Найти тему
МИР (Море История Россия)

МПСС очень краткая история весьма важных правил

МППСС, конечно, не ПДД, но история их тоже достаточно интересна.

Началось все, наверное с англичан, ибо как там поется: " Rule, Britannia! Britannia rule the waves!". Сейчас, правда, британцы уже не те, но началось, все же с них. Первое записанное на бумагу правило относится к 1635 г. Оно содержится в «Морских трактатах», составленных англичанином Вильямом Монсоном, который приводит инструкцию для капитанов кораблей при совместном плавании. Но то была устная традиция, записанная на бумаге.

В 1780 г. в Англии появились «Инструкции для плавания», составленные адмиралом лордом Хаувом. В них мы находим следующее правило: «Корабль, идущий правым галсом, всегда должен держаться круче к ветру. Корабль, находящийся на левом галсе, должен привестись к ветру как днем, так и ночью, чтобы предотвратить несчастье. При повороте оверштаг в ночное время корабли, идущие сзади и с подветра, должны поворачивать первыми и приводиться к ветру, пока их адмиралы не займут место впереди».

Впервые правила для безопасного расхождения паровых судов были разработаны в 1840 г. английской маячной и лоцмейстерской корпорацией «Тринити Хауз». Но есть нюанс: правила сии действовали только на расстоянии пушечного выстрела от британского побережья (и, естественно, международными не являлись). У каждого порта были свои традиции (они и сейчас существуют в каждом порту), но это была первая попытка упорядочить "броуновское движение" судов (хотя бы в масштабе британского прибрежного плавания.

Правда, потребовалось еще 6 лет, чтобы эти правила обрели статус закона, хотя правил было целых два:

1) паровые суда должны были расходиться "red to red", т.е. левыми бортами. Правило обязывало суда, сближающиеся на пересекающихся курсах (так, что возникала опасность столкновения), изменить курс вправо так, чтобы пройти друг у друга по левому борту.

Почему "красный к красному"? Ну, потому, что для паровых судов уже было принято , что они несут на левом борту красный фонарь, на правом - зеленый, а на топе (верхушке) мачты белый огонь.

2) Для парусных судов, было правило, обязывающее идущее левым галсом парусное судно уступать дорогу парусному судну, идущему правым галсом.

Два вышеуказанных правила Лоцманской ассоциации для паровых судов были объединены в одно правило и узаконены актом 1846 г. Адмиралтейские правила относительно огней были включены в этот законодательный акт парламента два года спустя. Паровые суда обязывались нести зеленый и красный бортовые огни и белый топовый огонь.

Сейчас нам кажется просто нелепым, что при плавании в тумане суда не подавали никаких звуковых сигналов, и мы с удивлением узнаем, что правила, обязывающие судоводителей подавать сигналы туманным горном и паровым гудком, появились лишь в 1858 г.

В 1858 г. несение цветных бортовых огней было предписано парусным судам; подача туманных сигналов свистком была предписана паровым судам, а парусным судам — туманным горном или колоколом.

Все... (вот и все МПСС на тот момент). Впрочем, нет буквы "М" не было, ибо "международными" они стали в 1863 году, когда эти же правила были приняты французами. К концу 1864 г. эти Правила, были приняты более чем 30 морскими странами, включая Соединенные Штаты Америки и Германию.

Некоторые изменения в Правила 1863 г. были внесены и вошли в силу в 1880 г., включая новое правило, которое обязывало паровые суда подавать свистком сигналы, указывающие на предпринимаемые ими действия, чтобы избежать столкновения. Расширенный свод из 25 правил был принят в 1867 году. Но по смыслу добавлено было не сильно много новых норм.

В 1884 г. вступил в силу новый свод Правил, которые мало отличались от ранее действовавших. С включением статьи, устанавливающей сигналы, которые должны были подавать суда, терпящие бедствие, общее число Правил достигло 27. Хотя в них предусматривались почти все случаи, когда возникала опасность столкновения двух сближающихся судов, формулировки их статей были сложными и путаными. Но главное, в них не были регламентированы порядок плавания в тумане, несение огней во время стоянки на якоре, применение визуальных сигналов бедствия и ряд других моментов.

Первая Международная морская конференция по рассмотрению Правил предупреждения столкновений судов в море состоялась в Вашингтоне в 1889 г. Она была созвана по инициативе правительства Соединенных Штатов Америки. Среди новых согласованных на Конференции положений были требования о том, что: судно, которому другое судно уступает дорогу, должно сохранять не только курс, но и скорость; уступающее дорогу судно должно избегать пересечения курса другого судна у него по носу; паровым судам должно быть разрешено нести второй белый топовый огонь.

Согласованные на Вашингтонской конференции Правила были введены в действие несколькими странами, включая Великобританию и Соединенные Штаты, в 1897 г. В России в 1897, 13 (26) января так же Высочайше утверждены Правила для предупреждения столкновения судов в море. Ради интереса даю его текст (может пригодится, ибо эти же правила действвоали и во времена Цусимские)
Правила для предупреждена столкновения судов в море.

Высочайше утвержденные 13 января 1897 г.

ВВЕДЕНИЕ.

Этими правилами должны руководствоваться все суда в открытых морях и соединенных с ними водах, по которым могут плавать мореходные суда. В нижеследующих правилах, каждое паровое судно, находящееся под парусами, но не под парами, считается парусным судном; и каждое судно, под парами,— будет ли оно нести паруса, или нет, считается паровым судном.
Выражение «паровое судно» относится к каждому судну, приводимому в движение посредством машины. Настоящими правилами судно признается «на ходу», когда оно не на якоре, не ошвартовлено у берега, или не стоит на мели.

ПРАВИЛА ОТНОСИТЕЛЬНО ОГНЕЙ И ПР.

Слово «видимый» в этих правилах, применительно к огням, означает, что они видны в темную ночь при ясной атмосфере.
Огни.
Ст. 1. Правила относительно огней должны быть соблюдаемы во всякую погоду, от заката до восхода солнца, и в течение этого времени не должны быть выставляемы никакие другие огни, которые бы могли быть, по ошибке, приняты за предписанные огни.
Огни для паровых судов.
Ст. 2. Паровое судно на ходу должно нести:
а) На фок-мачте, или впереди фок-мачты, или, если судно без фок-мачты, тогда на передней части судна, на высоте над корпусом не менее 20 фут, а если ширина судна превышает 20 фут, то на высоте не менее этой ширины, так однако-ж, чтобы огонь не находился на высоте над корпусом судна более 40 фут, яркий белый огонь, который бы освещал непрерывным светом дугу горизонта в 20 румбов; огонь должен быть установлен таким образом, чтобы освещал по 10 румбов с каждой стороны судна, т. е. от направления прямо по носу, до 2-х румбов позади траверза с каждой стороны, и такой силы, чтобы быть видимым с расстояния не менее 5 миль.
б) На правой стороне - зеленый огонь, который должен освещать непрерывным светом дугу горизонта в 10 румбов и быть установленным таким образом, чтобы его свет, начиная от направления прямо по носу, переходил до 2-х румбов назад от его траверза правой стороны, и такой силы, чтобы быть видимым с расстояния не менее 2-х миль.
в) На левой стороне - красный огонь, который должен освещать непрерывным светом дугу горизонта в 10 румбов и быть установленным таким образом, чтобы его свет, начиная от направления прямо по носу, переходил до 2-х румбов назад от его траверза левой стороны, и такой силы, чтобы быть видимым с расстояния не менее 2-х миль.
г) Вышеупомянутые зеленый и красный боковые огни должны быть снабжены со стороны борта щитами, выдающимися, по меньшей мере, на 3 фута вперед от огней для того, чтобы каждый из этих огней не мог быть видим с другой стороны судна, через нос.
д) Паровое судно на ходу может нести добавочный белый огонь, подобного же устройства, как и огонь, упомянутый в ст. 2 (а). Эти два огня должны быть помещены в диаметральной плоскости таким образом, чтобы один был, по крайней мере, на 15 фут выше другого, и так расположены, чтобы нижний огонь был впереди верхнего. Вертикальное расстояние между этими огнями должно быть менее горизонтального расстояния между ними.
Огни для буксирных пароходов.
Ст. 3. Паровое судно, буксирующее другое судно, должно, в дополнение к его боковым огням, нести два ярких белых огня, вертикально один над другим, в расстоянии один от другого не менее 6 фут, а когда на буксире находится более одного судна, при чем длина буксира, измеренная от кормы буксирующего судна до кормы последнего из буксируемых, превышает 600 фут, то должно иметь добавочный яркий белый огонь, на 6 фут выше или ниже упомянутых двух белых огней. Каждый из этих огней должен быть такого же устройства и силы света, и должен быть носим на том же месте, как и белый огонь, упомянутый в ст. 2 (а), за исключением добавочного огня, который можно носить на высоте не менее 14 фут над корпусом судна.
На буксирующем паровом судне не возбраняется иметь небольшой белый огонь, позади трубы или задней мачты, чтобы облегчить управление для буксируемого судна, но этот огонь не должен быть видим впереди траверза.
Огни и сигналы для судов, не имеющих свободного движения.
Ст. 4 а). Судно, случайно лишенное возможности управляться, должно иметь на той же высоте, как и белый огонь, упомянутый в ст. 2 (а), на видном месте, - а паровое судно, вместо этого огня, - два красных огня вертикально один над другим, в расстоянии один от другого не менее 6 фут. Огни эти должны быть помещены так и иметь такую силу света, чтобы они были видимы вокруг всего горизонта с расстояния не менее 2-хъ миль. Днем, такое судно должно поднимать на наиболее видном месте, вертикально один над другим, в расстоянии не менее 6 фут между ними, два черных шара или подобных шарам предмета, имеющих каждый 2 фута в диаметре.
б) Судно, занятое прокладкой или поднятием телеграфного кабеля, должно носить в том же положении, как и белый огонь, упомянутый в ст. 2 (а), - а если оно паровое, то вместо этого огня, - три огня вертикально один над другим, в расстоянии один от другого не менее 6 фут. Верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а средний - белым и все они должны быть такой силы света, чтобы были видимы вокруг всего горизонта на расстоянии не менее 2-х миль. Днем, такое судно должно нести вертикально один над другим три предмета или знака не менее 2 фут в диаметре каждый, из которых верхний и нижний должны иметь шаровидную форму и быть красного цвета, а средний форму ромба и белого цвета. Промежутки между этими знаками должны быть также не менее 6 фут, и подняты они должны быть на таком месте, откуда были бы наилучше видимы.
в) На судах, упомянутых в этой статье, если они не имеют хода, не должно нести боковых огней, но когда суда эти имеют ход, то боковые огни должны быть открыты.
г) Огни и предметы, поднимаемые согласно требованиям этой статьи, должны быть принимаемы другими судами за сигналы, означающее, что показывающее их судно не может самостоятельно управляться и потому не может уступить дороги.
Сигналы эти не означают однако, что судно терпит бедствие и требует помощи. Taкиe сигналы приведены в ст. 31.
Огни для парусных и буксируемых судов
Ст. 5. Парусное судно на ходу и каждое буксируемое судно должны нести те же огни, какие предписаны ст. 2 для паровых судов на ходу, за исключением упомянутых там белых огней, которых ни парусное, ни буксируемое судно не должны открывать ни в каком случае.
Огни для малых судов.
Ст. 6. В тех случаях, как это бывает, например на малых судах на ходу в дурную погоду, когда зеленый и красный боковые огни не могут быть укреплены на месте, то огни эти должно иметь под руками зажженными и готовыми к употреблению. При приближении других судов или подходе к ним огни эти должны быть выставляемы на соответствующих сторонах заблаговременно, для предупреждения столкновения, таким образом, чтобы они были ясно видимы и чтобы зеленый огонь не был виден с левой стороны судна, а красный - с правой; при этом огни эти, по мере возможности, не должны быть видимы далее 2-х румбов позади траверза соответствующей стороны.
Чтобы употребление этих переносных огней было безошибочно и удобно, самые фонари, в которых они заключены, должны быть окрашены снаружи в цвета, соответствующие цвету огней, и снабжены надлежащими щитами.
Ст. 7. Для паровых судов менее 40 и гребных или парусных судов менее 20 тонн грузовой вместимости, а также для гребных шлюпок, когда эти суда и шлюпки находятся на ходу, не обязательны огни, упомянутые в ст. 2 (а), (б) и (в), но если эти суда и шлюпки не носят этих огней, то они должны быть снабжены следующими огнями:
§ 1) Паровые суда менее 40 тонн должны нести:
а) В носовой части судна, на трубе или впереди трубы, на видном месте, и на высоте над планширем судна не менее 9 фут, яркий белый огонь, установленный так, как предписано в ст. 2 (а) и такой силы света, чтобы он был видим на расстоянии не менее 2-х миль.
б) Зеленый и красный боковые огни, установленные, как предписано в ст. 2 (б и в) и такой силы света, чтобы они были видимы на расстоянии, по крайней мере, 1 мили; или, вместо того, соединенный фонарь, показывающий зеленый и красный огни, начиная от направления прямо по носу до 2-х румбов позади траверза на каждую сторону. Такой фонарь должно носить ниже белого огня не менее, как на 3 фута.
§ 2) Небольшие паровые шлюпки, подобно имеемым на мореходных судах, могут носить белый огонь на высота менее 9 фут над планширем, но он должен подниматься выше соединенного фонаря, упомянутого в § 1 (б) ст. 7.
§ 3) Суда менее 20 тонн, идущие на веслах или под парусами, должны иметь в готовности, под руками, фонарь с зеленым стеклом на одной стороне и красным на другой. При приближении судна или подходе к судну, фонарь этот должен быть выставляем заблаговременно, для предупреждения столкновения, так, чтобы зеленый огонь не был видим с левой стороны, а красный - с правой.
§ 4) На гребных судах, следующих на веслах или под парусами, должно иметь в готовности, под рукой, фонарь с белым огнем, который и должно заблаговременно показывать, в случае надобности, для предупреждения столкновения. На судах, упомянутых в этой статье, не должно носить огней, предписанных статьей 4 (а) и последним пунктом статьи 11.
Огни для лоцманских судов.
Ст. 8. Лоцманские суда, когда они находятся на станции, при исполнении лоцманских обязанностей, не должны иметь огней, требующихся от других судов, но должны носить белый огонь на топе мачты, видимый кругом по всему горизонту; сверх того, эти суда должны делать через короткие промежутки, никогда не превосходящее 15 минут, вспышки или показывать мгновенные яpкиe огни.
При приближении к другим судам или при приближении к ним судов, они должны иметь под руками, наготове, зажженные боковые огни и должны выставлять их через короткие промежутки времени, для обозначения направления, по которому они идут, но, при этом, зеленый огонь не должен быть показываем с левой стороны, а красный - с правой.
Лоцманское судно, принадлежащее к разряду судов, обязанных подходить к борту судна для передачи лоцмана, может показывать белый огонь вместо того, чтобы носить его на топе мачты, а также вместо вышеупомянутых цветных огней, может иметь под руками, в готовности к употребление, фонарь с зеленым стеклом с одной стороны и красным - с другой, для -употребления его, как предписано выше.
