Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию очередную двадцать четвертую часть обзора надгробий Лазаревского кладбища, ставших экспонатами музея под открытым небом «Некрополь XVIII века».
Ржевский Алексей Андреевич (1737–1804)
Видный государственный деятель, действительный тайный советник, сенатор, вице-директор Петербургской Академии Наук, президент Медицинской коллегии. Поэт, на творчество которого оказал большое влияние А. П. Сумароков. Был весьма дружен с Г. Р. Державиным.
Активный член масонской ложи «Латона». Фактически исполнял обязанности связного между масонами Санкт-Петербурга и Москвы.
Скончался 23 апреля (5 мая) 1804 года. Погребён на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Надгробие Александра Андреевича Ржевского, представляет собой классический образец мемориальной скульптуры конца 18-начала 19 веков.
Прямоугольный жертвенник розового гранита с карнизной плитой из известняка с фронтонами и акротериями установлен на цоколе из известняка.
Жертвенник увенчан мраморной массивной урной, имеющей яйцевидную форму и обвитой змеей, кусающей свой хвост. Как известно, подобный символ, носящий греческое наименование уроборос является одним из древнейших символов бесконечности, а также циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и гибели.
На южной стороне постамента две прямоугольные филенки, в одной из которых мраморная доска без текста. В верхней филенке находился рельеф: лира, ветви и Всевидящее Око (один из главных символов масонства). В настоящее время рельеф утрачен.
Памятник обнесен чугунной художественной оградой из ажурных звеньев.
Росси Карл Иванович (1775–1849)
Великий русский архитектор итальянского происхождения. Человек во многом определивший современный известный во всем мире облик Санкт-Петербурга.
Родился в Венеции. Его мать, известная в то время балерина Гертруда Аблехер-Росси постоянно переезжала с места на место. Первые детские годы мальчика прошли в Неаполе, Париже Лондоне. В 1787 году будущий архитектор вместе с матерью и её вторым мужем Шарлем Ле Пиком приехали в Петербург.
Здесь юный Карл учился в старейшей и престижнейшей школе Петришуле основанной ещё в 1709 году по личному указанию Петра 1.
С 1795 года становится учеником и помощником итальянского архитектора Винченцо Бренны, придворного зодчего императора Павла 1. После смерти Павла Петровича, Бренна получает отставку и уезжает в Европу, захватив с собой и любимого ученика.
В течение нескольких лет Росси учился во Франции и Италии, а затем вернулся в Санкт-Петербург, где работал рисовальщиком на Императорском фарфоровом заводе.
В 1808 году уехал в Москву, где работал до 1815 года.
После возвращения в Петербург, по инициативе А. Бетанкура, Карл Росси был назначен членом Комитета строений и гидравлических работ. Можно сказать что с этого и началась эпоха Росси в истории Северной столицы. Напомню только некоторые наиболее значительные его работы:
По проектам Карла Росси были построены здания не только в Петербурге, но и в Москве, Твери, Великом Новгороде, Таллине. Некоторые из его проектов, были воплощены уже через много лет после кончины Великого архитектора 6 (18) апреля 1849.
Был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. В 1939 году прах великого зодчего был перезахоронен в «Некрополе 18 века».
Достаточно скромное гранитное надгробие было изготовлено по рисунку самого Карло ди Джованни (Карла Ивановича) Росси, человека без творений которого невозможно представить сегодняшний Петербург.
И Петербург помнит своего великого преобразователя. Уже в 21 веке память зодчего была увековечена двумя бюстами
В 2011 году в Александровском парке была установлена скульптурная композиция «Зодчие Санкт-Петербурга» где Росси находится в компании своих славных коллег по архитектурному цеху: Трезини, Монферрана, Тома де Томона, Растрелли, Воронихина, Баженова и Захарова.
Саблуков Николай Александрович (1776–1844)
Генерал-майор русской императорской армии, сын сенатора Александра Александровича Саблукова (1749–1828). Автор воспоминаний о периоде царствования императора Павла I и обстоятельствах его кончины.
Николай Александрович Был известен как один из образованнейших людей своего времени и образец, неподкупной честности и высоких нравственных правил.
Скончался 20 июня (2 июля) 1848 года в Санкт-Петербурге от холеры и был похоронен на кладбище при Императорском фарфоровом заводе. В 30-е годы 20 века кладбище сначала было закрыто для захоронений, а затем полностью уничтожено. Ряд исторически значимых захоронений были перенесены в другие некрополи. Николай Александрович Саблуков был перезахоронен в «Некрополе 18 века». Его надгробие является достаточно редким и необычным для середины 19 века. Стела из чугунных плит с закругленным верхом, установлена на ступенчатом основании из известняка.
На западной стороне накладная медная доска с гербом, под которым надпись выпуклыми литерами:
Николай Александровичъ Саблуковъ
генералъ-маiоръ и кавалеръ
родился 1 маiя 1776 года
скончался 21 iюня 1844 года.
Салтыкова Елизавета Павловна (1802–1865)
Княгиня, третья дочь графа Павла Александровича Строганова и Софьи Владимировны, урожденной Голицыной, внучка княгини Наталье Петровны Голицыной, ставшей прототипом старой графини из «Пиковой дамы» Пушкина.
Супруга светлейшего князя Ивана Дмитриевича Салтыкова (1797–1832) скончавшегося когда их сыну было всего два года.
Потрясение, вызванное смертью мужа, довело Елизавету Павловну до тяжелой болезни, и она, как это было принято в высшем свете, уехала в Италию искать утешения в красоте природы и искусства. Там же судьба свела её с К. П. Брюлловым, оставившим нам два великолепных портрета этой грустной прелестной женщины.
После возвращения в Петербург в 1837 году на участке вплотную примыкающему к Черной речке, который достался ей в наследство от отца, она начала строительство дачи, получившего название «замка Салтыковой». Автором проекта и первостроителем был известный зодчий П. С. Садовников. В ходе строительства между заказчицей и архитектором возникли разногласия и в итоге заказ был передан архитектору Г. Э. Боссе.
От проекта Садовникова в итоге сохранились только ворота в псевдоготическом стиле
Строительство было полностью завершено в 1847 году
Да, это был настоящий замок, на внутреннюю отделку которого денег было потрачено едва ли не больше чем на строительство. В частности, графиня приказала устроить настоящий рыцарский зал, в котором разместила огромную коллекцию старинного оружия, собранную её покойным супругом.
Елизавета Павловна Салтыкова скончалась в июле 1865 года. Была похоронена на Лазаревском кладбище рядом с супругом. Памятник на могиле очень необычный и привлекающий внимание.
Сооружение монументальное и представляет собой сложно профилированный киот с мраморной резьбой, на высоком ступенчатом постаменте, покрытый медными золочеными листами. На лицевой южной стороне в застекленной нише образ Пресвятой Богородицы.
Точное авторство памятника не установлено, но многие искусствоведы считают, что автором его был все тот же Гаральд Эрнестович Боссе который работал над её дачей и выполнял множество других заказов.
На этом мои уважаемые читатели разрешите сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.