Найти тему
Авиационный уголок

Лазерная система ПВО на гражданских самолетах

В 2003 году случилось серьезное авиационное происшествие. По грузовому самолету A300B4F-203F компании DHL была выпущена ракета из переносного зенитного ракетного комплекса. Самолет удалось посадить в аэропорту Багдада, несмотря на серьезные повреждения от попадания ракеты:

Повреждения от попадания ракеты. Фото из Сети.
Повреждения от попадания ракеты. Фото из Сети.

Это далеко не единственный случай поражения гражданского самолета из ПЗРК. За последние 50 лет произошло не менее 40 таких инцидентов. В результате этих атак погибло 760 человек.

Поскольку гражданские самолеты являются абсолютно беззащитными перед средствами поражения, попадание в них выпущенной ракеты практически неизбежно. Случай, описанный в начале статьи, вызвал особое внимание, потому что (помимо того, что самолет удалось посадить с такими повреждениями) именно он стал триггером для разработки средств защиты гражданских самолетов от ракет ПЗРК и оснащения машин этими средствами. Требования к такой системе были поставлены весьма серьезные - вероятность срыва атаки должна составлять не менее 0,9 при пуске одной ракеты и не менее 0,8 при комбинированной атаке.

На момент 2003 года, планировалось оснащение такими системами около 6800 самолетов. Программа получила название "Counter-MANPADS" (дословный перевод - "против ПЗРК").

В итоге компания Northrop Grumman разработала систему под названием Guardian на базе системы AN /AAQ -24 Nemesis, предназначенной для боевой авиации. Вот эта система на фото:

Подальше. Фото из Сети.
Подальше. Фото из Сети.
Поближе. Фото также из Сети.
Поближе. Фото также из Сети.

Принцип работы этой системы достаточно прост - при обнаружении пуска ракеты ПЗРК система вычисляет ее траекторию, а при входе в зону своего поражения облучает головку самонаведения ракеты лазерным лучом, "ослепляя" ее.

Система весила 250 кг, размещалась в специальном легкосъемном контейнере и потребляла в "спящем режиме" всего 1,8 кВт (прям как средняя электрическая плита).

Компания FedEx оснастила в общей сложности 11 самолетов такой системой (1 самолет MD-10, 10 самолетов MD-11).

Самолет компании FedEx с установленной системой. Фото из Сети.
Самолет компании FedEx с установленной системой. Фото из Сети.

Другая подобная система под названием JetEye была разработана компанией BAE Systems, но она дальше испытаний не ушла и на серийные машины не устанавливалась. А потратили не много, не мало, 150 лямов вечнозеленых :)

Испытания системы от Northrop показали высокую ее эффективность против ракет ПЗРК, однако, информации о случаях отражения атак мне найти не удалось. Однако вот что имеется - бывший сотрудник компании Northrop Grumman судили по подозрению в мошенничестве, которое он совершил в 2007-2008 годах. Компания намеренно завышала расходы по программе, предоставляла поддельную бухгалтерскую отчетность и обманывала Министерство внутренней безопасности США в отношении результатов работ и испытаний. По данным американских компетентных органов, ущерб от этих действий составил не менее 62 миллионов долларов. И это не считая денег, потраченных на разработку!

По итогу все сошлись на том, что не надо прикрывать гражданские самолеты бортовыми средствами защиты от ПЗРК, а нужно всего лишь... контролировать черный рынок сбыта. Вот.

Спасибо за прочтение :)

Другие статьи, рекомендуемые к прочтению:

Почему окна у самолетов круглые, а не квадратные

Допустимые режимы полета