Лоцманские суда, не находящаяся при исполнении лоцманских обязанностей, должны носить такие же огни, какие предписаны другим судам той же вместимости.
Огни для рыбачьих судов.
Ст. 9 . а) Беспалубные рыбачьи лодки и другие беспалубные суда, когда находятся на ходу, не обязаны носить боковых огней, которые положены для прочих судов; но всякая такая лодка, взамен таких огней, должна иметь всегда в готовности фонарь с зеленым стеклом на одной его стороне, и красным стеклом на другой его стороне. При сближении лодки с другими судами, такой фонарь должен выставляться на ней заблаговременно для предупреждения столкновения, таким образом. чтобы зеленый огонь не мог быть видим с её левой стороны, а красный огонь - с её правой стороны.
б) Рыбачьи суда и беспалубные лодки, стоящие на якоре, должны держать яркий белый огонь.
в) Рыбачье судно, находящееся при ловле рыбы сетями, должно выставлять на одной из своих мачт два красные огня, вертикально один над другим, в расстоянии не менее 3 фут один от другого.
г) Рыбачьи суда (trawler), занятые ловом рыбы тралами, должны иметь на одной из мачт два огня, вертикально один над другим, в расстоянии не менее 3 фут один от другого, из которых верхний должен быть красный, а нижний - зеленый и, сверх того, они должны или иметь на своих бортах боковые огни, установленные для других судов, или же, если не могут держать таковых огней, то должны их иметь в постоянной готовности на палубе, как это установлено для малых судов по ст. 7; или, по меньшей мере, иметь фонарь с красным и зеленым стеклами, согласно тому, как это описано в пункте (а) настоящей статьи.
д) Рыбачьим судам и беспалубным лодкам не воспрещается, если они пожелают, в дополнение к имеющимся у них огням, показывать также мгновенный огонь
е) Огни, о которых упоминается в этой статье, заменяют огни, о которых говорится в статьях 12, 13 и 14 конвенции между Франций и Англией, приложенной к английскому уставу о морских рыбных промыслах 1868 г.
ж) Все огни, требуемые этой статьей, кроме боковых огней, должны быть в шарообразных фонарях, устроенных таким образом, чтоб огонь был виден вокруг всего горизонта.
Огни на догоняемых судах.
Ст. 10. Судно, нагоняемое другим должно показывать с кормы этому последнему, или белый огонь или вспышку. Белый огонь, требуемый этою статьей, может быть местным в фонаре, но, в таком случае, фонарь должен быть так устроен, укреплен и иметь такие щиты, чтобы он бросал непрерывный свет по дуге горизонта в 12 румбов компаса, а именно по 6 румбов от направления киля прямо назад на каждую сторону судна, так, чтобы был виден с расстояния, по меньшей мере, 1 мили. Такой огонь должен быть выставляем, по возможности, на той-же высоте, как и боковые огни.
Огни для судов, стоящих на якоре или на мели.
Ст. 11. Судно менее 150 фут длины, стоя на якоре, должно иметь в носовой части, на видном месте и на высоте не свыше 20 фут над корпусом судна, белый огонь в фонаре, таким образом устроенном, чтобы свет его был ясный, ровный и непрерывный, видим
Судно длиною в 150 фут и более, стоя на якоре, должно иметь в носовоый вокруг, по всему горизонту, на расстоянии, по крайней мере, 1 мили.й своей части, на высота не менее 20 и не более 40 фут над корпусом судна, один такой же огонь, а на корме или по близости кормы и на высоте не менее 15 фут ниже переднего огня, другой такой-же огонь.
Длина судна берется та, которая показана в его регистрованном свидетельстве.
Судно, стоящее на мели на фарватере или вблизи фарватера, должно иметь вышепоказанный огонь или огни и два красных огня, предписанных ст. 4 (а)
Сигналы для обращения на себя внимания.
Ст. 12. Каждое судно, желающее обратить на себя внимание, в добавок к огням, которые обязательны по этим правилам, может показывать короткую вспышку, жечь фальшфейер, или употреблять любой звуковой сигнал, но с условием, чтобы он не мог быть принят ошибочно за сигнал о бедствии.
Особые огни для эскадр, для конвоя и для частных судов.
Ст. 13. Ничто из содержащегося в этих правилах не может служить препятствием к установлению правительствами каких-бы то ни-было особых правил н положений относительно дополнительных, постоянных и сигнальных огней для двух, или более военных судов, или для судов, идущих с конвоем, равно и особых опознательных сигналов, принимаемых судовладельцами, если они утверждены их правительствами и должным образом узаконены и опубликованы.
Отличительный сигнал парового судна, идущего под парусам и с поднятою трубою.
Ст. 14. Паровое судно, идущее только под парусами, но имеющее трубу поднятою, должно носить днем, впереди, на видном месте, один черный шар или подобный ему предмет, имеющий 2 фута в диаметре.

ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ ВО ВРЕМЯ ТУМАНА И ПР.

0бщие правила для туманных сигналов.
Ст. 15. Все сигналы, предписываемые этою статьей правил для судов на ходу, должны производиться:
1) «На паровых судах» - свистком или сиреною.

2) «На парусных судах и судах, следующих на буксире» - туманным горном.

Под словами «долгий звук», употребляемыми в этой статье, должно понимать звук продолжительностью от 4 до 6 секунд.

Каждое паровое судно должно быть снабжено хорошим свистком или сиреною, приводимыми в действие паром или чем либо иным, заменяющим пар, и установленным таким образом, чтобы никакой предмет не мешал распространению звука, и, сверх того, сильным туманным горном, который издавал бы звук при помощи механических средств, и достаточной величины колоколом *). Парусное судно в 20 тонн грузовой вместимости и более должно быть снабжено подобным-же туманным горном и колоколом.

*) Во всех случаях, где правилами требуется употребление колокола, на турецких судах он может быть заменен барабаном или гонгом, где таковые употребляются на малых морских судах.

Во время тумана, пасмурности, падающего снега или шторма с сильным дождем, как днем, так и ночью, сигналы, описанные в этой статье, должны быть производимы нижеследующим образом:

а) Паровое судно на ходу должно подавать, через промежутки не более 2-х минут, один долгий звук.

б) Паровое судно на ходу, но остановившееся на время и не имеющее хода, должно подавать, через промежутки не более 2-х минут, два долгих звука, с промежутком между ними около одной секунды.

в) Парусное судно на ходу должно подавать, через промежутки не более одной минуты, когда оно идет правым галсом - один звук, а левым галсом - два звука, а если идет полным ветром - три звука сряду, последовательно один за другим.

г) Судно, стоящее на якоре, должно, через промежутки не более одной минуты, учащенно звонить в колокол, каждый раз приблизительно в течение 5 секунд.

д) Судно с буксиром, судно, занятое проложением или поднятием телеграфного кабеля, и судно, которое не в состоянии уступить дороги приближающемуся судну, потому что не может быть свободно управляемо и не в состоянии уклониться, если то требуется сими правилами, вместо сигналов, предписываемых в пп. а) и в) этой статьи, должно подавать три последовательных звука, через промежутки не более двух минут, а именно: один долгий, затем -два коротких. На буксируемом судне не возбраняется подавать тот же сигнал, но затем не должно делать никакого другого сигнала.

Вышепоказанные сигналы не обязательны для парусных судов и лодок менее 20 тонн вместимости, но в этом случае они должны подавать каше-либо другие отвечающие своему назначению звуковые сигналы, через промежутки не более одной минуты.

СКОРОСТЬ СУДНА ДОЛЖНА БЫТЬ УМЕНЬШАЕМА ВО ВРЕМЯ ТУМАНА И ПР.

Ст. 16. Каждое судно в туман, при пасмурности, падающем снеге или шторме с сильным дождем должно идти умеренным ходом, тщательно сообразуясь с существующими обстоятельствами и условиями плавания.

Паровое судно, услыхав, по-видимому впереди своего траверза, туманный сигнал другого судна, положение которого еще не определено, должно, насколько то позволяют обстоятельства, застопорить свою машину и затем идти с осторожностью, пока не минует опасность столкновения.

ПРАВИЛА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СУДАМИ ПОД ПАРАМИ И ПАРУСАМИ

Mеры, принимаемые для избежания столкновения.

Опасность столкновения может, если обстоятельства позволяют, быть предусмотрена тщательным наблюдением за пеленгом приближающегося судна. Если пеленг заметным образомъ не изменяется, то очевидно, что существуешь возможность столкновения.

При встрече парусных судов.

Ст. 17. Когда два парусных судна сближаются таким образом, что предвидится возможность столкновения, то одно из них должно уступить дорогу другому, согласно нижеследующим правилам:

а) Судно, идущее полным ветром, должно уступить дорогу судну, идущему бейдевинд.

б) Судно, идущее бейдевинд левым галсом, должно уступить дорогу судну, идущему бейдевинд правым галсом.

в) Если оба судна идут полным ветром, но разными галсами, то судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу судну, идущему правым галсом.

г) Если оба судна идут полным ветром и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу тому, которое находится под ветром.

д) Судно, идущее на фордевинд, уступает дорогу другому судну.

При встрече паровых судов.

Ст. 18. Когда два паровых судна идут прямо, или почти прямо друг на друга, таким образом, что предвидится возможность столкновения, то каждое из них должно изменить свой курс вправо так, чтобы каждое судно могло пройти одно у другого по левому борту.

Эта статья применяется только в тех случаях, когда суда идут прямо, или почти прямо на встречу одно к другому, и имеется в виду опасность столкновения, но она не применяется к таким двум судам, которые, продолжая идти своими курсами, могут свободно пройти одно мимо другого.

Единственный случай, в котором эта статья имеет применение, есть тот, когда каждое судно идет курсом прямо или почти прямо противным другому судну; другими словами, - к случаям, когда днем каждое судно видит мачты встречного судна, в створе или почти в створе со своими, а ночью, - когда каждое из судов находится в таком положении, что видит одновременно оба боковые огня другого судна.

Статья эта не относится к случаям, когда днем одно из судов видит у себя впереди другое, идущее на пересечку своего курса, или ночью к случаям, когда красный огонь одного судна обращен к красному огню другого или зеленый огонь одного обращен к зеленому огню другого; или когда виден впереди один красный огонь без зеленого или один зеленый без красного; или же, когда будут видны оба: зеленый и красный огни встречного судна, но в стороне, а не впереди по курсу.

При пересекающихся курсах.

Ст. 19. Когда два паровых судна идут на пересечку курса одно другому таким образом, что может последовать возможность столкновения, то судно, которое видит другое на своей правой стороне, должно уступить дорогу другому судну.

При встрече парусного судна с паровым.

Ст. 20. Если паровое и парусное суда сближаются такими курсами, что возникает возможность столкновения, то паровое судно должно уступить дорогу парусному.

Для судна, которому уступают дорогу.

Ст. 21. Когда по какому бы то ни было из этих правил, одно судно должно уступать дорогу другому, то это последнее должно идти прежним курсом и с тою же скоростью.

Примечание. Когда вследствие пасмурности или других причин, на судне, не обязанном сторониться с пути, по прямому смыслу ст. 21, замечено будет, что, несмотря на меры для избежания столкновения, принятия на встречном судий, - оно неминуемо, то первое судно обязанное, по прямому смыслу ст. 21, продолжать свой курс с тою же скоростью, в этом исключительном случай, должно принять вей возможные меры чтобы избегнуть столкновения (См. ст. 27 и 29).

Для судна уступающего дорогу.

Ст. 22. Каждое судно, которое, по этим правилам, должно уступать дорогу другому судну, обязано, если позволяют обстоятельства, избегать пересечения курса другого судна, перед носом этого последнего.

Для парового судна, уступающего дорогу.

Ст. 23. Каждое паровое судно, которое по этим правилам должно уступать дорогу другому судну, обязано при приближении к нему, если нужно, уменьшить ход, остановить машину или дать задний ход.

Для обгоняющего судна.

Ст. 24. Не взирая на все, заключающееся в каждой из этих предыдущих статей, всякое судно обгоняющее другое, должно сторониться с пути обгоняемого судна.

Всякое судно, подходящее к другому с направления более 2-х румбов позади траверза, т. е. находящееся в таком положении относительно догоняемого судна, что ночью с него не видно ни одного из боковых огней последнего, должно считаться обгоняющим судном, и никакое последовавшее затем изменение в положении этих судов не может дать повода, считать, по смыслу предписываемых правил, обгоняющее судно за встречное, или снять с него обязанность сторониться с пути обгоняемого судна, до тех пор, пока последнее не будет окончательно пройдено и оставлено позади.

Если днем, на обгоняющем судне, не всегда можно с точностью определить, действительно-ли оно впереди или позади указываемая выше направления относительно другого судна, то оно должно, в случае сомнения, считать себя обгоняющим и сторониться с пути другого.

Для парового судна в узкостях.

Ст. 25. В узких проходах всякое паровое судно должно, если это безопасно и возможно, держаться той стороны фарватера или главного прохода, которая находится с правой стороны судна.

