Найти в Дзене
BlackRoom: история людей

Как раб стал первым темнокожим самураем Японии? История о Ясукэ

Казалось бы, сюжет больше подходит для какого-нибудь полуфантастического фильма. Но такое действительно было, и сейчас я об этой удивительной истории расскажу подробнее.

Работорговля – один из древнейших человеческих «промыслов», которому вот уже несколько тысяч лет. Вот и в Юго-Восточной Африке XVIв. она под контролем португальцев тоже процветала. Вывозимых с территории нынешнего Мозамбика и Южного Судана рабов продавали во многих уголках тогдашнего мира; немало рабов, как правило юных, оказывалось в Индии. Туда и попал наш герой Ясукэ, имя которого, вероятно, было японским искажением имени Исаак.

Оказавшись в Индии, Ясукэ повезло попасть на службу к главному иезуиту Азии Алессандро Валиньяно, который в это время пребывал в Индии с миссионерской поездкой. После Индии его ждала Япония, куда он и отправился в 1579г. вместе со своим телохранителем Ясукэ.

Появление в Японии до сели невиданного человека с тёмной кожей вызвало огромный интерес местного населения. Помимо цвета кожи японцев впечатляли огромный по их меркам рост – 188см и «сила 10 человек». В портовом городе Сакаи огромные толпы людей даже устроили давку в надежде увидеть необычного гостя, в результате которой даже было затоптано несколько человек. А сам Ясукэ был вынужден бежать на лошади, пробиваясь сквозь толпу.

Самый могущественный военачальник Японии Ода Нобунага, наслышанный о Ясукэ, приказал привести его к себе. К тому времени немалого ума африканец смог достаточно освоить японский и самостоятельно вёл разговор с Нобунагой. Во время разговора Ода захотел убедиться в натуральности цвета кожи Ясукэ, поэтому попросил того раздеться до пояса. Обнаружив, что обмана нет, Нобунага оказался сильно впечатлён необычным, сильным и умным иезуитом.

Ода Нобунага. Портрет
Ода Нобунага. Портрет

Но раб оставался рабом. По прошествии пары дней Ода попросил Валиньяно отдать (продать) Ясукэ ему на службу. Тот не отказался. Ясукэ вступил в очень почётную должность и стал носителем оружия Нобунаги. Помимо этого, ещё и был доверенным лицом в заграничных делах. Менее чем через год Ясукэ получил за свои заслуги резиденцию в Адзути, слуги и, самое главное, катану. А катана являлась символом воина-самурая, поэтому считается, что Ясукэ был не только первым темнокожим самураем, но и первым самураем неяпонского происхождения в принципе. Неплохо устроился, как для бывшего раба так особенно.

Ясукэ часто сопровождал своего господина в его походах против других японских кланов. Во время одного из таких походов против клана Мори в июне 1582г. Ясукэ вместе с другими остался на ночлег в храме Хонно-дзи. Незадолго до рассвета многотысячная армия Акэти Мицухидэ атаковали людей Нобунаги. В результате артиллерийского обстрела и последовавшего рукопашного боя практически все были перебиты, а Ода Нобунаги сделал себе сэппуку, т.е. совершил ритуальное самоубийство. Последний его приказ был отдан именно Ясукэ, которому было велено не попасть в руки заклятых врагов. Наш герой бежал к новому главе клана, наследнику Ода – Оде Нобунаги. Правда, тот тоже вскоре был вынужден совершить сэппуку, оказавшись с малочисленным отрядом в безвыходной ситуации. В конечном итоге Акэти Мицухидэ, который считал темнокожего не человеком, а животным,приказал вернуть Ясэку обратно иезуитам. Это было последним достоверным свидетельством о темнокожем самурае. Записи о подобных людях встречаются в Японии, но нет оснований полагать, что это был Ясукэ.

В современной японской культуре образ Ясукэ обрёл большую популяронсть и отразился в виде комиксов, аниме, фильмов.