ДелиМобиль - халяль или нет? Конечно халяль, если речь идет не о акциях компании (ценных бумагах, подтверждающих право владение долей компании).
ДелиМобиль - компания предоставляющий сервис краткосрочной аренды как физическим так юридическим лицам.
Недавно компания провела листинг акций на Мосбирже. Объем размещения акций «Делимобиля» в рамках IPO составил 4,2 млрд рублей, доля акций в свободном обращении (free-float) составил 9% от капитала компании после его увеличения в результате сделки.
Перед тем как начну рассказывать о финансовых показателях компании, давайте расскажу о рынке каршеринга и о компании в целом.
Каршеринг.
Вы наверняка давно уже знаете и возможно пользуетесь каршерингом - быстрая, ситуативная возможность аренды авто практически в любой части города. С каждым годом каршеринговые сервисы становятся более востребованными, с каждым годом люди чаще начинают отдавать предпочтение аренде авто, а не пользоваться собственным. Почему так происходит? Все просто - владеть собственным автомобилем, чаще дороже ( особенно в городах “миллионниках” ), чем пользоваться каршерингом.
Происходит это по множественным причинам, таким как - платные парковки, техничекое обслуживание авто, налоги и т.д. Именно поэтому индустрия развивается быстрыми темпами. Согласно недавнему исследованию B1 (бывший E&Y Russia) в ближайшие 5 лет средний ежегодный рост доходов сервисов совместного пользования (каршеринг, кикшеринг, такси) в России составит до 40%.
ДелиМобиль
ДелиМобиль. Согласно исследованию - на 2022 год является лидером сегмента каршеринга в России, обгоняя такие компании как Яндекс (сервис “Драйв”), Сбер (“Ситидрайв”), и т.д.
Исходя из финансовой отчетности компании за девять месяцев 2023 года, закончившихся 30 сентября, (РСБУ) рост выручки компании по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, составил более 30%, а также компания вышла в прибыль.
Все предыдущие годы деятельность компании приносила убытки.
Почему компания не была прибыльной?
Все дело в стремительном развитии рынка каршеринга - борьбе компаний за рынки сбыта. На начальном этапе развития новой индустрии, компаниям часто приходится работать себе в убыток, демпингуя цены, наращивая клиентскую базу тем самым, повышая лояльность клиентов. Когда же большая часть игроков не выдерживают конкуренции и покидают поле “битвы” (поглощаются более крупными, “преуспевающими” компаниями или банкротятся) на рынке обычно остается несколько компаний, которые уже могут не демпинговать цены (т. к. конкурентов уже меньше и рынок поделен) и работать в прибыль. А клиентам остается только соглашаться на новые ценовые условия т.к. альтернативы уже нет. (Пример - Яндекс Такси)
Халяль или нет
Халяльность акций я определю по трем показателям
- Разрешенность вида бизнеса. Способ заработка бизнеса не должен быть аморальным, в соответствии нормам Ислама
- Долги по которым компания платит дополнительные проценты (не должны превышать более 30% от всех активов)
- Депозиты. Компания не должна сама зарабатывать с помощью расточительства. (Доля размещенных депозитов не должна превышать 30% от всех активов).
✅ Разрешенность бизнеса. Проверку компания проходит. На 30 сентября 2023 года, бизнес компании является на 99% халяльным.
❌Долги. Проверку компания НЕ проходит. На 30 сентября 2023 у компании активы состоят на 50% из долгов, по которым компания платит проценты.
✅ Депозиты. У компании почти нету размещенных под % депозитов. Исходя из отчетности за 9 месяцев закончившихся 2023 у компании менее 1% депозитов. Компания практически все свободные денежные средства направляет на развитие.
Таким образом, компания не проходит проверку халяльности, из за наличия высокой процентной задолженности (более 30% от стоимости всех активов) Покупка акций ДелиМобиль не халяль ❌
Почему я этого не написал сразу, а только в конце? Дело в том, что, часто долги компаний имеют свойство со временем снижаться или расти. Достигнув менее 30%го уровня процентной задолженности от стоимости активов компания станет - халяльной.( если остальные 2 критерия также проходят проверку)
Если сегодня компания станет халяльной (сократив долги до допустимой нормы) - стал я бы ее покупать? Не знаю. Дело в том, что, большая часть активов компании это основные средства - автомобили. (более 67%. от стоимости всех активов компании)
Почему я именно на этом делаю акцент? В связи с известными событиями за последние 2 года автомобили в России сильно подорожал
Ушли многие производители. Постепенно старый, “недорогой” автопарк придется менять на новый “дорогой”. Также возросла стоимость обслуживания авто. Рост цен на авто, вызовет рост цен на тарифы, рост цен на тарифы, вызовет снижение количества поездок (люди начнут предпочитать более дешевый вид транспорта - общественный). Конечно можно сократить расходы на обновление и обслуживание автопарка, сдавая в аренду старые побитые авто, но захотят ли клиенты пользоваться сервисом дальше?
Возможно ситуация изменится - производство авто на заводах ушедших брендов, возобновится, но пока остается только гадать.
Активы компании - ее главная проблема
Спасибо всем за внимание!