Добрый день, уважаемый коллега-учитель, студент педагогического вуза или просто случайный читатель!
Гуманитарные предметы требуют определенного мастерства в преподавании особенно для молодых учителей – таким как я.
Среди тяжелейших гуманитарных предметов я бы выделил урок Права. Объяснить детям смысл юридических терминов, принцип судопроизводства и показать важность каждой отрасли – задача непростая.
Учителям состоявшимся помогает опыт, молодым же нужны четкие правила, следуя которым можно без труда проводить урок за уроком и вести грамотное планирование.
Давайте перечислим и разберем основные правила ведения грамотного урока.
1. Мобилизация (мотивация). С самого начала урока ученики должны почувствовать себя творцами урока. Как к этому придти? Начать можно с небольшой задачки, жизненного вопроса, обсуждения значения незнакомого термина, фразы («закон суров, но это закон», «закон = право» и др.). Следовательно, учитель не императивно объявляет задачу на урок, а подводит к ней методом открытий, «додумок» и встречных вопросов.
2. Проблематизация. Ученики поднимают весь свой жизненный опыт, опыт своих родителей, вспоминают информацию из интернета, СМИ. Но в итоге решить проблему оказывается делом непростым, опыта просто не хватает и перед классом встает потребность в нахождении недостающей информации.
3. Целеполагание. Учитель подводит детей к самостоятельному построению этапов урока. С чего начнем, к чему должны прийти. Только перед этим обязательно планируем урок заранее. Нужно понимать, как мы поведем детей.
4. Коммуникация. Чем больше дети говорят на уроке – тем лучше. Конечно, это касается только гуманитарных уроков. Не забываем регулярно устраивать уроки-дискуссии, работы в группах, викторины. Гуманитарный предмет, в том числе, призван научить взаимодействовать с окружающими.
5. Взаимопроверка и взаимоконтроль. Послушать ответы детей и поставить оценку проще простого. Более интересный вариант – доверить группам детей проверить друг друга самостоятельно. Как они решили правовую задачу, правильно ли применили статьи. В очередной раз учитель срабатывает как грамотный организатор – класс работает самостоятельно.
6. Рефлексия. В конце урока должны прозвучать контрольные фразы, касающиеся итогов занятия. Что понятно, что нет. Что сможем использовать в жизни, что пригодится для прохождения новых тем.
7. Мотивирующие задания. Задания на уроке «Право» должны быть повышенного уровня сложности, иметь реальную жизненную основу, заставлять невольно задумываться над решением. Благодаря этому ученики смогут применять комплексно свои знания и умения. Определение, схема, структура отрасли – намного полезнее не давать готовых визуальных образов, а предложить каждому создать свой. Важно, чтобы часть задач касались жизни самих детей, их возраста. Вопросы про долги между компаниями или просрочку по коммунальным платежам не отзовутся у нашей аудитории. Ситуации должны решаться 1-2 статьями, усложненный уровень – с подбором правильных терминов и применением логики.
8. Интерактивное обучение. Игра, переживание конкретного опыта, интерактивная задача на доске, игра по ролям – не дают уснуть ребенку во время урока. В результате ученик осмысливает полученный опыт, обобщает его (рефлексирует) и в дальнейшем применяет на практике. Одна из форм работы: учебная ситуация-проблема, представляющая собой прототип реальной ситуации, требующей оперативного решения. Можно также задействовать ситуацию-иллюстрацию, ситуацию-оценку (надо оценить готовое решение), ситуацию-тренинг. Учебник «Право» для 10-11 классов авторства А.Ф. Никитина и Т.И. Никитиной включает много хрестоматийных материалов и методических рекомендаций, которые помогут учителю смоделировать ту или иную ситуацию. Например, рубрика «Исследуем документы и материалы» содержит отрывки из официальных документов, статей разных лет и другие источники.
9. 1. Анализ явлений и событий. Писать длинные конспекты – утомительно и неинтересно. Два-три урока конспектов и интерес к предмету будет подорван. Начнутся прогулы, невыполнения заданий – у детей будет протест против «тухлого» времяпрепровождения. Если тема сложная и «муторная», то лучше задайте таблицу, график, схему. Это разрядит атмосферу на ближайший урок.
10. Метод кейсов. Принцип: заинтересовался – собрал информацию – применил – создал продукт. То есть вначале ученик получает вводные данные и задание. В процессе работы над темой поднимаются различные материалы: фильмы, аудио, анализируются сайты, литература, налаживаются контакты с представителями соответствующих отраслей. И как итог – информация преобразуется в продукт. Основная задача педагога здесь – основная задача педагога здесь – не навязать тему, а понять, что действительно интересно ученику.
11. Прием РАФТ. От английского raft — «плот». Составляющие: Роль-Аудитория-Форма-Тема. Перед учеником ставится задача – написать текст, соблюдая строгие условия. Вначале он выбирает роль (от чьего имени будет писать), затем аудиторию (родители, сверстники и т.д. ), форму (письмо, сочинение и т.д.) и, наконец, тему. Порядок выбора критериев можно менять. Прием рассчитан как на индивидуальную работу, так и в парах, группах, с последующей презентацией.
12. Прием «Фишбон» (от англ. fishbone – «рыбья кость»). Также выполняется в группах или индивидуально. Ученики разбирают информацию, опираясь на схему рыбного скелета, систематизируют данные. Подход позволяет наглядно установить причинно-следственные связи, разделить главные и второстепенные факты. В процессе активно развивается логика.