Египетский мир мертвых
Для древних египтян было крайне важно, чтобы после смерти человека его физическое тело продолжало существовать на земле, чтобы он мог правильно развиваться в загробной жизни. Следовательно, обеспечение надлежащего вечного жилья для своего тела после их смерти было для них очень важно. Загробная жизнь, которой они хотели достичь, рассматривалась как большая и лучшая версия земного Египта – и в ней они должны были жить рядом со своей семьей и друзьями.
В этом довольно обыденном видении загробного мира было одно исключение. Это было для короля, уже божественного существа на земле, который завершит свой апофеоз смертью. Согласно самому раннему набору текстов, касающихся загробного мира, «Текстам пирамид», которые были начертаны внутри царских гробниц 2500–2300 гг. до н. э., царь жил со своими собратьями-богами в окружении бога Солнца Ра. Он проведет вечность, путешествуя по небу и подземному миру: можно было бы испытать искушение считать судьбу его подданных более желательной.
Считалось, что духовная часть умершего человека имеет ряд аспектов, включая ба, ах, ка и «тень». Из них ба изображался в виде птицы с человеческой головой, в которой дух мог путешествовать вокруг могилы и за ее пределами, сидеть перед могилой, отдыхая на «прохладном сладком ветерке».
Концепция аха была несколько более эзотерической, представляя собой аспект мертвого, в котором он или она перестали быть мертвыми, превратившись в живое существо: свет в отличие от тьмы смерти, часто связанной со звездами. .
Понятие ка было еще более сложным, поскольку оно было аспектом человека, созданным одновременно с телом и выжившим как его спутник. Это была часть умершего, которая была непосредственным получателем подношений, но имела и другие функции, некоторые из которых остаются неясными. Однако умершему, в какой бы эфирной форме оно ни было, требовалось пропитание навечно, и именно с учетом этого основного факта египтяне строили гробницы.
Золотой век пирамид
Возможно, величайшим проявлением веры египтян в загробную жизнь является Великая пирамида, построенная в Гизе царем Хуфу около 2500 г. до н.э. Чуть более чем за столетие до этого была построена первая в истории пирамида, Ступенчатая пирамида короля Джосера, заменившая предыдущие типы царских гробниц. Эти ранние гробницы, по сути, представляли собой подземный погребальный комплекс в одном месте — с большим прямоугольным ограждением примерно в полумиле от него, где проводились церемонии поминовения умерших. Большинство из них тогда располагалось в Абидосе, в южной части Египта, но некоторые были построены в Саккаре, к югу от современного Каира.
Именно на этом северном участке Джосер построил свою Ступенчатую пирамиду, во многом объединившую старые отдельные элементы в одном месте – и поместил пирамиду ступенчатой формы, возвышающуюся над ними, образуя «лестницу в небо».
При отце Хуфу, Сенеферу, пирамиды стали прямосторонними, и новая форма, очевидно, представляла собой лучи солнца. Воцарение Сенеферу ознаменовало начало золотого века пирамид. Величайший строитель из всех, он построил три экземпляра с площадью фундамента от 144 до 220 квадратных метров (от 472 до 721 фута). Его многочисленные пирамиды, по-видимому, возникли как в результате быстрой эволюции религиозных концепций во время его долгого правления, так и в результате структурного сбоя, который привел к отказу от «Изогнутой» пирамиды в Дахшуре. «Красная» пирамида на том же месте стала его последним пристанищем. Однако по своей уникальной массе Хуфу превзошел их всех, построив Великую пирамиду в Гизе площадью 230 м (754 фута) и высотой 146 м (479 футов).
В волшебную машину
Важно понимать, что настоящая пирамида была лишь частью общей магической машины, которая переносила мёртвого короля между двумя мирами живых и мёртвых. Комплекс пирамид начинался на краю пустыни, где здание Долины, ныне затерянное под пригородом Каира, образовывало монументальный портал.
Отсюда погребальный кортеж, священники и посетители проходили через церемониальные залы по дамбе, которая поднималась по откосу пустыни к заупокойному храму, построенному напротив восточной грани пирамиды. Здесь, за большим двором с колоннадой, находилось святилище, в котором приносились подношения духу короля. По обе стороны от заупокойного храма лежала закопанная лодка — возможно, сувенир с погребальной флотилии или же установленная там, чтобы позволить царю путешествовать по небесам, — а на юге находилась миниатюрная пирамида. Назначение таких так называемых вспомогательных пирамид неясно: их обычно классифицируют как «ритуальные» — код археологов означает «очевидно важные для древних людей, но мы совершенно не знаем, почему».
Место подношения было одной из двух неизменных частей египетской гробницы. Другое было местом захоронения. В Великой пирамиде, как и в большинстве других пирамид, доступ к нему осуществлялся через узкое, низкое отверстие на северной стороне. Внутреннее убранство Великой пирамиды сложное, почти наверняка возникшее в результате ряда изменений плана.
Сначала погребальную камеру планировалось разместить глубоко под землей, а нисходящий ход и начальную комнату вырубить в живой скале. Однако, похоже, было решено установить каменный саркофаг, ранее не использовавшийся для царей. По нисходящему коридору такой предмет не прошел бы, а поскольку пирамида уже возвышалась на некоторое расстояние над своим фундаментом, единственным решением было разместить новую погребальную камеру - что уникально - высоко в надстройке, куда можно было бы установить саркофаг заранее. были построены стены камеры. Архитекторы более поздних пирамид обеспечивали достаточный доступ к подземным камерам, используя методы «вырезать и укрывать», а не прокладывать туннели.
Вечная королевская обитель
В теле пирамиды были построены две последовательные погребальные камеры, последняя из которых находилась в конце впечатляющего коридора с выступающей крышей, который, судя по всему, первоначально предназначался просто как место для хранения каменных блоков, которые их заставляли опускаться вниз, чтобы заблокировать доступ в верхние камеры после захоронения. Кровельные выступы, при которых каждый ряд стеновых блоков расположен немного дальше предыдущего, позволял сделать проходы гораздо шире, чем можно было бы считать безопасным при плоских потолках, и являются отличительной чертой самых ранних пирамид и гробницы Четвертой династии, к которой принадлежал Хуфу.
Погребение состоялось в этой последней погребальной камере, ныне называемой Царской камерой. Впечатляющий образец архитектуры, эта гранитная комната была увенчана рядом «разгрузочных» камер, которые были предназначены для уменьшения веса каменной кладки, давящей на потолок самой погребальной камеры. В западном конце комнаты лежал саркофаг, теперь без крышки и изуродованный.
Неясно, когда пирамиду впервые ограбили, хотя некоторые арабские источники предполагают, что человеческие останки были найдены в саркофаге в начале девятого века нашей эры. Что касается того, что еще могло находиться в камере, когда Хуфу был похоронен, то здесь должен был находиться каноп для его забальзамированных внутренних органов вместе с мебелью и подобными предметами. Примеры таких простых, но изысканных изделий в золотой оправе были найдены в соседней гробнице матери Хуфу в 1925 году.
Так называемые воздушные шахты площадью всего 20 см (8 дюймов) выходят из северной и южной стен камеры и выходят высоко на соответствующие грани пирамиды. Они также были найдены в первоначальной погребальной камере высокого уровня и, похоже, были нацелены на определенные звезды, что указывает на звездный аспект загробной жизни короля - хотя, как мы видели, позже он стал более тесно связан с Солнцем. Интересно, что пирамида непосредственного преемника Хуфу, Джедефре, носила имя, которое описывало царя как «сияющую звезду».
Уход гигантов
Великая пирамида была центром огромного комплекса кладбищ, предназначенных для членов королевского двора. На востоке у трех жен короля были свои небольшие пирамиды с улицами мастаб - гробниц в форме скамеек - для его сыновей и дочерей. К западу от пирамиды Хуфу находилось еще большее кладбище крупных государственных чиновников. Все эти гробницы были построены по единому проекту, единой архитектурной концепции короля, окруженного его двором, как в смерти, так и в жизни. Эта концепция не имела прямых аналогов ни до, ни после.
После смерти Хуфу ему наследовал его сын Джедефре, который построил свою собственную пирамиду примерно в четырех милях к северу, в Абу Роваше. Он не пытался сравниться по размеру с памятником своего отца (его площадь составляет менее четверти площади Великой пирамиды), а вместо этого построил его на вершине высокой скалы.
С другой стороны, малоизвестный вероятный преемник Джедефре построил еще одну гигантскую пирамиду площадью 200 м (650 футов) к югу от Гизы в Завиет-эль-Ариане. До фундамента дело так и не дошло, но другой сын Хуфу, Хаефре, построил последнюю из поистине гигантских пирамид еще в Гизе. За его квадратной «Второй» пирамидой площадью 215 м (705 футов) последовала «Третья» пирамида Менкауры, только вдвое меньшая. Последующие поколения остановились на еще меньших экземплярах, хотя и с гораздо более крупными и богато украшенными храмами: эпоха гигантов прошла.
Друзья если вам понравилась статья просим вас поддержать наш молодой и только развивающийся канал: "ИСТОРИЯ МИРА" подпишитесь на нас! Спасибо