Минский водопровод официально запустили 150 лет назад. В честь этого события в Александровском сквере установили фонтан «Мальчик с лебедем». Кто спроектировал единственную сохранившуюся в Минске городскую скульптуру XIX века и как она служила индикатором исправности водной системы — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Население Минска во второй половине XIX века стремительно росло и приближалось к 100 тыс. человек. Благодаря строительству железнодорожной магистрали прежде относительно небольшой губернский город превратился в железнодорожный узел и оказался в преддверии бурного промышленного роста. Без централизованного водопровода обойтись было уже невозможно. Решение о его строительстве городская управа приняла в 1871 году. Контракт на работы подписали с рижским торговым домом «Вебер и К°».
Водозабор находился на территории современного Белгосцирка. Несмотря на близость к Свислочи, воду брали не из реки, а исключительно из артезианских скважин. Их пробурили две, по 30 м каждая. Воду качал 18-сильный паровой насос производительностью 500 м3 воды в сутки. На возвышенности примерно в том месте, где сегодня расположен выход со ст. м. «Октябрьская» у Дома офицеров, возвели водонапорную башню. Свою функцию она выполняла довольно долго — ее разобрали в середине XX столетия.
Первая водонапорная башня на углу Александровского сквера. Ее возвели, несмотря на протесты общественности. Необычное инженерное сооружение возмущало богатую публику специфической архитектурой
В декабре 1873-го состоялся пробный пуск минского водопровода. Вода тогда побежала в первые 16 домовладений.
Сразу была введена и плата за него — во всех домах, подключенных к централизованному водоснабжению, установили счетчики. Мерили в ведрах. Цена за 100 ведер воды (1 230 л) составляла 15 копеек, позже она подросла до 20 копеек. Городской бюджет неплохо зарабатывал на воде, ведь ее себестоимость составляла всего 5,6 копейки за 100 ведер. Естественно, что плата за аренду квартир, приобщившихся к благам цивилизации, мгновенно подскочила.
Официальное открытие водопровода состоялось 12 февраля 1874 года. В честь этого события в Александровском сквере установили фонтан «Мальчик с лебедем». Если присмотреться к его основанию, можно увидеть табличку «1874». Помимо того, чтобы радовать глаз горожан и напоминать им о важной вехе в истории Минска, фонтан призван был служить индикатором исправности водопровода: если струи слабеют или отсутствуют вовсе, значит, что-то не так со всей системой.
Александровский сквер, 1913 год
Городская легенда приписывала авторство скульптуры «Мальчик с лебедем» итальянцу Джованни Лоренцо Бернини. Никого не смущало, что известный мастер скончался почти за два столетия до появления фонтана. На самом деле автором является немецкий скульптор Теодор Калиде. Причем для него это была первая самостоятельная работа. И сразу успех. За «Мальчика с лебедем» Калиде получил медаль на лондонской выставке. Скульптура стала тиражироваться. Она украсила одну из резиденций английской королевы Виктории и сад Шарлоттенбург прусского короля Фридриха Вильгельма III. Всего было сделано около 200 копий. Статуя в Александровском сквере — одна из них. Отлита она была в Польше, а от многочисленных близнецов по всему миру ее отличает целомудренность — нагота минского мальчика прикрыта фиговым листом.
Какое-то время в воде вокруг фонтана плавали кувшинки и черепахи, но потом они исчезли. По этому поводу в 1887 году сокрушался корреспондент «Минского листка»: «Фонтан в сквере раньше работал чаще, и в водоеме плавали рыбы и черепахи, а теперь чугунный лебедь с мальчиком зря открывает свой клюв».
В 1930-м фонтан собирались списать в утиль как образчик чуждой культуры, а на месте «Мальчика с лебедем» планировали установить разнополую скульптурную пару пролетариев. Но повезло: фонтан уцелел.
Зато его не пощадила война. Восстанавливал городскую скульптуру народный художник Заир Азгур. А после того, как в 1981 году в фонтан залезли два вандала, один из которых свернул шею лебедю и повредил руку мальчика, ее пришлось реставрировать заново. Эту работу выполнил скульптор Владимир Маслыко.
Еще одно обновление ждало фонтан уже в наше время. В 2016-м в нем заменили оборудование, отвечающее за циркуляцию воды, привели в порядок скульптурную композицию. Тогда же на бортик чаши вернули пять отлитых в бронзе лягушек, зачем-то убранных в 1980-х годах.
Справочно Вслед за Минском водопроводы стали появляться и в других белорусских городах. К 1913 году ими могли похвастаться также Гродно, Могилев, Витебск, Гомель, Мозырь и Слоним. В Минске к этому времени протяженность водопроводных сетей составила 40 км, было пробурено пять скважин глубиной 150–180 м.
После строительства водопровода в белорусской столице занялись канализацией. Ее прокладка оказалась еще более сложным делом. Основной проблемой стал район современной ул. Немиги, который постоянно заливало. До революции работы не завершили. Система канализации в городе начала активно развиваться только с 1927 г. Очистку стоков осуществляли естественным способом, то есть путем подачи на поля фильтрации, которые располагались в районе велозавода.