Найти тему
Объятия Отча

Что значит - покаяться?

Подготовка к Великому посту началась! В это воскресенье читается Евангельский отрывок о Закхее. (Лк, 19, 1-10).

Послушаем проповедь- толкование этого отрывка митрополита Антония Сурожского.

-2

Человек богатый, знатный, но малого роста, он искал видеть Христа. Мы не знаем, что его побуждало, но едва ли простое любопытство, потому что оно не позволило бы ему перенести насмешки, шутки, смех окружающих людей. Представьте себе: живущий в небольшом городке богатый и знатный человек, уважаемый всем городом - вдруг, как мальчишка, взбирается на дерево. Сколько вокруг него было насмешек!

Но как Закхею было так видеть Христа, хоть заглянуть Ему в лицо, что он пренебрег всем этим и победил тщеславие никаким-то подвигом, борьбой, а полным безразличием к тому, что люди могут о нем думать люди - так для него было важно, так необходимо лицезреть Спасителя. И он Его увидел.

Изо всей толпы Христос приметил только Закхея, потому что тот своей устремленностью к нему победил в себе всякий страх перед людьми, всякий ложный стыд. Перенес насмешки, поругания - лишь бы увидеть Христа, и Христос его призвал и остановился в его доме.

Тщеславие, как говорит пр. Иоанн Лествичник, - это дерзость перед Богом и трусость перед людьми.

Тщеславие - это такое расположение, при котором мы не считаемся с тем, что может Бог думать о наших поступках, словах, о нашей жизни, а обращены только к тому, как отзываются о нас люди. Тщеславный человек живет страхом перед человеческим судом, и это лишает его всякого страха Божия. Это состояние не только опасное, но и страшное, потому что еще один шаг - и за тщеславием последует гордыня.

Гордыня - это сознательное отношение к себе самому как к последнему судии, как к тому, над которым нет ни Божьего, ни человеческого суда. Это состояние довольно редкое среди нас, слава Богу, но тщеславие нас всех в той или иной мере держит в плену.

Но рассказ о Закхее на том не кончается, Христос заходит в его дом, и Закхей ему говорит, что всю свою жизнь выправит, не только свои долги, но все, чем он других обидел, он исправит.

Мы, когда услышим Евангелие,, изменяем свою жизнь в соответствии с ним? А Иоанн Креститель говорил: покайтесь - значит - принесите достойные плоды покаяния. Плакать - недостаточно! Надо исправить свою жизнь! Исправить и по отношению к тем людям, которые от нас пострадали. Это могут быть материальные долги, слова, поступки, чувства, мысли по отношению к человеку. Все должно быть пересмотрено.

Скоро будет Прощеное воскресенье, когда мы просим прощения у всех. Хорошо просить прощения у тех, которые к нам хорошо относятся. Но перед тем, как просить прощения, мы должны подумать, как глубоко мы ранили человека. А когда у тебя просят прощения, надо спросить у себя: насколько во мне еще кипит негодование по отношению к этому человеку, готовы ли мы служить ему?

Эти вопросы надо задать себе заранее, а не когда человек уже подходит. Мы должны знать, что слово "прощаю" становится началом истинного примирения. А примирение достигается только ценой отказа от самого себя. Но простить - не значит - забыть. Но не в том смысле, что сохранить в душе зло, а чтобы помнить, что в этом человеке есть некоторая слабость, которая может вылиться в новую обиду, ссору. И мы должны познать в себе самом слабость, которая дала возможность нанесения обиды ближнему, надо следить за ней, чтобы она не прорвалась в новый грех.

Вот о чем говорит нам рассказ о Закхее.

Еще интересная статья: