В 2003 году случилось серьезное авиационное происшествие. По грузовому самолету A300B4F-203F компании DHL была выпущена ракета из переносного зенитного ракетного комплекса. Самолет удалось посадить в аэропорту Багдада, несмотря на серьезные повреждения от попадания ракеты:
Это далеко не единственный случай поражения гражданского самолета из ПЗРК. За последние 50 лет произошло не менее 40 таких инцидентов. В результате этих атак погибло 760 человек.
Поскольку гражданские самолеты являются абсолютно беззащитными перед средствами поражения, попадание в них выпущенной ракеты практически неизбежно. Случай, описанный в начале статьи, вызвал особое внимание, потому что (помимо того, что самолет удалось посадить с такими повреждениями) именно он стал триггером для разработки средств защиты гражданских самолетов от ракет ПЗРК и оснащения машин этими средствами. Требования к такой системе были поставлены весьма серьезные - вероятность срыва атаки должна составлять не менее 0,9 при пуске одной ракеты и не менее 0,8 при комбинированной атаке.
На момент 2003 года, планировалось оснащение такими системами около 6800 самолетов. Программа получила название "Counter-MANPADS" (дословный перевод - "против ПЗРК").
В итоге компания Northrop Grumman разработала систему под названием Guardian на базе системы AN /AAQ -24 Nemesis, предназначенной для боевой авиации. Вот эта система на фото:
Принцип работы этой системы достаточно прост - при обнаружении пуска ракеты ПЗРК система вычисляет ее траекторию, а при входе в зону своего поражения облучает головку самонаведения ракеты лазерным лучом, "ослепляя" ее.
Система весила 250 кг, размещалась в специальном легкосъемном контейнере и потребляла в "спящем режиме" всего 1,8 кВт (прям как средняя электрическая плита).
Компания FedEx оснастила в общей сложности 11 самолетов такой системой (1 самолет MD-10, 10 самолетов MD-11).
Другая подобная система под названием JetEye была разработана компанией BAE Systems, но она дальше испытаний не ушла и на серийные машины не устанавливалась. А потратили не много, не мало, 150 лямов вечнозеленых :)
Испытания системы от Northrop показали высокую ее эффективность против ракет ПЗРК, однако, информации о случаях отражения атак мне найти не удалось. Однако вот что имеется - бывший сотрудник компании Northrop Grumman судили по подозрению в мошенничестве, которое он совершил в 2007-2008 годах. Компания намеренно завышала расходы по программе, предоставляла поддельную бухгалтерскую отчетность и обманывала Министерство внутренней безопасности США в отношении результатов работ и испытаний. По данным американских компетентных органов, ущерб от этих действий составил не менее 62 миллионов долларов. И это не считая денег, потраченных на разработку!
По итогу все сошлись на том, что не надо прикрывать гражданские самолеты бортовыми средствами защиты от ПЗРК, а нужно всего лишь... контролировать черный рынок сбыта. Вот.
Спасибо за прочтение :)
Другие статьи, рекомендуемые к прочтению: