– Виктор Васильевич, сегодня мало кто знает, что в вашей политической карьере было время, когда вам пришлось в лихие 90-е (1991 – 1994 гг.) возглавить самый прозаический участок, да к тому же и постоянно критикуемый, – производственный жилищно-эксплуатационный трест Горно-Алтайска. Многие работу в нем оценивали как карьерное самоубийство.
– Знаете, когда тебе 34 года и надо кормить семью с двумя детьми, не до рассуждений. Просто берешься и «везешь». Во всяком случае так было со мной. Да и после роспуска КПСС я привык не раздумывая браться за самую трудную работу.
Не скрою, первое время пришлось очень тяжело – особенно видеть на лицах некоторых многозначную ухмылку: мол, споткнешься, «беленький воротничок»! Этим людям и невдомек было, что я с детства дома в деревне выполнял все отцовские поручения. Хорошей школой жизни стало окончание Сростинского СПТУ по специальности «водитель грузового транспорта и автослесарное дело». А в армии неплохо получалось командовать танковым экипажем.
Сегодня только старожилы помнят, что при моем руководстве ПЖЭТом в город пришла горячая вода, на крышах домов мягкий профиль стали заменять на шифер, пластинчатым батареям пришли на смену вечные чугунные. Я искренне рад, что за короткий срок удалось улучшить жилищные условия более 30 сотрудникам ПЖЭТ.
– Виктор Васильевич, поскольку в юбилей принято подводить итоги, позволю себе спросить: как бы вы оценили свое присутствие в Государственной Думе, депутатом которой стали, пройдя партийный фильтр?
– Некоторые считают, что мне выпал счастливый билет, ведь неожиданно для многих жителей региона я стал обладателем мандата депутата высшего законодательного органа страны, пройдя в ГД по списку КПРФ. Хотя считать это случайностью я бы не торопился. Получению мандата способствовала на тот момент политизированность наших сограждан. Мы показали себя как абсолютно «красный» регион.
Что касается меня, то свою работу в нижней палате отношу ко времени активной учебы. Дома при всем желании не получил бы такого багажа знаний, как в Москве. Очень горжусь своим причастием к разработке в Комитете по делам национальностей Федерального закона «О гарантиях прав малочисленных народов РФ», а также тем, что не побоялся проголосовать за объявление импичмента президенту Борису Ельцину. Я автор новой редакции ФЗ «О языках народов РФ».
Считаю, полученный за годы думской работы навык разумно распределять свое время позволил мне окончить Российскую академию государственной службы и получить специальность юриста. Я даже смог защитить кандидатскую диссертацию, которая дает мне право преподавать юриспруденцию в нашем университете.
– Вы работали в команде политика российского уровня М.И. Лапшина в качестве министра имущественных отношений. В ваших руках были нетронутые земли Горного Алтая. Неужели не поддались соблазну прихватить хоть маленький клочок земли для себя, для своего будущего благополучия? Ведь многие так делали…
– Хотите верьте, хотите нет, но к моим рукам ничего не прилипло. Случись иначе, не смог бы я вернуть в государственную собственность незаконно прихваченное имущество некоторыми нашими особо шустрыми людями – тот же туркомплекс «Киви-лодж», пристройку к гостинице «Горный Алтай», не допустить банкротства аэропорта, передать городским ребятишкам бывший актовый зал ткацкой фабрики под занятия спортом, способствовать передаче земель Майминского района под застройку городским жильем. Потерпело фиаско и желание некоторых продать 20 процентов акций завода ЖБИ частникам. Могу привести и другие примеры.
Я был в числе тех, кто поддерживал идеи Михаила Ивановича по реконструкции театра, строительству бассейна, здания медучилища, школы-интерната и других республиканских объектов. И сегодня рад, что Горно-Алтайск входит в число самых чистых и уютных малых городов страны.
– Известно, что вы не только вошли в число соавторов Конституции региона и Закона РА «Об историко-культурном наследии народов Республики Алтай», который позволил упорядочить проведение археологических раскопок на территории субъекта. По вашему предложению наш регион смог получить солидные средства на празднование 240-летия вхождения алтайского народа в состав России и достойное позиционирование на федеральном уровне, что в период становления республики было крайне важно.
– Будучи председателем постоянной комиссии по вопросам науки и СМИ в первом созыве Госсобрания – Эл Курултай РА, я предложил В.И. Чаптынову – первому председателю нашего парламента – широко провести 240-летие вхождение алтайского народа в состав Российской империи.
Валерий Иванович мое предложение вначале не принял. Получить финансирование на «некруглую» дату из федерального бюджета невозможно, был его ответ, в Москве деньги считать умеют.
Но когда я привел аргументы, что 240-летие по алтайскому календарю очень значимая цифра – сюда входят 20 циклов по 12 лет – 30 циклов будет только через 120 лет, он сдался.
Я упускаю весь непростой период подготовки пакета документов по празднованию. Главное, что 29 мая 1995 года был принят указ президента страны Б.Н. Ельцина о праздновании этой даты. Из федерального бюджета выделили 16950 млн рублей. На эти средства мы смогли провести в апреле 1996-го Дни культуры РА в Москве.
Кстати, в истории новой России наш регион был единственным, которому удалось пробить такой вопрос на федеральном уровне.
– Как вы любите отдыхать?
– Меня можно легко причислить к числу людей, которые это делать не умеют. Для таких, как я, работа – это труд и отдых одновременно. Так что не могу похвастаться, что объездил полмира и «устал» от санаториев.
Не знаю, хорошо это или плохо, но лишь в июле прошлого года мы с женой впервые побывали в Сочи на теплом Черном море. И когда на город обрушился ураган и стали сходить оползни, мы лишь посмеялись: даже природа удивилась тому, что мы нарушили свои неписаные правила, и решила показать нам юг во всех его проявлениях.
– Можете поделиться секретом вашего многолетнего пребывания в должности первого секретаря рескома КПРФ и члена ЦК партии?
– Если вы обращали внимание, свои позиции я всегда отстаиваю не голословно, а с приведением емких аргументов. И свое избрание на выборную должность никогда не рассматривал как возможность руководить людьми единоначально. Руководитель тоже не всесилен, он должен прислушиваться к интересам окружения, иначе не сработается…
– У вас есть свои кумиры?
– В молодости мне очень импонировало поведение Павки Корчагина. Сегодня я уже не стал бы во всем на него равняться. Как показала жизнь, не все так однозначно, как думали коммунисты, работая на заре советской власти. И, как я теперь понимаю, мой герой – образ собирательный, с каждого понемножку.
– Виктор Васильевич, на сессиях вам приходится выступать с критикой в адрес действующей власти, голосовать против мнения большинства. Ваши ощущения?
– В этом случае всегда себя успокаиваю: я не против большинства, я это делаю от имени большинства. И хорошо, что коллеги мои предложения часто принимают.
Записала Нина ВИТОВЦЕВА