Для парусных судов при встрече с рыбачьими судами.

Ст. 26. Парусные суда на ходу должны уступать дорогу парусным судам или лодкам, занимающимся ловлею рыбы сетями, линями или тралами. Это правило не дает, однако, право рыбачьим судам, занимающимся рыбною ловлею, заграждать фарватер, по которому ходят другие суда, кроме рыбачьих.

Отступление от правил.

Ст. 27. При исполнении и применении этих правил следует обращать должное внимание на всякого рода опасности плавания и столкновений и на те особые обстоятельства, при которых делается иногда необходимым отступление от упомянутых правил, для избежания неминуемой опасности.

ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ ДЛЯ СУДОВ , НАХОДЯЩИХСЯ В ВИДУ ДРУГ У ДРУГА.

Ст. 28. Слова «короткий звук», употребляемые в этой статье, должны означать звук продолжительностью около одной секунды.

Когда суда находятся в виду одно у другого, то паровое, ложась на какой либо курс, допускаемый или требуемый этими правилами, должно обозначить это направление свистком или сиреною, следующим образом:

Один короткий звук означает: «изменяю свой курс в правую сторону».

Два коротких звука означают: «изменяю свой курс в левую сторону».

Три коротких звука означают: «моя машина работает полным заднимъ ходом».

НИ НА КАКОМ СУДНЕ, НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ НЕ ДОЛЖНО ПРЕНЕБРЕГАТЬ НАДЛЕЖАЩИМИ МЕРАМИ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ.

Ст. 29. Ничто из содержащегося в этих правилах не может избавить ни судно, ни его владельца, ни шкипера, ни команду его от ответственности за последствия, могущая произойти от упущения относительно держания огней, или производства сигналов, или от небрежного смотрения вперед, или от непринятия какой-либо предосторожности, соблюдение которой требуется морскою практикою, или исключительными обстоятельствами данного случая.

ПРАВО ИЗДАНИЯ ОСОБЫХ ПРАВИЛ ДЛЯ ПОРТОВ И ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ.

Ст. 30. Ничто, из содержащегося в этих правилах, не может служить препятствием к действию правил, которые могут быть установлены местными правительственными властями, относительно плавания в портах, реках, или во внутренних водах.

СИГНАЛЫ О БЕДСТВИИ.

СТ. 31. Если судно терпит бедствие и требует помощи от другого судна, или с берега, то оно должно делать следующие сигналы, производя их одновременно, или порознь, а именно:

Днем:

1) Выстрелы из орудия, или другие, производимые путем взрыва, сигналы, через промежутки около одной минуты.

2) Сигнал о бедствии международного свода, обозначенный буквами НС.

3) Отдаленный сигнал, состоящей из квадратного флага, имеющего над ним, или под ним шар, или другой, похожий на шар, предмет.

4) Непрерывный звук всяким туманным аппаратом для производства туманных сигналов.

Ночью:

1) Выстрелы из орудия или другие, производимые путем взрыва, сигналы, через промежутки около одной минуты.

2) Пламя на судне (как, например, сожжение смоляной, или масляной бочки и пр.).

3) Ракеты или гранаты, выбрасывающие звезды всякого цвета, или вида, пускаемые по одной зараз, через короткие промежутки времени.

4) Непрерывный звук любого аппарата для производства туманных сигналов.

Подписали:

Управляющий Морским Министерством, - Вице-Адмирал П. Тыртов

и Начальник Главного Гидрографического Управления - Вице-Адмирал П. Назимов.

На следующей Морской конференции, состоявшейся в Брюсселе в 1910 г., было достигнуто международное соглашение по своду Правил, которые очень мало отличались от Правил, принятых на Вашингтонской конференции. Правила 1910 г. действовали до 1954 г.

Возможно, что Правила, выработанные представителями морских держав на Вашингтонской конференции 1889 г., дополненные в 1894 г. и ставшие законом в 1897 г., не претерпели бы существенных изменений еще много лет, не случись катастрофы с «Титаником». Именно этот прецедент стал толчком появлению конвенции по спасению человеческой жизни на море (но это уже отдельная история)